Нынче очень часто застройка в городах происходит по принципу «я купил землю и построю, что хочу». Никто не думает ни об архитектурной композиции района, ни о том, какие чувства у горожан будет вызывать его постройка… Когда-то в Сызрани об этом задумывались очень серьёзно…
Храм Ильи Пророка располагается севернее крепости-кремля, на противоположном берегу реки Крымзы. Он являлся композиционным центром, на который ориентировалась застройка Крымзенской слободы, а также вершиной воображаемого равнобедренного треугольника, образованного самим храмом, Успенской церковью и Христорождественским собором. Это позволяло визуально соединить две части города, разъединенные рекой. Стоящий на правобережье Крымзы храм и сегодня хорошо виден из центра.
Сложно сказать, когда был построен первая деревянная Ильинская церковь с приделом Николая Чудотворца. Точно известно, что местные купцы в 1776 году обратились к отцу Вениамину, архиепискому Казанскому с просьбой о позволении устроить каменный храм вместо деревянного, уже обветшавшего от времени.
В 1778 году 18 июля, по благословению преосвященного Амвросия Подобедова, разрешено было освятить холодный Храм во имя пророка Ильи. Иконостас сделан резной, весь золоченный густым золотом, царския двери резныя. Иконы все писаны священником Алексеем Афиногеновым. В святом алтаре пол был каменный, из нетесаного мелкого камня. Колокольня –четырехъярусная.
Через четыре года был составлен первый регулярный план строительства города. При формировании системы пересекающихся улиц и переулков были учтены не только особенности рельефа, но и месторасположение церквей. Они являлись в какой-то степени композиционными центрами. Так как Ильинская церковь находилась ближе всего к крепости-кремлю, при составлении плана рядом с этим храмом спроектировали Ильинскую ныне Интернациональную улицу. Она стала главной магистралью закрымзенской, второй по размерам, части города.
При опустошительном пожаре в 1906 году церковь обгорела, но потом была восстановлена и заодно расширена. Необходимость такая назрела давно. До пожара в Ильинском приходе уже числилось 680 дворов, где проживало 2720 мужчин и 2794 женщины. Это был тогда в Сызрани самый большой приход. Работы эти были закончены к 15 июня 1913 года. А через три месяца в храме устроили водяное отопление. Предполагалось установить даже электрическую вентиляцию… Однако этой и многим другим задумкам прихожан не суждено было сбыться.
Далее, к сожалению, как обычно – советская власть и аренда храма заводом «Сызраньсельмаш».
Времена сейчас другие и очень хочется, чтобы вся архитектурная композиция из трех храмов в Сызрани была воссоздана в самом полном смысле. Успенская церковь и Ильинский храм действуют. Дело осталось только за Христорождественским собором.
3 ноября. О блаженстве учеников Христа

В 10-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа, обращённые к ученикам: «Блаженны очи, видящие то, что вы видите!»
О блаженстве учеников Христа — протоиерей Илья Кочуров.
Слово «блаженство» можно сравнить с русским словом «счастье» — счастливое пребывание человека в каком-то состоянии. Вне всякого сомнения, лицезрение пречистого лика Спасителя, слышание Его Божественного голоса — это само по себе является уже великим счастьем для человека.
И когда народ Божий, избранный, слышал от пророков о том, что грядёт время, когда придёт Мессия, Спаситель, безусловно, каждый из иудеев мечтал о том, что, может быть, Его Господь сподобит когда-то лицом к лицу увидеть Спасителя.
Но в этих словах мы ещё должны понимать, что блаженство, счастье для каждого человека, даже живущего не во времена Спасителя, — это иметь возможность постигать глубокое и спасительное учение Господа нашего Иисуса Христа.
Древние пророки, цари, даже возьмём Давида, царя Соломона, других благочестивых царей израильских, они, конечно же, мечтали и желали бы видеть Господа Иисуса Христа лицом к лицу. Пророки пророчествовали об этом, а вот апостолы были избраны для того, чтобы быть со Христом, слышать Его Слово и передать Его всему миру.
И блаженство нас, христиан, заключается в том, что мы имеем возможность через Евангелие, через проповедь Церкви слышать слова Христа, и, исполняя их, перед нами открывается вечное спасение.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 ноября. О ложном смиренномудрии

Во 2-й главе Послания апостола Павла к колоссянам есть слова: «Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием».
О ложном смиренномудрии — священник Николай Конюхов.
Апостол Павел предупреждает, что некоторые люди под ложным смиренномудрием начинают мудрствовать неправильно, в том числе и о спасении, которое приходит к нам от Христа. Некоторые в христианской общине учили, что спасение происходит от ангелов, а это было неправильно.
И апостол Павел предупреждает нас не быть религиозно всеядными и не быть падкими на каждое новое или новомодное учение.
Поэтому очень важно, чтобы мы держались строго той истины, которую открыли для нас апостолы, которые сказали, что если мы или даже ангел с неба начнёт вам благовествовать что-то другое, чем мы вам благовествовали, не верьте.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 ноября. О четырёх правилах добродетели святого Илариона Великого
Сегодня 3 ноября. День памяти Преподобного Илариона Великого, отошедшего ко Господу в четвертом веке на Кипре.
О четырёх правилах добродетели святого Илариона — священник Родион Петриков.
Правила подвижника IV века поражают своей актуальностью. Их всего четыре, но они как надёжный компас в хаосе современной жизни.
Правило первое — умеренность во всём. Не голод, но и не излишество. Как писал святой Иларион, чрево — не враг, но становится бунтарём, если дать ему волю.
Правило два — храни чистоту сердца. Не только телесную, но и мысленную. Когда в голову лезут тревоги, святой советовал заменять их молитвой:«Господи, как Ты хочешь, так и будет».
Правило третье — непрестанная молитва. Не обязательно долгие правила, но даже короткое воздыхание в дорожной пробке: «Слава Богу за всё», —это уже стрела, пущенная к небу. Сам преподобный утверждал, что молитва — это воздух для души.
Правило четвёртое — помни о вечности. Когда знаешь главную цель, то не цепляешься за обиды или неудачи в карьере. Умирая каждый день, святой учился ценить дар Божий в самом малом. И это ведёт не к унынию, а к свободе и подлинной христианской радости.
Наконец, главный секрет святой видел в том, что добродетель — это не подвиг, а привычка на каждый день. Как он сам писал: «Сперва ты владеешь правилом, а потом оно владеет тобою и ведёт ко Христу».
Все выпуски программы Актуальная тема








