
Преподобный Иринарх Ростовский, святой рубежа 16-17 веков, до тридцати лет жил в кругу своей семьи. О том, как протекала его жизнь среди родных, преподобный Иринарх сам рассказывал своим духовным ученикам.
Его родителей звали Акиндин и Ирина. Простые, небогатые крестьяне жили в селе Кондаково, что неподалёку от Ростова Великого. Илья — такое имя в крещении получил будущий преподобный — был их третьим, младшим сыном. Он появился на свет в 1548 году. Домашние не могли нарадоваться на нового члена семьи. Старшие братья, Андрей и Давид, спорили друг с другом, кому качать люльку с маленьким Илюшей. Правда, в колыбели малыш лежал недолго. Уже в пять месяцев он научился самостоятельно ходить, и топот его резвых ножек по дому вызывал у отца и матери счастливую улыбку. По утрам, когда семья вставала, чтобы помолиться Богу перед началом нового дня, малыш тоже просыпался. И хоть говорить он пока ещё не умел, бодрствовал всё время, пока отец читал молитвы, а мать и братья тихонько вторили главе семьи.
Научившись говорить, Илья и сам мог читать наизусть и «Отче наш...», и «Богородице, Дево, радуйся...». Мать с отцом только удивлялись тому, как быстро развивается их ребёнок. Илья рос ласковым, тихим и кротким мальчиком. Игрушки мало его интересовали. Бывало, отец с братьями вырежут для него деревянную лошадку или медведя. Илюша повертит подарки в руках, да и отложит в сторону. Куда больше, чем играть, он любил читать старинную Псалтирь или тихонько, в уголке, молиться. Однажды мать забрала у него из рук книгу и велела пойти погулять, поиграть с ребятами на улице — чай, мальчишка, а не монах! Илья внимательно и серьёзно посмотрел на мать и сказал: «А вот, как выросту, так и стану монахом!» Ирина рассказала мужу и старшим сыновьям об этих словах Ильи. С тех пор братья, когда хотели подшутить, звали его монахом. Но Илюша совсем не обижался на них — наоборот, радовался.
Однако Илья был не только молитвенником, но и помощником. Как-то раз в их селе случился неурожай хлеба. Старые запасы кончались, нужно было покупать зерно, а денег не было. Тогда Илья, в те годы уже зрелый молодой человек, решил отправиться на заработки в Новгород. Старшие братья остались дома — присматривать за пожилыми родителями. В Новгороде Илья нанялся в батраки к богатому крестьянину. А когда вернулся с деньгами домой, узнал, что перед самым его приездом скончался отец. Илья сильно горевал, что не успел попрощаться с любимым родителем. Но нужно было жить дальше. На семейном совете решили продать дом, переселиться в Ростов и заняться торговлей.
На новом месте дела пошли в гору. Видя, что материальное положение семьи укрепилось, Илья решил: пора. С детства желание стать монахом росло и крепло в нём день ото дня. И однажды утром он пришёл к матери и попросил благословить его. Ирина спросила, на что он просит её воли. «Идти в монастырь к святым страстотерпцам Борису и Глебу», — склонив голову, ответил Илья. И мать вспомнила детские слова сына. Со слезами обняла его, расцеловала и перекрестила. В Ростовском Борисоглебском монастыре Илья принял постриг. Неизвестно, виделся ли он ещё со своей семьёй. Но благодаря житию святого, мы точно знаем, что он вспоминал о родных и рассказывал о них своим духовным чадам. А в собственном монашеском имени Иринарх каждый раз слышал имя своей дорогой матери.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.
Псалом 60. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 60. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 60. На струнах Псалтири.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоем и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
1 июля. Об отношении ко Христу Его современников

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».
Об отношении ко Христу Его современников — священник Стахий Колотвин.
Почему совместные застолья Господа с грешниками, с мытарями воспринимали настороженные люди, которые Его плохо знали?
Вот апостолы, они от души вместе с Господом пировали, и никак у них радости в сердце от этого меньше не становилось. Единственное, что смущение из-за критики окружающих фарисеев могло появиться.
На самом деле, нам это можно понять, глядя на невоцерковленных людей, которые вроде Христа уважают, признают, считают, что можно какие-то Его заповеди исполнять, но всё равно знают плохо, потому что точно так же есть подкинутый лукавым стереотип:«Ой, если ты следуешь за Христом, это сплошные страдания, нельзя веселиться, надо постоянно грустить».
Нет, всё-таки, если мы посмотрим, да, в Евангелии есть моменты, где Господь идёт на Голгофу, где Он говорит: «Возьми свой крест, иди за Мною». Но если мы посмотрим на процент, посвящённый этому в евангельском тексте, и процент, где Господь радостно проводил время, — да, в поучениях, да, в наставлениях, да, в путешествиях, вместе со Своими учениками, — то мы увидим, что всё-таки Господь в основном даёт нам такую опору для счастливой жизни с Ним уже сейчас, несмотря на наши грехи.
Поэтому, если ты постоянно ходишь мрачный и угрюмый, значит, что-то в твоей жизни не так. Господь пришёл, чтобы с нами, грешными, вместе здесь порадоваться. Однако вот возьмёт Он с Собой в Царство Небесное или нет, это уже зависит от наших усилий.
Все выпуски программы Актуальная тема