
Начиная свой церковный путь, я частенько попадала в неожиданные для меня ситуации. Правда, обычно они оказывались не случайными — Господь всё устраивал во благо.
В первый раз на службе от начала до конца я пробыла, можно сказать, невольно. Получив инвалидность после серьёзной травмы позвоночника, я носила особый корсет, перемещалась с большой осторожностью и уж точно подумать не могла о длительном пребывании в храме.
Но вот наступила долгожданная Пасха Христова. Воскресная и наверняка многолюдная служба казалась мне не по силам. Я решила доехать до храма хотя бы в понедельник, хотя бы к вечеру, чтобы миновать утреннего часа пик в метро. Выбрала Елоховский Богоявленский собор. «Он вон какой большой, уж в нём-то меня точно не затолкают, — подумала я, — побуду немножко, послушаю праздничные песнопения, порадуюсь, да и поеду потихоньку домой».
Перед вечерней успела купить красные пасхальные свечи и зажечь их у Казанской иконы Божией Матери и у мощей святителя Алексия Московского — святынь этого храма, про которые заранее прочитала. А потом присела на скамейке напротив ещё одной иконы Богородицы. Очень она мне по сердцу пришлась. Оказалось, что это меня Владимирская обогрела и взяла под Свой Покров, не даром же мои именины совпадают с Её праздником.
И так мне стало хорошо, так тепло и умилительно, что я и не заметила, как собор наполнился людьми.
Раздался возглас, возвестивший начало богослужения. Я неуверенно попыталась встать, но меня остановила сидевшая рядом пожилая прихожанка. Похоже, женским сердцем почувствовала мою немощь.
— Сиди, дочка. Не переживай, больным можно. Народу-то вон сколько, да и ещё прибывает. Всем хочется с Патриархом похристосоваться!
Вот в чём дело! Я, придя в кафедральный собор, сама того не ведая, попала на патриаршую службу! Это и сейчас, спустя много лет, для меня большое событие. А тогда начинающая христианка Елена вообще не смела поверить в такое счастье.
Надо признаться, сначала я заволновалась. Стало совершенно очевидным, что моим планам уйти пораньше сбыться не суждено. «Пришедших на службу так много, что вряд ли я смогу пробраться к выходу, — переживала я. — Выдержу ли?»
Но очень скоро всеобщая радость и воодушевление охватили и моё существо. Я даже время от времени тихонечко подпевала хору вместе со стоящими рядом верующими, хотя ну ничего ещё в церковном пении не смыслила. И не имело значения, что со своего местечка, в полном смысле слова зажатая со всех сторон, я не видела богослужения. Слышала-то хорошо!
Служба прошла радостно и быстро.
— А теперь, милая, пойдём к Патриарху, — улыбаясь, позвала меня моя любезная соседка.
Только что спокойное людское море всколыхнулось, превратилось в волну, которая подхватила и нас. Покинуть храм мы могли лишь одним путём, со всеми вместе. Стоявший напротив открытых Царских врат Святейший Патриарх Алексий II каждого приветствовал пасхальным «Христос воскресе» и вручал ярко-красное яйцо.
Аккуратно, как драгоценный дар, везла я домой самое красивое пасхальное яйцо в моей жизни. Забыв о сломанном позвоночнике и не чувствуя усталости. И ещё не догадываясь о всех, порой таких неожиданных, духовных дарах, которые уготовал мне Господь в церковной жизни, начавшейся с Пасхальной Патриаршей службы.
Автор: Елена Тулисова
Все выпуски программы Частное мнение
Псалом 27. Богослужебные чтения

Вера в Бога предполагает не только радость, но и верность имеющимся принципам. Не зря апостол Павел пишет, что признаком истинного служителя Божия является терпение. Не мягкотелость, а именно стойкость, умение переносить вызовы жизни. Таким терпением, безусловно, обладал царь и пророк Давид. Об этом мы можем судить на основании псалма 27-го, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 27.
Псалом Давида.
1 К тебе, Господи, взываю: твердыня моя! не будь безмолвен для меня, чтобы при безмолвии Твоём я не уподобился нисходящим в могилу.
2 Услышь голос молений моих, когда я взываю к Тебе, когда поднимаю руки мои к святому храму Твоему.
3 Не погуби меня с нечестивыми и с делающими неправду, которые с ближними своими говорят о мире, а в сердце у них зло.
4 Воздай им по делам их, по злым поступкам их; по делам рук их воздай им, отдай им заслуженное ими.
5 За то, что они невнимательны к действиям Господа и к делу рук Его, Он разрушит их и не созиждет их.
6 Благословен Господь, ибо Он услышал голос молений моих.
7 Господь — крепость моя и щит мой; на Него уповало сердце моё, и Он помог мне, и возрадовалось сердце моё; и я прославлю Его песнью моею.
8 Господь — крепость народа Своего и спасительная защита помазанника Своего.
9 Спаси народ Твой и благослови наследие Твоё; паси их и возвышай их во веки!
Жизнь царя и пророка Давида редко когда была спокойной. Сначала его преследовал безумный правитель Саул. Потом на Давида поднял руку его собственный сын — Авессалом. Последний находился в убеждении, что делает правое дело, защищает справедливость. А ещё некоторые предательски настроенные подданные убедили Авессалома в том, что он станет правителем лучшим, чем его отец. Вспыхнуло восстание. Давид, не желая устраивать гражданскую войну, скрылся, начал скитаться, прячась от собственного сына. Конечно, царю было очень тяжело. Он молится Богу: «К тебе, Господи, взываю: твердыня моя! не будь безмолвен для меня, чтобы при безмолвии Твоём я не уподобился нисходящим в могилу».
Поддавшись чувствам, Давид вполне по-ветхозаветному сначала просит Господа об отмщении: «Воздай им по делам их, по злым поступкам их; по делам рук их воздай им, отдай им заслуженное ими». Не в этом псалме, правда, а в иных, написанных в тот же период, царь оговаривается и просит Бога вразумить противников, но не лишать их жизни. Что совершенно понятно. Кто захочет гибели собственного ребёнка? Даже если ребёнок встал на путь зла.
Продолжая свою молитву, пророк ясно говорит, что единственной его опорой в жизни является Господь Бог. Только Он способен защитить от зла. Только Он может показать всё бессилие лжи, даже если она коварно прикрывается рассуждениями о мире и справедливости. Бог всё тайное обязательно сделает явным. Давид проникновенно пишет: «Господь — крепость моя и щит мой; на Него уповало сердце моё, и Он помог мне, и возрадовалось сердце моё; и я прославлю Его песнью моею».
Просьбы, которые Давид обращает к Господу, не стоит воспринимать как проявление исключительно его личного желания сохранить жизнь. Давид рассматривает собственное бытие сквозь призму судьбы народа, над которым Бог поставил его царствовать. Царствовать не в смысле беспечно пользоваться благами власти, а служить счастью людей, заботиться об их нуждах. И Давид понимает, что только опираясь на правду Божию, он способен исполнить возложенную на него миссию. Иначе царь точно не справится. Ведь искушение властью велико. Ему поддался Авессалом, решивший стать узурпатором. Давид же взывает к Богу и искренне просит Его о помощи, поддержке: «Господь — крепость народа Своего и спасительная защита помазанника Своего. Спаси народ Твой и благослови наследие Твоё; паси их и возвышай их во веки!»
Молитвы Давида были услышаны. Бунт Авессалома завершился провалом. Сам же неразумный царевич погиб, потому что до конца решил служить своей гордости. Давид очень горевал по поводу смерти сына, но мы сами — распорядители своей судьбы. Будем помнить об этом, и ни в коем случае не станем отступать от правды Божией.
Псалом 27. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 27. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 27. На струнах Псалтири
1 К тебе, Господи, взываю: твердыня моя! не будь безмолвен для меня, чтобы при безмолвии Твоем я не уподобился нисходящим в могилу.
2 Услышь голос молений моих, когда я взываю к Тебе, когда поднимаю руки мои к святому храму Твоему.
3 Не погуби меня с нечестивыми и с делающими неправду, которые с ближними своими говорят о мире, а в сердце у них зло.
4 Воздай им по делам их, по злым поступкам их; по делам рук их воздай им, отдай им заслуженное ими.
5 За то, что они невнимательны к действиям Господа и к делу рук Его, Он разрушит их и не созиждет их.
6 Благословен Господь, ибо Он услышал голос молений моих.
7 Господь - крепость моя и щит мой; на Него уповало сердце мое, и Он помог мне, и возрадовалось сердце мое; и я прославлю Его песнью моею.
8 Господь - крепость народа Своего и спасительная защита помазанника Своего.
9 Спаси народ Твой и благослови наследие Твое; паси их и возвышай их во веки!
16 июня. О заботах человека

В 6-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем».
О заботах человека — священник Алексий Дудин.
Мы все с вами прекрасно знаем, что человек — это не бабочка-однодневка, и заботиться о будущем для человека — естественно. Он, безусловно, должен думать о будущем себя самого. Он должен думать о будущем своей семьи, должен думать о будущем своей церкви, должен думать о будущем своего Отечества.
Так почему же Христос сказал именно эти слова и именно таким образом? А это объясняется следующим образом: человеку свойственно подменять тяжелое более легким, и заботу о небесном и духовном подменять заботой о земном. Поэтому для того, чтобы человек не скатывался в постоянную заботу о земном, Господь провёл такую духовную границу безопасности.
Господь, во-первых, знает и говорит нам о том, что все благое, что мы творим на этой земле, мы можем сделать только с помощью Божией. И человек, опытно знающий об этом, всегда просит Бога, чтобы Господь благословил его дела. Без этого благословения не получится ничего доброго.
Не нужно излишне заботиться о завтрашнем дне, но в каждом своем деле помнить, что успех человека зависит не только от его собственного произволения, но зависит от этого произволения и того благословения, которое должен дать Бог. И в этой формуле это благословение является решающим фактором.
Все выпуски программы Актуальная тема