Это в ХХ веке жизнь в Сызране стала жизнью тихого провинциального города. А во второй половине XVII века она скорее напоминала времена золотой лихорадки в Америке. Казаки, солдаты, служилые и гулящие люди всех мастей, купцы-авантюристы. Власти практически не было, а за Волгой и Сызраном, так раньше называли реку Сызранку, начинались земли Калмыкского ханства. Степняки формально считались подданными русского царя, а на практике жили довольно независимо.
Вот в такой обстановке в 1683 году на берегу реки Сызрань невдалеке от места ее впадения в Волгу поднялась крепость.
Строили тогда быстро: в июне прислан царский указ симбирскому воеводе князю Григорию Афанасьевичу Козловскому, а в сентябре уже была готова «неравнобочная четвероугольная крепость». Из-за малолетства царей Петра и Ивана дела в Российском государстве вершила царевна Софья. Крепость стояла и правительство её могло быть довольно. Теперь были закрыты южные подступы к Самарской Луке с ее богатыми соляными варницами и рыбными ловлями.
Что ж поделать, если всегда человечеству приходится на первое место ставить военное дело, а уж потом духовную жизнь. Так получилось и со Спасской башней Сызранского кремля, которая, фактически, одна только от него и сохранилась.
Возведена она из кирпича над единственным въездом на территорию крепости и является самым древним архитектурным памятником Сызрани, признанным в настоящее время памятником федерального значения. От Спасской башни берёт начало главная улица города – Советская, бывшая Большая.
Всего лишь однажды башня применялась как оборонное сооружение. А потом была переделана в церковь во имя Спаса Нерукотворного.
Внешне Спасская башня напоминает шатровую колокольню высотой 27 метров. Но тот факт, что церковь была устроена в некогда оборонительном сооружении, прида́л своеобразные черты этому памятнику. Её тяжеловесные формы абсолютно просты. Их полная симметричность обусловила крайнюю сдержанность в декоративном оформлении фасадов. Из-за этого, кстати, местонахождение алтаря совершенно не выявлено во внешнем облике. Сверху располагается звонница.
В 1850 году башня, церковь в ней, а также образа были обновлены на средства купцов Серебрякова и Колпаченкова. В это же время для входа в церковь вместо деревянного пристроили каменное крыльцо. На фотографиях рубежа XIX-XX веков видно, что проезд под башней в это время уже был заделан.
После прихода советской власти всё обошлось без кощунств и взрывов. И сама Спасская башня и территория кремля были отданы краеведческому музею. А в настоящее время в башне располагается музей Сызранского кремля.
Сейчас уже уверенно можно сказать, что со временем Спасская башня превратилась в своеобразный символ Сызрани, в содержании которого соединились идеи доблестного прошлого города, основанного для защиты окраинных рубежей России, и истинности христианской веры.
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.