
Фото: Brandi Redd / Unsplash
Давайте, дорогие слушатели, перенесёмся сейчас в село Бурдино Тербунского района Липецкой области. Всего на полминуты. И послушаем, как две пожилых схимонахини — Серафима и Зиновия — поют кусочек старинного напева из царских ещё времён:
Лучше век проволочиться
бесприютной сиротой,
лишь бы рая не лишиться, —
вечной радости святой,
вечной ра-до-сти
свя-той...
Эти старенькие сёстры, что пели нам сейчас — духовные чада схиархимандрита Виталия (Сидоренко), воспитанника Глинской пустыни; удивительного старца, который, будучи пастырем многих Христовых овец, как истинный христианин сам исполнил Евангелие всей своей жизнью.
А песня, повторюсь, звучала на Липецкой земле, в селе Бурдино, где по молитвам отца Виталия в 1970-х годах возродился храм Вознесения Христова.
Земная жизнь старца Виталия началась в 1928 году в селе Екатериновка Краснодарского края и завершилась на 65-м году, 1 декабря 1992 года, в Тбилиси. Хоронить преставившегося ко Господу схиархимандрита съехались люди со всего света.
Упокоен отец Виталий у храма Святого благоверного князя Александра Невского. Над его могилой каждый день звучат просительные молитвы.
Первая книга о схиархимандрите Виталии была составлена и с начала 2000-х годов периодически выпускается московским Новоспасским монастырем (она есть и в сети). О батюшке снят чудесный фильм Геннадия Никитина «Ангел земной, человек небесный». В этой картине участвуют и духовные чада отца Виталия, вот как схимонахиня Зиновия (послушаем её голос):
«...Это был ангел во плоти, понял?.. Ничем его... ангел и всё. У него... не было шороховатостей там, или что... Речь его была тихая, умеренная... Ну, ангел, я говорю, во плоти он был...»
Признаюсь, друзья, доверительно и чистосердечно: я счастлив, что именно тот, кто дал мне на доброе чтение книгу под названием «О жизни схиархимандрита Виталия. Воспоминания духовных чад. Письма. Поучения» — и прочитает нам сейчас из неё, процитирует одно из писем этого смиренника и молитвенника, доброго пастыря и ангела во плоти. Итак, письмо старца Виталия бережно донесёт до нас мой старший друг и брат во Христе — Сергей — скажу-ка я по-старому — Сергий Агапов:
«Христос Воскресе! Ваше Высокопреподобие отче <...>!
Господь сотворил человека не на погибель, а на спасение, надобно сему по-детски верить и трудиться. Господь Своею милостию наградит Вас. На земле труды, а после — награда и утешение. Смотря на детей, диву даёшься: оно, дитя, ничего такого не знает, как взрослый, но всегда в восторге и радости, бодрости и веселии, в усердии и бдении.
Когда мы мыслим, то на всё надобно смотреть, что везде и всюду Бог, и ничего нет, где бы Его не было. Эта мысль будет связана и с Богомыслием, и молитвой, и благодарными чувствами вездеприсутствия Божия.
И слова, и дела наши должны быть перемежены Богом, Святым Писанием, крестным знамением, благословением.
О том, что у нас это отсутствует, сказал Святой Иоанн Кронштадтский, а потому, как туманом и тучами закрывается Солнце Правды Христос, Который да благословит, подаст Вам Святаго Духа, Ему слава во веки, Отцу, и Сыну, и Святому Духу. Аминь.
Благословите, молитвой всегда с Вами, простите».
Письмо схиархимандрита Виталия из книги о его подвижнической жизни, включающей воспоминания о старце, его письма и поучения, — нам читал Сергей Агапов.
На прощание — ещё чуть-чуть, как и в самом начале передачи — послушаем старинного духовного пения. Хочу сообщить, что там, в самой глубине хора — поёт и тот, кому посвящена книга и сегодняшняя Закладка... А я тем временем и попрощаюсь на сегодня.
С вами был Павел Крючков.
Отче Виталие, моли Бога о нас!
Все выпуски программы Закладка Павла Крючкова
Астрахань. Благовещенский женский монастырь

В центре города Астрахань, на пересечении улиц Советской и Калинина, сохранился комплекс старинного Благовещенского монастыря. Иноки здесь жили ещё в шестнадцатом веке. Обитель в то время была крайне бедной. Её насельники выполняли особую миссию — хоронили бездомных и молились об их упокоении в единственной монастырской церквушке. Она была деревянной. Больше полувека иноки строили каменный храм. Его освятили в 1699 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого монастырь окончательно разорился и был упразднён. В 1706 году на его территории учредили женскую обитель. Главной её святыней стала древняя икона Божией Матери «Живоносный источник». Милостью Богородицы Благовещенский монастырь процветал вплоть до революции 1917 года. Советская власть разорила обитель, с 1949 года архитектурный ансамбль принадлежал Астраханскому военкомату. А 6 апреля 2021-го, накануне праздника Благовещения Богородицы, монастырский комплекс вернули Русской православной церкви. Он постепенно восстанавливается на радость жителям Астрахани.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема