
В моем помяннике среди имен родных, близких, друзей и знакомых встречаются имена людей, которых я лично не знаю и даже никогда не видела. Просто возникали ситуации, когда из чужих рассказов узнавала про тех, кому нужна помощь, а ничем, кроме как молитвой, поддержать их возможности не имела. Вот и записывала в помянник, чтобы почитать хотя бы на утреннем правиле. Нет, не считаю себя большой молитвенницей, но ведь лучше малое, чем совсем ничто.
Таким образом много лет назад добавила в список о здравии непривычное для светского уха имя одной инокини. Родной сестры нашего сотрудника Олега. Девушка с прекрасным университетским образованием после долгих и непростых духовных исканий поняла, что Истина — это Христос. Ушла в монастырь, который только-только начинал возрождаться после советского запустения. Ее неожиданное решение вызвало категорический протест у всех родственников, желавших девушке счастливой семейной жизни. Особенно у Олега, который мне и рассказал эту историю. Правда, к тому времени его первые жаркие эмоции поостыли. Брат при любой возможности ездил к сестре в монастырь, но каждый раз возвращался оттуда чуть-чуть более понимающим и принимающим ее выбор.
Кстати, все чаще вместе с Олегом в гостеприимную обитель стала ездить и его жена, тогда еще некрещеная. А через некоторое время в моем помяннике рядом с именами Олега, его сестры, ставшей уже монахиней, появилось имя его супруги Ирины. Так сложилось, что ее крестным стал мой муж. В общем, мы духовно породнились.
Надо сказать, что по своей, возможно, чрезмерной горячности и желанию всех привести к вере мы с мужем не отказывались, когда нас просили стать восприемниками. Так что крестников у нас много. В том числе, конечно, в семьях наших друзей. Например, у внука нашей подруги Юли крестный — мой муж, а крестная ее внучки — я. Многолетнюю дружбу дважды скрепили духовным родством.
Однажды звоню Юле по телефону, а она отвечает, что в отпуске, уехала потрудиться в монастыре. Называет обитель, которая мне уже давно известна из рассказов Олега. О чем я ей радостно докладываю и слышу в ответ:
— Как, ты говоришь, зовут его сестру? Монахиня Макария? Да я же как раз у нее на послушании, огородом занимаюсь!
В тот же день Юля, нисколько не сомневаясь, сообщила матери Макарии, что они... родня. Духовная. Через крестного отца, общего у членов их семей.
Пропуская подробности дальнейшего развития событий, скажу главное. Теперь у нас в том монастыре аж три духовные родственницы. Потому что не так давно Юля тоже приняла там монашеский постриг. А ее взрослая внучка — помните ведь, что она моя крестница? — стала послушницей и думает остаться в монастыре навсегда, если Господу будет угодно. Все три — в моем помяннике. Знаю, за нас там тоже молятся. Думаю, то, что нам с мужем пока не довелось побывать в этой обители, не имеет большого значения для настоящей, молитвенной, связи. Для настоящего, духовного, родства.
Автор: Елена Тулисова
Все выпуски программы Частное мнение
Псалом 27. Богослужебные чтения

Вера в Бога предполагает не только радость, но и верность имеющимся принципам. Не зря апостол Павел пишет, что признаком истинного служителя Божия является терпение. Не мягкотелость, а именно стойкость, умение переносить вызовы жизни. Таким терпением, безусловно, обладал царь и пророк Давид. Об этом мы можем судить на основании псалма 27-го, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 27.
Псалом Давида.
1 К тебе, Господи, взываю: твердыня моя! не будь безмолвен для меня, чтобы при безмолвии Твоём я не уподобился нисходящим в могилу.
2 Услышь голос молений моих, когда я взываю к Тебе, когда поднимаю руки мои к святому храму Твоему.
3 Не погуби меня с нечестивыми и с делающими неправду, которые с ближними своими говорят о мире, а в сердце у них зло.
4 Воздай им по делам их, по злым поступкам их; по делам рук их воздай им, отдай им заслуженное ими.
5 За то, что они невнимательны к действиям Господа и к делу рук Его, Он разрушит их и не созиждет их.
6 Благословен Господь, ибо Он услышал голос молений моих.
7 Господь — крепость моя и щит мой; на Него уповало сердце моё, и Он помог мне, и возрадовалось сердце моё; и я прославлю Его песнью моею.
8 Господь — крепость народа Своего и спасительная защита помазанника Своего.
9 Спаси народ Твой и благослови наследие Твоё; паси их и возвышай их во веки!
Жизнь царя и пророка Давида редко когда была спокойной. Сначала его преследовал безумный правитель Саул. Потом на Давида поднял руку его собственный сын — Авессалом. Последний находился в убеждении, что делает правое дело, защищает справедливость. А ещё некоторые предательски настроенные подданные убедили Авессалома в том, что он станет правителем лучшим, чем его отец. Вспыхнуло восстание. Давид, не желая устраивать гражданскую войну, скрылся, начал скитаться, прячась от собственного сына. Конечно, царю было очень тяжело. Он молится Богу: «К тебе, Господи, взываю: твердыня моя! не будь безмолвен для меня, чтобы при безмолвии Твоём я не уподобился нисходящим в могилу».
Поддавшись чувствам, Давид вполне по-ветхозаветному сначала просит Господа об отмщении: «Воздай им по делам их, по злым поступкам их; по делам рук их воздай им, отдай им заслуженное ими». Не в этом псалме, правда, а в иных, написанных в тот же период, царь оговаривается и просит Бога вразумить противников, но не лишать их жизни. Что совершенно понятно. Кто захочет гибели собственного ребёнка? Даже если ребёнок встал на путь зла.
Продолжая свою молитву, пророк ясно говорит, что единственной его опорой в жизни является Господь Бог. Только Он способен защитить от зла. Только Он может показать всё бессилие лжи, даже если она коварно прикрывается рассуждениями о мире и справедливости. Бог всё тайное обязательно сделает явным. Давид проникновенно пишет: «Господь — крепость моя и щит мой; на Него уповало сердце моё, и Он помог мне, и возрадовалось сердце моё; и я прославлю Его песнью моею».
Просьбы, которые Давид обращает к Господу, не стоит воспринимать как проявление исключительно его личного желания сохранить жизнь. Давид рассматривает собственное бытие сквозь призму судьбы народа, над которым Бог поставил его царствовать. Царствовать не в смысле беспечно пользоваться благами власти, а служить счастью людей, заботиться об их нуждах. И Давид понимает, что только опираясь на правду Божию, он способен исполнить возложенную на него миссию. Иначе царь точно не справится. Ведь искушение властью велико. Ему поддался Авессалом, решивший стать узурпатором. Давид же взывает к Богу и искренне просит Его о помощи, поддержке: «Господь — крепость народа Своего и спасительная защита помазанника Своего. Спаси народ Твой и благослови наследие Твоё; паси их и возвышай их во веки!»
Молитвы Давида были услышаны. Бунт Авессалома завершился провалом. Сам же неразумный царевич погиб, потому что до конца решил служить своей гордости. Давид очень горевал по поводу смерти сына, но мы сами — распорядители своей судьбы. Будем помнить об этом, и ни в коем случае не станем отступать от правды Божией.
Псалом 27. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 27. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 27. На струнах Псалтири
1 К тебе, Господи, взываю: твердыня моя! не будь безмолвен для меня, чтобы при безмолвии Твоем я не уподобился нисходящим в могилу.
2 Услышь голос молений моих, когда я взываю к Тебе, когда поднимаю руки мои к святому храму Твоему.
3 Не погуби меня с нечестивыми и с делающими неправду, которые с ближними своими говорят о мире, а в сердце у них зло.
4 Воздай им по делам их, по злым поступкам их; по делам рук их воздай им, отдай им заслуженное ими.
5 За то, что они невнимательны к действиям Господа и к делу рук Его, Он разрушит их и не созиждет их.
6 Благословен Господь, ибо Он услышал голос молений моих.
7 Господь - крепость моя и щит мой; на Него уповало сердце мое, и Он помог мне, и возрадовалось сердце мое; и я прославлю Его песнью моею.
8 Господь - крепость народа Своего и спасительная защита помазанника Своего.
9 Спаси народ Твой и благослови наследие Твое; паси их и возвышай их во веки!
16 июня. О заботах человека

В 6-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем».
О заботах человека — священник Алексий Дудин.
Мы все с вами прекрасно знаем, что человек — это не бабочка-однодневка, и заботиться о будущем для человека — естественно. Он, безусловно, должен думать о будущем себя самого. Он должен думать о будущем своей семьи, должен думать о будущем своей церкви, должен думать о будущем своего Отечества.
Так почему же Христос сказал именно эти слова и именно таким образом? А это объясняется следующим образом: человеку свойственно подменять тяжелое более легким, и заботу о небесном и духовном подменять заботой о земном. Поэтому для того, чтобы человек не скатывался в постоянную заботу о земном, Господь провёл такую духовную границу безопасности.
Господь, во-первых, знает и говорит нам о том, что все благое, что мы творим на этой земле, мы можем сделать только с помощью Божией. И человек, опытно знающий об этом, всегда просит Бога, чтобы Господь благословил его дела. Без этого благословения не получится ничего доброго.
Не нужно излишне заботиться о завтрашнем дне, но в каждом своем деле помнить, что успех человека зависит не только от его собственного произволения, но зависит от этого произволения и того благословения, которое должен дать Бог. И в этой формуле это благословение является решающим фактором.
Все выпуски программы Актуальная тема