
Хантос был идеальным псом. Немецкие овчарки вообще отличаются уникальными для собак интеллектуальными способностями. Наш же питомец и на общепородном фоне выделялся чуткостью, выдержанностью, незлобивостью и какой-то элегантностью, так и хочется сказать — интеллигентностью, но к животным, наверное, это понятие неприменимо. Потомок двух чемпионов мира и сам «голубых кровей», он, казалось, видел каждого насквозь, никогда не рычал зря — не говоря уж о каком-то нападении.
Мы жили тогда на десятом этаже, и на прогулки с Хантосом спускались в лифте. Соседи с девятого, восьмого и так далее этажей спокойно делали шаг в кабинку, где уже находились мы с собакой; некоторые даже по-приятельски трепали Хантоса по загривку. А вот когда лифт останавливался на пятом, я напрягалась: к нам мог войти недоброжелатель. Лощёный, неизменно благоухающий изысканным парфюмом сосед метал в сторону пса взгляды, подобные лезвиям, а мне цедил сквозь зубы: «Опять без намордника!»
Да, намордник мы игнорировали. Вернее, мне эта деталь собачьего снаряжения казалась унижающей любимого супер-пса. Тем более, что закон — я специально поинтересовалась! — требовал от хозяев собак служебных пород непременно надевать питомцу намордник лишь в местах большого скопления людей, например — на пляже, на вокзале... Лифтов в этом списке не значилось. Следует сказать, что происходило это давно, я тогда только начала ходить в церковь и не осознавала ещё, что интересоваться духовными вопросами и пытаться жить по евангельским заповедям невозможно без соблюдения простых норм человеческого общежития: это всё равно, как если бы, находясь за рулём, я думала бы на оживлённой трассе о заповедях Божиих и игнорировала бы правила дорожного жвижения.
И даже когда нервный сосед фотографировал мою собаку (без намордника!) на телефон, угрожая передать снимок «куда следует», я снисходительно советовала ему успокоиться. Сейчас мне видится это странным, но так длилось месяцами.
Однажды я одна шла из магазина, приближалась к подъезду, аккуратно обходя глубокие лужи — недавно прошёл дождь. И вдруг мимо меня промчал на большой скорости чёрный автомобиль. В одно мгновение я оказалась обляпанной крупными грязными брызгами с ног до головы. Ах — светлый плащ!.. Машина резко остановилась, и вышел из неё тот самый сосед с пятого этажа. Не успела я подумать, что вот, мол, отыгрался за моё упрямство, настал его час! — как он уже подбежал ко мне с таким непривычным выражением лица — искренне-сострадающим! — и с такими сердечными извинениями, что мне стало вдруг жутко стыдно. И за едва зародившуюся мысль про его реванш, и за то, что пёс мой всегда без намордника.
К наморднику, кстати, пёс привык быстро. Если хозяйке зачем-то понадобилось засовывать его добрую морду в эту штуку каждый раз перед тем, как войти в лифт, то — почему бы нет? А с соседом — оказалось, его зовут Григорием — мы потом стали приятелями. Он вообще-то собак любит, и Хантос мой ему симпатичен. Только вот жену Гришину в детстве сильно собака покусала, травма осталась на всю жизнь. И потому она лифтом у нас в доме вообще не пользовалась — так страшно ей было оказаться в маленьком замкнутом пространстве с большой собакой, которая — без намордника...
Не пользовалась до того самого дня, когда я в последний раз надела свой светлый плащ. Отстирать его так и не удалось. Но не жалко ничуть! Потому что взамен я получила мир с соседом, а главное — урок: важнее всех земных законов, грозящих административными и прочими наказаниями, — закон Божий, закон любви. Вот по нему и надо жить.
Автор: Наталья Разувакина
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Рим., 92 зач., VI, 11-17.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Как известно, во время крещения священник погружает крещаемого в воду, и делается это вовсе не с целью ритуального омовения от грехов. Вода во время крещения символизирует землю, из которой человек был сотворён, и в которую человек возвращается после своей кончины. Но какая связь между землёй и водой? Ответ очень простой: вода, по мнению наших предшественников, наиболее близкая к земле стихия, потому-то она и выбрана в качестве символа. Погружение в воду крещения символизирует смерть, а выход из воды — воскресение из мёртвых. У крещения есть и свои следствия, о которых, к сожалению, мы часто забываем, но, к счастью, Церковь не оставляет нас своей заботой и непрестанно напоминает нам о том, как должен думать, чувствовать и жить крещёный человек. Делает Церковь это и сегодня, предлагая во время литургии нашему вниманию отрывок из 6-й главы Послания апостола Павла к Римлянам. Давайте его послушаем.
Глава 6.
11 Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.
12 Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его;
13 и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности.
14 Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью.
15 Что же? станем ли грешить, потому что мы не под законом, а под благодатью? Никак.
16 Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?
17 Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя.
Логика только что прозвучавшего отрывка Послания к Римлянам очень проста: если мы крещены, то есть если мы в крещении умерли и воскресли, то мы должны думать о себе совершенно особенным образом — как умершие для греха. С чем можно сравнить такое самоощущение? Ну, пожалуй, в качестве примера можно привести мысли взрослого человека при виде детской песочницы или же детской карусели: тот, у кого есть дети, подумает о них, тот, у кого детей нет, и вовсе не заметит ни первого, ни второго, но никакому психически здоровому взрослому человеку не придёт в голову взять совочек и самозабвенно начать строить песчаные замки, сливаясь в своём порыве с компанией четырёхлеток. Подобное можно сказать и про детские карусели. Идея апостола Павла состоит в том, чтобы таким же образом мы относились ко греху: он — не наша стихия, он был, но теперь в прошлом, и он не может быть привлекательным для христиан, ведь мы для него мертвы точно так же, как взрослый человек мёртв для детской песочницы.
Апостол Павел прекрасно понимал, что крещение не лишает нас свободы воли, чувств, мыслей и желаний, а потому здесь же апостол дал рекомендации относительно того, каким образом восполнить ту пустоту, которая образуется при отказе от греха. Всё очень просто: умерев для греха, необходимо поработить себя праведности. Продолжая начатую ранее аналогию, можно сказать, что речь здесь идёт о той взрослой жизни, в которой мы делаем то, что должны делать. О жизни, в которой мы не задаём себе вопрос, хотим ли мы идти сегодня на работу и хотим ли заниматься своими детьми, взрослые просто делают это, ну а возникающие время от времени вопросы, сомнения и недоумения мы научились попросту игнорировать.
Апостол Павел призывает нас быть взрослыми в высшем смысле — в смысле нашего отношения к Богу и к своей вечной участи. Дай Бог, чтобы слова святого апостола были нами услышаны и поняты!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Чудеса и знамения». Священник Анатолий Главацкий

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» ведущая Кира Лаврентьева вместе со священником Анатолием Главацким читали и обсуждали фрагменты из главы «О чудесах и знамениях» книги святителя Игнатия Брянчанинова «Аскетическая проповедь», посвященные значению чудес и знамений в жизни христианина.
Разговор шел о том, почему мы зачастую ищем чудес и знамений для подтверждения нашей веры, в чем опасность такого подхода к духовной жизни, а также как отличить совершенное Богом чудо от тех, которые могут совершаться магами и остальными далекими от веры людьми, и в чем особенность тех чудес, которые совершал во время Своей земной жизни Спаситель.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
Восстановительное лечение для Марины из Приморского края

15-летняя Марина Майорова из Приморского края несколько лет борется с последствиями тяжёлой болезни — опухоли головного мозга. После длительного лечения и операции организм девушки сильно ослаб. Сегодня она передвигается на инвалидной коляске. Однако Марина не теряет пульс жизни. Попав в больницу, она не забросила учёбу и самостоятельно продолжала изучать школьную программу. А в свободное от занятий и процедур время вязала себе одежду, игрушки и брелоки из пряжи, которые потом дарила врачам и детям.
Сейчас Марина дома. Недавно девушка успешно сдала экзамены и перешла в 10-й класс. Её увлекают технические науки и 3D-моделирование. Она сама разрабатывает проект железной дороги. Ещё Марина по-прежнему вяжет и пробует готовить простые блюда.
Конечно, в полном смысле быть активной девушка всё ещё не может. Но Марина очень хочет скорее вернуться к привычной жизни подростка, и для этого ей необходима длительная реабилитация.
Собрать средства на курс восстановительного лечения семье Майоровых, проживающей на Дальнем Востоке, помогает благотворительный фонд «Кораблик». Поддержать семью можете и вы. И тем самым подарить Марине возможность снова ходить, полноценно учиться и строить будущее. Ссылка на сбор фонда «Кораблик» опубликована на сайте Радио ВЕРА.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов