Мы не спасатели — пора в этом себе признаться.
Забывшись, мы думаем, что фраза «и с праведным праведным будешь, и со строптивым развратишься» касается нас как праведных. А нам до праведных — ох, как далеко.
Недавно я попала в компанию, которая, на мой взгляд, была не совсем хорошая. Объединил нас спорт. Ребята невоцерковленные. А я приставала к ним со своими нравоучениями.
К моему удивлению, в подобных поучениях они не нуждались. Некоторые даже цитировали слова Спасителя, понимали чин поведения в храме и молитвы знали.
Ко мне ребята относились хорошо. С понимаем. Как к малахольной, если позволите так высказаться. Нам даже было весело вместе.
Но они постоянно нецензурно выражались, сплетничали, злословили. А я молчала. И была уверена, — раз я не принимаю в этом участия, а просто рядом стою, меня это не касается.
Касается.
Я стала думать грубо. Разозлюсь... и выругаюсь про себя. Почему? Потому что привыкла это слышать! Произнести вслух воспитание и богобоязненность не позволяют, зато про себя — вполне. Как будто Господь помыслов не видит.
Затем меня стали раздражать постные дни. Мол, это из-за них я такая слабая. Как будто забыла, что не еда даёт силы, а Господь. А уж сколько стала осуждать! Замечать в людях то, на что прежде и внимания не обращала!
Но самое главное — мои принципы поколебались. Я стала размышлять не в том направлении, оправдывать свои грехи и нерадивость в молитве. Стала думать, что слишком строга к себе; реже причащаться, чаще унывать.
Я не стала той праведной, рядом с которой строптивый стал бы лучше. Я стала со строптивыми развращаться. Духовная нагрузка оказалась куда тяжелей штанги. Вес получился для меня неподъёмным. Я слишком слаба для подобных подвигов. Пока.
Господь устроил так, что наши пути с теми моими компаньонами по спорту разошлись. Я часто с ностальгией вспоминаю наши тренировки. И надеюсь на встречу тогда, когда смогу их своим скромным, но искренним примером вдохновить на духовный путь. Чтобы им, глядя на меня, захотелось открыть свое сердце Богу. И мне рядом с ними стать лучше.
А пока буду трудиться над собой, помня слова преподобного Серафима Саровского: «Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи».
И помнить Евангельский завет: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного».
Автор: Анни Берг
Все выпуски программы Частное мнение
Перемена. Яна Артюшина
Я вспоминаю период тяжелых духовных поисков, когда я была уже крещена, но не знала Евангелия, не знала Христа. Я не понимала, зачем рождаться, умирать, есть, спать, радоваться, страдать? Где эти ответы только не искала. В моей голове, как на библиотечных полках, скопилось множество книг по психологии, философии, мифологии, не остались без внимания и материалы о духовных практиках заморских культур, но вопрос «Зачем?» по-прежнему оставался без ответа.
Однажды ночью, я почувствовала предел отчаяния от бесплодных поисков, от набивших оскомину «ты этого достойна» и «полюби себя», от непонимания «Что такое хорошо и что такое плохо?». В груди было больно, от непонятной тоски сжималось сердце. Я села на диван. Потом встала. Подошла к шкафу, в котором хранилась одна древняя книга. Взяла ее, открыла.
Пятая глава Евангелия от Матфея: «Увидев народ, Он взошёл на гору и отверзши уста Свои, учил их говоря...». То, что произошло во мне дальше можно описать одним словом — «перемена».
Когда я стала читать заповеди блаженства, в районе солнечного сплетения физически ощутила лёгкость. Наконец, получилось вздохнуть глубоко. «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное», — прочитала я. Неожиданно, от слов «Царство Небесное» на душе стало мирно. «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» и тут же ручьём полились слёзы. «Блаженны алчущие и жаждущие правды...» и появилась надежда. «Блаженны милостивые...» и ушли обиды. «Блаженны миротворцы...» и в сердце пришла такая радость, что захотелось обнять всех на свете.
В ту минуту Евангельская весть обновляла меня изнутри, сжигая всё дурное. И именно тогда я поняла, что ответы на все мои вопросы были даны уже две тысячи лет назад, причём поняла я это не умом, а сердцем. В те минуты мне не требовались доводы, доказательства, я четко осознала, что всё описанное в тексте Библии — правда. Как? Ответить не могу. Просто стало ясно.
И я нашла ответы на все свои вопросы. Евангелие — это описание законов нашего мироздания. Живущий по ним становится счастливым.
Автор: Яна Артюшина
Все выпуски программы Частное мнение
«Воевать с врагами не значит ненавидеть»
В 1904 году разразилась Русско-японская война. Епископ православной миссии в Японии Николай Касаткин вынужден был в это время отказаться от участия в общественных богослужениях. На них верующие японцы молились о победах своего императора. Однако владыка не бросил в трудный момент японскую Церковь. Он остался в Японии, и все силы миссии направил на помощь пленным русским воинам. Весь его ежедневный рабочий график был заполнен делами милосердия. Японская Православная Церковь оказалась в двусмысленной ситуации. С одной стороны православные японцы должны были воевать, как подданные императора, с другой стороны соотечественники не доверяли Церкви под предводительством русского архиерея. Владыке пришлось отвечать на вопрос — должны ли японские христиане участвовать в войне против России. Владыка сказал, что православные японцы обязаны выполнить долг перед своей родиной вместе со всем народом. При этом архиепископ Николай обратился к пастве с такими словами:
«Воевать с врагами не значит ненавидеть».
Все выпуски программы Слова Святых
Мгновенный ответ. Яна Артюшина
Я проснулась утром от очень страшного сна. Настолько мне было не по себе, что я начала молиться. Спросила Бога: «Ведь Ты рядом? Ведь Ты живой?». Удивительно, но на первый вопрос ответ пришёл сразу — беспокойство исчезло, словно и не было, в груди стало легко.
Я потянулась за телефоном, чтобы узнать время. Конечно, и в голову не могло прийти, что в тот же миг, через экран, получу ответ и на второй вопрос. Захотелось открыть You-Tube. Нажала на первое видео. Это был один из выпусков «Светлых историй» на Радио ВЕРА. Ведущая Алла Митрофанова рассказывала о Ланчанском чуде.
История произошла в восьмом веке от Рождества Христова. Один монах из итальянского городка Ланчано служил Литургию, и у него возникло сомнение: истинны ли Тело и Кровь Господни, сокрытые под видом хлеба и вина. Со словами молитвы он преломил Евхаристический хлеб и увидел в чаше не вино, а густую красную жидкость, похожую на кровь. И плоть человеческую.
Спустя двенадцать веков было проведено исследование, и учёные выяснили: кровь из Ланчано принадлежит той же четвёртой группе, что и кровь на Туринской Плащанице. Кроме того, было установлено, что плоть является фрагментом мышечной ткани человеческого сердца, содержит миокард, эндокард и блуждающий нерв.
Это потрясает! Время не изменило свойств крови, — она не испортилась, только свернулась в пять шариков. И совсем непостижимо — вес одного шарика крови оказался равен весу пяти шариков вместе взятых.
В то утро Господь не только показал мне, что Он живой, что Он истинный Бог и истинный Человек с нетленной кровью, Христос словно повторил для меня те слова, которые однажды произнёс утопающему Петру: «Маловерный! Зачем ты усомнился?». В минуту моей слабости Господь укрепил в вере, показав, что Его кровь — одна во все века. Кровь, пролитая и за Петра, и за монаха из Ланчано, и за меня.
Ах, если бы только мы всегда помнили, что Творец мира стоит рядом, никогда не пренебрегая нами, нашими тревогами и самыми малыми просьбами, мы бы никогда не отчаивалась, да что там не отчаивались, в нашей жизни просто не существовало бы ни одного повода даже для лёгкой грусти!
В деле спасения любого человека для Господа Христа не существует маловажных ситуаций. Он всегда готов протянуть нам Свою сильную, щедрую руку, как тогда, на Генисаретском озере, своему тонущему ученику.
Автор: Яна Артюшина
Все выпуски программы Частное мнение