Евр., 313 зач., VI, 9-12.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Христианская жизнь мало у кого бывает всегда ровной, чаще же всего нам свойственно впадать в те или иные грехи, а за периодами вдохновенного подвига следуют мучительные периоды охлаждения в вере. От этого можно было бы смутиться, но к счастью для нас, у нас есть апостольские послания, которые утешают и поддерживают в те моменты, в которые хочется опустить руки и сдаться. Один из таких отрывков звучит в православных храмах во время литургии сегодня, он взят из 6-й главы Послания апостола Павла к Евреям. Давайте послушаем его.
Глава 6.
9 Впрочем о вас, возлюбленные, мы надеемся, что вы в лучшем состоянии и держитесь спасения, хотя и говорим так.
10 Ибо не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви, которую вы оказали во имя Его, послужив и служа святым.
11 Желаем же, чтобы каждый из вас, для совершенной уверенности в надежде, оказывал такую же ревность до конца,
12 дабы вы не обленились, но подражали тем, которые верою и долготерпением наследуют обетования.
Чаще всего апостольские чтения за литургией не дают нам возможность понять контекст звучащих слов, справедливо это и в отношении нынешнего отрывка: в нём мы услышали отсылку к ранее написанным словам, на это указывает оговорка «хотя и говорим так». Для понимания сути апостольских слов нам стоит обратиться к началу 6-й главы Послания к Евреям, и там мы увидим, что речь шла о людях, которые, став христианами, через какое-то время отвернулись от Христа, в отношении к ним апостол предельно строг, и его слова пугают: «Ибо невозможно — однажды просвещённых, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему» (Евр. 6:4–6). Именно после этих слов Послание к Евреям и высказывает надежду, что адресаты послания вовсе не таковы, что они пребывают «в лучшем состоянии» и «держатся спасения». Однако, здесь возникает вопрос: а по какой причине апостол вынужден был включить в текст своего послания упоминание тех людей, которые отпали от Христа? И как эти слова понимает Церковь?
В древности, тогда, когда христиане были гонимы, находились те люди, которые из-за страха мучений и смерти отрекались от евангельского учения. Когда же гонения ослабевали, то многие из них возвращались в Церковь, и Церковь должна была каким-то образом реагировать на их возвращение. Со временем выработалась общая практика: принимая таких людей через покаяние, Церковь установила запрет на некоторые виды церковного служения для тех, кто когда-либо отрекался от Христа, в частности, никто из них не мог быть рукоположен в священный сан. Этот запрет никуда не делся, Церковь следует ему и сегодня. На первый взгляд может показаться, что церковная практика не соответствует духу и смыслу Послания к Евреям, но в такой же степени ему не соответствуют и дальнейшие слова апостола, которые он написал не только для похвалы своих адресатов, эти слова являются и словами ободрения для не сумевших сохранить верность Христу, и они смягчают собой утверждение о невозможности после отречения от Христа вновь вернуться в Церковь.
Не случайно здесь и упоминание бывших ранее трудов любви, Бог эти труды не забыл и не забудет, о чём и написал апостол, ведь именно таково свойство праведности Божией. Да, человек может по каким-то причинам отвернуться от Христа, да, это тяжёлый грех, да, такой человек никогда не сможет вернуться к своему первоначальному христианскому состоянию, но при этом он, в случае принесения покаяния и исправления жизни, не может быть лишён церковного общения и участия в таинствах.
Впрочем, абсолютное большинство христиан беспокоят грехи иного рода, которые, бывая ужасно неприятными и досадными, не являются прямым отречением от Христа. Конечно, с этими грехами необходимо бороться, но, впадая в них, не стоит отчаиваться, потому что всегда есть выход, и выход этот заключён в милосердии Божием, Бог всегда готов нас принять, если у нас будет таковое желание, а оно, в свою очередь, проистекает из веры, надежды и любви.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Перемена. Яна Артюшина
Я вспоминаю период тяжелых духовных поисков, когда я была уже крещена, но не знала Евангелия, не знала Христа. Я не понимала, зачем рождаться, умирать, есть, спать, радоваться, страдать? Где эти ответы только не искала. В моей голове, как на библиотечных полках, скопилось множество книг по психологии, философии, мифологии, не остались без внимания и материалы о духовных практиках заморских культур, но вопрос «Зачем?» по-прежнему оставался без ответа.
Однажды ночью, я почувствовала предел отчаяния от бесплодных поисков, от набивших оскомину «ты этого достойна» и «полюби себя», от непонимания «Что такое хорошо и что такое плохо?». В груди было больно, от непонятной тоски сжималось сердце. Я села на диван. Потом встала. Подошла к шкафу, в котором хранилась одна древняя книга. Взяла ее, открыла.
Пятая глава Евангелия от Матфея: «Увидев народ, Он взошёл на гору и отверзши уста Свои, учил их говоря...». То, что произошло во мне дальше можно описать одним словом — «перемена».
Когда я стала читать заповеди блаженства, в районе солнечного сплетения физически ощутила лёгкость. Наконец, получилось вздохнуть глубоко. «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное», — прочитала я. Неожиданно, от слов «Царство Небесное» на душе стало мирно. «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» и тут же ручьём полились слёзы. «Блаженны алчущие и жаждущие правды...» и появилась надежда. «Блаженны милостивые...» и ушли обиды. «Блаженны миротворцы...» и в сердце пришла такая радость, что захотелось обнять всех на свете.
В ту минуту Евангельская весть обновляла меня изнутри, сжигая всё дурное. И именно тогда я поняла, что ответы на все мои вопросы были даны уже две тысячи лет назад, причём поняла я это не умом, а сердцем. В те минуты мне не требовались доводы, доказательства, я четко осознала, что всё описанное в тексте Библии — правда. Как? Ответить не могу. Просто стало ясно.
И я нашла ответы на все свои вопросы. Евангелие — это описание законов нашего мироздания. Живущий по ним становится счастливым.
Автор: Яна Артюшина
Все выпуски программы Частное мнение
«Воевать с врагами не значит ненавидеть»
В 1904 году разразилась Русско-японская война. Епископ православной миссии в Японии Николай Касаткин вынужден был в это время отказаться от участия в общественных богослужениях. На них верующие японцы молились о победах своего императора. Однако владыка не бросил в трудный момент японскую Церковь. Он остался в Японии, и все силы миссии направил на помощь пленным русским воинам. Весь его ежедневный рабочий график был заполнен делами милосердия. Японская Православная Церковь оказалась в двусмысленной ситуации. С одной стороны православные японцы должны были воевать, как подданные императора, с другой стороны соотечественники не доверяли Церкви под предводительством русского архиерея. Владыке пришлось отвечать на вопрос — должны ли японские христиане участвовать в войне против России. Владыка сказал, что православные японцы обязаны выполнить долг перед своей родиной вместе со всем народом. При этом архиепископ Николай обратился к пастве с такими словами:
«Воевать с врагами не значит ненавидеть».
Все выпуски программы Слова Святых
Мгновенный ответ. Яна Артюшина
Я проснулась утром от очень страшного сна. Настолько мне было не по себе, что я начала молиться. Спросила Бога: «Ведь Ты рядом? Ведь Ты живой?». Удивительно, но на первый вопрос ответ пришёл сразу — беспокойство исчезло, словно и не было, в груди стало легко.
Я потянулась за телефоном, чтобы узнать время. Конечно, и в голову не могло прийти, что в тот же миг, через экран, получу ответ и на второй вопрос. Захотелось открыть You-Tube. Нажала на первое видео. Это был один из выпусков «Светлых историй» на Радио ВЕРА. Ведущая Алла Митрофанова рассказывала о Ланчанском чуде.
История произошла в восьмом веке от Рождества Христова. Один монах из итальянского городка Ланчано служил Литургию, и у него возникло сомнение: истинны ли Тело и Кровь Господни, сокрытые под видом хлеба и вина. Со словами молитвы он преломил Евхаристический хлеб и увидел в чаше не вино, а густую красную жидкость, похожую на кровь. И плоть человеческую.
Спустя двенадцать веков было проведено исследование, и учёные выяснили: кровь из Ланчано принадлежит той же четвёртой группе, что и кровь на Туринской Плащанице. Кроме того, было установлено, что плоть является фрагментом мышечной ткани человеческого сердца, содержит миокард, эндокард и блуждающий нерв.
Это потрясает! Время не изменило свойств крови, — она не испортилась, только свернулась в пять шариков. И совсем непостижимо — вес одного шарика крови оказался равен весу пяти шариков вместе взятых.
В то утро Господь не только показал мне, что Он живой, что Он истинный Бог и истинный Человек с нетленной кровью, Христос словно повторил для меня те слова, которые однажды произнёс утопающему Петру: «Маловерный! Зачем ты усомнился?». В минуту моей слабости Господь укрепил в вере, показав, что Его кровь — одна во все века. Кровь, пролитая и за Петра, и за монаха из Ланчано, и за меня.
Ах, если бы только мы всегда помнили, что Творец мира стоит рядом, никогда не пренебрегая нами, нашими тревогами и самыми малыми просьбами, мы бы никогда не отчаивалась, да что там не отчаивались, в нашей жизни просто не существовало бы ни одного повода даже для лёгкой грусти!
В деле спасения любого человека для Господа Христа не существует маловажных ситуаций. Он всегда готов протянуть нам Свою сильную, щедрую руку, как тогда, на Генисаретском озере, своему тонущему ученику.
Автор: Яна Артюшина
Все выпуски программы Частное мнение