
Фото: allPhoto Bangkok / Unsplash
Камбоджа обычно ассоциируется у нас с буддизмом, движением хиппи и тропическим климатом. Поколение постарше может вспомнить режим «красных кхмеров» — камбоджийских коммунистов, управлявших страной в 50-80-е годы прошлого столетия. Но современная Камбоджа далеко не всегда соответствует нашим стереотипным представлениям о ней. Взять хотя бы тот факт, что последние два десятилетия в этой стране активно развивается местная Православная традиция. Она пока еще довольно малочисленна — православных камбоджийцев не более трехсот человек. Но ведь и у Христа сначала было не так уж много учеников.
Первый православный храм появился на территории Камбоджи в 1993 году. Он располагается при болгарском посольстве и был создан как мемориал в память о погибших в Камбодже болгарских миротворцах. Богослужение в храме совершалось крайне нерегулярно, а попасть на охраняемую территорию посольства было проблематичным. Поэтому в середине 2000-х годов Московской Патриархией было принято решение о строительстве в столице Камбожди, Пномпене, полноценного храма — уже в юрисдикции Русской Церкви.
Новая церковь находится в стадии строительства и будет освящена во имя святого великомученика Георгия Победоносца. Богослужения совершаются пока в прежнем помещении — на территории посольства Болгарии. Пока храм в столице строится, центром камбоджийского Православия является церковь во имя святого великомученика Пантелеимона. Она располагается в городе Сиануквиль. По внешнему виду храм похож на настоящий собор — русская церковная архитектура очень необычно смотрится на фоне тропической растительности. Освящение церкви святого Пантелеимона состоялось в 2015 году. Богослужение в православных храмах Камбожди совершается на трёх языках: церковнославянском, английском и кхмерском. Это связано с многонациональным составом прихожан, каждый из которых хотел бы слышать молитву на родном для себя наречии. Перевод богослужения на язык кхмеров, титульной нации Камбоджи, — одно из главных направлений деятельности местных православных приходов. В настоящее время православные камбоджийцы издали кхмерский молитвослов. Несмотря на то, что камбоджийское православие ещё совсем молодо, оно уже имеет собственный яркий символ. Им стала Сиануквильская икона Божией Матери.
Сиануквильская икона Богородицы была создана вятским художником Константином Кривошеиным. Образ выполнен в технике маркетри — мозаики из дерева. Иконы написана не красками, а выполнена из кусочков дерева разных пород. Роль красок в образе играет цвет древесины — у каждого дерева он свой, особенный. Сиануквильская икона Богородицы — это единственное изображение Богоматери с младенцем Христом на руках, где у Него не видно лица. Богородица как бы защищает Спасителя от жестокости мира. Христос держит в руках свиток со словами «Просите и дано будет». По замыслу художника композиция иконы передает дух Православия Камбоджи — где храмы появились по горячей молитвенной просьбе местных жителей.
Все выпуски программы Вселенная православия
Псалом 108. Богослужебные чтения

Как пережить те обиды, которые нам нанесли люди? Как спрятать ту боль, которая нас мучит, и остаться доброжелательным к обидчикам? Ответ на эти вопросы находим в 108-м псалме, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 108.
1 Боже хвалы моей! не премолчи,
2 ибо отверзлись на меня уста нечестивые и уста коварные; говорят со мною языком лживым;
3 отвсюду окружают меня словами ненависти, вооружаются против меня без причины;
4 за любовь мою они враждуют на меня, а я молюсь;
5 воздают мне за добро злом, за любовь мою — ненавистью.
6 Поставь над ним нечестивого, и диавол да станет одесную его.
7 Когда будет судиться, да выйдет виновным, и молитва его да будет в грех;
8 да будут дни его кратки, и достоинство его да возьмёт другой;
9 дети его да будут сиротами, и жена его — вдовою;
10 да скитаются дети его и нищенствуют, и просят хлеба из развалин своих;
11 да захватит заимодавец всё, что есть у него, и чужие да расхитят труд его;
12 да не будет сострадающего ему, да не будет милующего сирот его;
13 да будет потомство его на погибель, и да изгладится имя их в следующем роде;
14 да будет воспомянуто пред Господом беззаконие отцов его, и грех матери его да не изгладится;
15 да будут они всегда в очах Господа, и да истребит Он память их на земле,
16 за то, что он не думал оказывать милость, но преследовал человека бедного и нищего и сокрушённого сердцем, чтобы умертвить его;
17 возлюбил проклятие, — оно и придёт на него; не восхотел благословения, — оно и удалится от него;
18 да облечётся проклятием, как ризою, и да войдёт оно, как вода, во внутренность его и, как елей, в кости его;
19 да будет оно ему, как одежда, в которую он одевается, и как пояс, которым всегда опоясывается.
20 Таково воздаяние от Господа врагам моим и говорящим злое на душу мою!
21 Со мною же, Господи, Господи, твори ради имени Твоего, ибо блага милость Твоя; спаси меня,
22 ибо я беден и нищ, и сердце моё уязвлено во мне.
23 Я исчезаю, как уклоняющаяся тень; гонят меня, как саранчу.
24 Колени мои изнемогли от поста, и тело моё лишилось тука.
25 Я стал для них посмешищем: увидев меня, кивают головами своими.
26 Помоги мне, Господи, Боже мой, спаси меня по милости Твоей,
27 да познают, что это — Твоя рука, и что Ты, Господи, соделал это.
28 Они проклинают, а Ты благослови; они восстают, но да будут постыжены; раб же Твой да возрадуется.
29 Да облекутся противники мои бесчестьем и, как одеждою, покроются стыдом своим.
30 И я громко буду устами моими славить Господа и среди множества прославлять Его,
31 ибо Он стоит одесную бедного, чтобы спасти его от судящих душу его.
Только что прозвучавший псалом — это молитва человека, которому окружающие люди доставили сильные страдания. И это не просто рядовая жалоба к Богу. Добрая часть псалма — это список проклятий, которые автор просит Бога обрушить на головы своих обидчиков и их семей. В этих проклятиях столько желчи, ярости и мстительности, что невольно задаёшь себе вопрос, а человек вообще понимает, что говорит? Как вообще может быть совместимо такое настроение и молитва? Да ещё и Бога человек пытается втянуть в свою одержимость.
На самом же деле, подобная реакция с нашей стороны обличает нас, а не автора псалма. Ведь нередко Бог, который живёт в нашем уме, это Тот, к Кому можно идти только если ты гладко выбрит, хорошо почистил зубы, надел чистую рубашку, наглаженные брюки, аккуратно уложил волосы. Только такой хороший мальчик или девочка приятны Творцу. Я так хочу быть отличником в Его и своих глазах, что часто заставляю себя скрывать то, что рвётся из меня наружу: неприязнь к людям, обиды, злопамятство, гнев, ненависть, боль. Я всячески стараюсь скрыть всё это и от Бога, и от себя. Потому что я просто не знаю, что делать со всем этим.
А здесь, в псалме, никто и ничего не скрывает. Псалмопевец признаёт свою боль и погружается в неё. И из этой темноты он вопит ко Творцу. Вопит как может, как получается. Ведь только Господь может вытащить его из этого тёмного места. А потому перед нами не безумие. Перед нами образец глубочайшей веры и очень искренних отношений с Творцом. Для псалмопевца Бог — это не Тот, к Кому он вынужден ходить на поклон раз в неделю и по праздничным дням. Давид остаётся с Богом и в повседневности, он делит с ним самые тяжёлые и невыносимые свои состояния.
Как именно Бог среагировал на вопли Давида, псалом нам не рассказывает. Если бы Бог карал наших обидчиков по всякой нашей просьбе, земля давно превратилась бы в пустыню. Но известно наверняка, что псалмопевец в точности исполнил заповедь Христа. В Евангелии Спаситель заповедует: «Придите ко Мне все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас». Другими словами, Господь словно говорит нам: «не высыпайте свою боль и всю свою грязь на головы других людей, не пытайтесь подавить этот негатив в себе и прикинуться, что всё нормально, ничего не происходит. Лучшее, что вы можете сделать, увидеть эту тьму, признать, что это ваше, и в молитве отдать Мне. Пусть даже эта молитва будет диким криком. Я за этим и пришёл, чтобы взять на Себя грех мира». И будем уверены, если приучим себя поступать по этой заповеди, постепенно наша душа станет чистой от всякого зла, она наполнится светом благодати, в неё придут мир, покой и любовь.
Псалом 108. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 108. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 108. На струнах Псалтири
1 Боже хвалы моей! не премолчи,
2 ибо отверзлись на меня уста нечестивые и уста коварные; говорят со мною языком лживым;
3 отвсюду окружают меня словами ненависти, вооружаются против меня без причины;
4 за любовь мою они враждуют на меня, а я молюсь;
5 воздают мне за добро злом, за любовь мою - ненавистью.
6 Поставь над ним нечестивого, и диавол да станет одесную его.
7 Когда будет судиться, да выйдет виновным, и молитва его да будет в грех;
8 да будут дни его кратки, и достоинство его да возьмет другой;
9 дети его да будут сиротами, и жена его - вдовою;
10 да скитаются дети его и нищенствуют, и просят хлеба из развалин своих;
11 да захватит заимодавец все, что есть у него, и чужие да расхитят труд его;
12 да не будет сострадающего ему, да не будет милующего сирот его;
13 да будет потомство его на погибель, и да изгладится имя их в следующем роде;
14 да будет воспомянуто пред Господом беззаконие отцов его, и грех матери его да не изгладится;
15 да будут они всегда в очах Господа, и да истребит Он память их на земле,
16 за то, что он не думал оказывать милость, но преследовал человека бедного и нищего и сокрушенного сердцем, чтобы умертвить его;
17 возлюбил проклятие,- оно и придет на него; не восхотел благословения,- оно и удалится от него;
18 да облечется проклятием, как ризою, и да войдет оно, как вода, во внутренность его и, как елей, в кости его;
19 да будет оно ему, как одежда, в которую он одевается, и как пояс, которым всегда опоясывается.
20 Таково воздаяние от Господа врагам моим и говорящим злое на душу мою!
21 Со мною же, Господи, Господи, твори ради имени Твоего, ибо блага милость Твоя; спаси меня,
22 ибо я беден и нищ, и сердце мое уязвлено во мне.
23 Я исчезаю, как уклоняющаяся тень; гонят меня, как саранчу.
24 Колени мои изнемогли от поста, и тело мое лишилось тука.
25 Я стал для них посмешищем: увидев меня, кивают головами [своими].
26 Помоги мне, Господи, Боже мой, спаси меня по милости Твоей,
27 да познают, что это - Твоя рука, и что Ты, Господи, соделал это.
28 Они проклинают, а Ты благослови; они восстают, но да будут постыжены; раб же Твой да возрадуется.
29 Да облекутся противники мои бесчестьем и, как одеждою, покроются стыдом своим.
30 И я громко буду устами моими славить Господа и среди множества прославлять Его,
31 ибо Он стоит одесную бедного, чтобы спасти его от судящих душу его.
5 июня. Об обетованиях Господа

В 16-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Истинно, истинно говорю вам: о чём ни попросите Отца во имя Моё, даст вам».
Об обетованиях Господа — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Если Бог что-то обещает, то Он обязательно исполнит, кроме тех случаев, когда Его слова побуждают к изменению нравственного состояния людей, используются как педагогический приём.
Например, пророк Иона объявил ниневитянам: «Еще сорок дней, и Ниневия будет разрушена». Это были слова Господа, которые передал грешникам Божий пророк. Однако покаяние жителей Ниневии изменило гнев Божий на милость.
Здесь же, во время беседы Христа с учениками, Спаситель двойным повторением слова «истинно» усиливает обещание, придавая ему абсолютное значение.
Почему Господь готов исполнить любую просьбу Своих учеников? По двум причинам. Во-первых, эта просьба будет во имя Отца, то есть она не будет носить праздный характер, а направлена на проявление Божьей заботы о людях. Просьбы учеников будут полностью согласны с волей Божественной, отображением небесной любви. Во-вторых, просьбы апостолов будут исходить от чистого сердца. Ведь мы знаем, что грешников Бог не слушает, но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает.
Поэтому Христос готов выполнить и наши любые просьбы, лишь бы они касались спасения души и исходили от чистого сердца.
Все выпуски программы Актуальная тема