Наверное, каждый Самарский житель знает, что каменная арка, стоящая возле входа в госпиталь на улице Осипенко, некогда была монастырскими воротами. Но далеко не многие смогут объяснить, что это была за обитель, куда она исчезла, и почему от нее остался только проем в стене, которая тоже больше не существует. Попробуем вместе восполнить этот пробел…
Арка хороша – ажурная, на резных столбах, с двумя шатрами по бокам и каменной рамкой-киотом для иконы посередине. Смотришь на нее, и воображение рисует богатый монастырь, с добротными келейными корпусами и великолепными храмами. А таким ли он был?
Свое вхождение в историю города обитель начинала робкими шажками. Первый самарский мужской монастырь, Преображенский, был упразднен еще в середине семнадцатого века. А город без иноческой молитвенной поддержки – как птица без крыльев. Во всяком случае, самарское купечество в этом не сомневалось. Идея возродить обитель витала в воздухе больше ста лет. И вот, наконец, горожане выделили для будущего монастыря изрядный участок земли на берегу Волги, возле урочища «Вислый камень».
Но приступить к строительству никак не получалось. Причина банальная – епархии не хватало средств на это. За дело взялись, как это часто бывало у самарцев, всем миром. Помещик Астраханцев пожертвовал обители деревянный дом. Это строение стало первой монастырской церковью. Ее освятили во имя иконы Богородицы «Всех скорбящих радость». Вскоре другие благотворители вскладчину поставили рядом каменный храм – Никольский. Он был примечателен тем, что имел целых две колокольни.
Перед революцией в монастыре было уже три храма. Украшением окрестностей стал величественный собор, также освященный в честь святителя Николая, имя которого носила обитель. Пятиглавый, с мощными куполами-сферами
Кроме церквей, на монастырской территории находился двухэтажный странноприимный дом, просторный братский корпус с библиотекой, отдельно стоящая трапезная, баня – да много еще чего! Абсолютно все постройки были буквально стерты с лица земли в тридцатых годах. Только святые ворота большевики и пощадили – говорят, потому, что под ними в 1905 году проходила рабочая маёвка и ворота стали отчасти революционной достопримечатель
Последним было разобрано здание Никольского собора. Его кирпичи – отборные, с клеймами, увезли и построили из них фабрику-кухню. А на фундаменте храма построили школу №16. Кстати, информация о Никольском монастыре собирается и бережно хранится во многом благодаря юным краеведам, которые сегодня учатся именно в этой школе. Как говорится, помогай им Господь…
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы:
— Страстная Пятница, воспоминание Распятия Спасителя;
— Христианство — как изменило мир?
— Великая Суббота — день страха, день покоя, или день суеты?
— Художественные произведения на тему страданий Христа;
— Как «дорасти» до Воскресения Христова?
«Еженедельный журнал» с Аллой Митрофановой. Выпуск 402
— Радость Пасхи: как почувствовать её, если вокруг происходят страшные события?
— Что пережили апостолы, узнав о Воскресении Христовом, и как об этом сказано в Евангелии?
— Благодаря слушателям радио ВЕРА удалось спасти зрение мальчику Лёве. Расскажем, как это было;
— Икона Воскресения Христова: кого мы на ней видим, и что всё это значит?
— Пронзительная история со страниц журнала «Фома» — о том, как со смерти может начаться жизнь.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия