
Оранта в переводе с латыни означает Молящаяся. Так называется один из типов иконографии Божией Матери. Согласно ему, Царица Небесная изображается в молитвенном предстоянии, с поднятыми к небу руками. Первые подобные образы Богородицы были созданы ещё в первые века христианства в римских катакомбах, где верующие во Христа собирались втайне от своих гонителей. Позднее иконы Оранта писали в Египте и в Византии. На Русь иконописная традиция изображать Богородицу Молящейся пришла вместе с верой в Спасителя. Один из самых древних русских образов Богоматери Оранта был обнаружен в 1919 году в Ярославле.
Обретение иконы произошло вскоре после одного из горьких исторических эпизодов двадцатого века. В 1918 году к власти в Ярославле пришли большевики. Горожане выступили против них, но потерпели поражение. Советская власть подавила восстание с особой жестокостью. Городской центр был полностью разрушен артиллерией и бомбардировками с самолётов. В руинах оказались многие сотни домов и десятки православных храмов.
Восстанавливать церкви принялась научная экспедиция под руководством московского архитектора Петра Барановского. Зодчий и его команда делали всё возможное, чтобы спасти церковные здания от окончательного уничтожения. В составе экспедиции работали специалисты реставрационной комиссии, созданной по инициативе художника Игоря Грабаря. Исследуя развалины, учёные искали уцелевшие реликвии.
В процессе работы на территории Спасо-Преображенского монастыря реставратор Григорий Чириков обратил внимание на иконную доску. Хотя она была покрыта относительно свежей неумелой живописью, мастер сразу же определил возраст дерева — около девяти столетий. Артефакт отправили в мастерскую, где, сняв верхний слой краски и грунта, обнаружили древнее изображение Богородицы. Царица Небесная предстала на нём стоящей в полный рост на овальном красном ковре. Она молитвенно подняла руки с раскрытыми ладонями. На груди Пречистой Девы виден круглый медальон с изображением Её Божественного Сына.
Икона получила название Ярославская Оранта. Ученые высказали предположение, что, с большой вероятностью, образ принадлежит кисти преподобного Алипия Печерского — первого русского иконописца. Он жил и творил в Киево-Печерской лавре в одиннадцатом веке.
В настоящее время Ярославская Оранта хранится в Третьяковской галерее. Древний образ Молящейся Богородицы вызывает благоговение у посетителей музея. Верующие задерживаются перед ним, осеняя себя крестным знамением.
Все выпуски программы Небесная Заступница
9 сентября. Об Общемосковском Крестном ходе

7 сентября, в день Собора Московских Святых, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную Литургию в Храме Христа Спасителя в Москве.
По окончании Литургии предстоятель Русской Православной Церкви обратился к пастве с первосвятительским словом, посвященным началу Общемосковского Крестного хода.
С XVI века русские цари и московские митрополиты ходили Крестным ходом от Кремля до Новодевичьего монастыря в честь принесения иконы Божией Матери Смоленской Одигитрии, защитницы западных рубежей нашего Отечества. Богоборцы, поработившие на какое-то время нашу страну, прекратили, прервали эту замечательную духовную традицию.
И сегодня в обновлённой России, имея полную свободу совершать богослужения, исповедовать свою веру, мы восстанавливаем этот древний обычай. А почему? Да потому что Крестные ходы свидетельствовали о глубокой вере наших людей, в том числе, конечно, и москвичей, которые возглавили в то время историческое объединение Руси и её борьбу за самостоятельность и независимость.
Всё бы это было невозможно без помощи Божией, которая непременно приходит к тем, кто в молитве пребывает, совершая её за самого себя, за своих родных, близких и, конечно, за Отечество своё.
В наши непростые времена, когда брошен какой-то вызов исторической Руси, многие из нас это хорошо чувствуют, даже знакомясь просто с публикациями в средствах массовой информации, смотря новостные передачи. Действительно, такое впечатление, что кто-то снова пытается разделить Церковь, восставить её народы, российские друг против друга. Ну вот, так уж было неоднократно в прошлом в истории нашего Отечества.
Ну а чем же мы всегда отвечали? Отвечали не только решительными действиями, не только мобилизацией всех сил, не только мужеством в отражении нашествия иноплеменников, но и горячей молитвой к Богу.
Я очень радуюсь сегодня, мои дорогие, что вижу всех вас, ваши лица, по которым уже можно прочитать, что вы душой сопричастны с этим знаменательным историческим событием. Крестный ход — ведь это не только движение, не только прохождение по улицам города. Это выражение нашей готовности совершать прежде всего духовный подвиг, движение, но не по улицам только, а к Богу, к исполнению Его заповедей в нашей жизни. Без искреннего намерения измениться, без нравственного преображения, ведь нет подлинного движения к Богу.
Вот есть ещё нечто очень важное, что хотел бы сегодня сказать. В молитвенных шествиях такого рода издревле участвовали семьями. Семья — это ведь малая церковь. Если она ослабевает, то и жизнь народная ослабевает, то оскудевает и большая церковь.
Нынешний Крестный ход — это, кроме того, ещё и свидетельство того, что Москва — реально православная столица нашего Отечества.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 сентября. О том, почему Господь проповедовал в притчах

В 4-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все».
О том, почему Господь проповедовал в притчах — священник Николай Дубинин.
В Евангелии не раз упоминается о том, что Господь говорит притчами. Что такое притча? Это иносказание, это рассказ, который содержит в себе аналогии из жизни, примеры из жизни, для того чтобы человек по аналогии мог лучше понимать суть произносимого.
И, учитывая, что сами ученики были плоть от плоти того народа, к которому пришёл Христос (это были галилейские рыбаки), то и ученикам Господь наедине разъяснял всё, что Он говорил народу в притчах.
Это форма заботы, когда Господь, ну, буквально три года взращивал своих будущих апостолов, чтобы они пошли в мир и имели вот этот навык проповедования, в том числе в образах и притчах, для простого народа.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 сентября. О свидетелях о Христе

В 13-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «При устах двух или трёх свидетелей будет твёрдо всякое слово».
О свидетелях о Христе — игумен Назарий (Рыпин).
Апостол Павел говорит нам о реалиях ветхозаветного ещё закона или, скажем, реалиях делопроизводства судебного, которое производилось в Ветхом Завете. То есть если кто-то на кого-то свидетельствовал, обвиняя кого-то в чём-либо, то должно было быть два или три свидетеля, чтобы подтвердить его слова как истину.
А в силу того, что он в третий раз пришёл к коринфянам, обличая их в неких прегрешениях, то об этом он и говорит, что вот, даже в законе говорится, что при двух или трёх свидетелях будет твердо всякое слово; если по-русски, то тем самым его обличение, они тоже имеют особую силу в данном случае, потому что он приходит уже в третий раз свидетельствовать им.
Но для нас важно, чтобы мы не были ложными свидетелями, потому что зачастую это свидетельство, которое даётся нам от Бога, тоже подтверждено очень многими свидетелями. Это и святые: лик апостольский и сонм святых, поэтому важно укореняться в принятии Слова Божия, потому что оно для нас засвидетельствовано именно очень многими свидетельствами, чудесами, знамениями и имеет огромный авторитет в нашей с вами христианской духовной жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема