Крепкая дружба может стать утешением и опорой даже в самые тёмные дни. Николай Ге своим шедевром «Пушкин в селе Михайловском» словно говорит нам об этом. Здесь мы видим великого поэта вместе с Ариной Родионовной и другом Иваном Ивановичем Пущиным.
— Маргарита Константиновна, здравствуйте! Как хорошо, что я вас встретил! Вы не могли бы мне помочь с домашним заданием?
— Здравствуй, Ванечка! Конечно, я с радостью тебе помогу! Что вызвало у тебя затруднение?
— По Мировой художественной культуре нам задали сделать презентацию о картине, на которой показана настоящая дружба. И я ума не приложу, какое произведение можно выбрать.
— Ты меня врасплох застал. Дай подумать... Пожалуй, я посоветую тебе написать про полотно Николая Ге «Пушкин в селе Михайловском». Сейчас я найду репродукцию в интернете и покажу тебе. Вот, пожалуйста.
— О, какая интересная картина! Просторная комната, озарённая солнцем. В центре стоит Пушкин. В одной руке он держит листы бумаги, другой артистично жестикулирует. Поэт что-то читает человеку, который сидит напротив в кресле. Это друг Александра Сергеевича?
— Да, близкий и верный, Иван Иванович Пущин. Они подружились в первый год учёбы в Царскосельском императорском лицее. Пушкину тогда было двенадцать лет, его товарищу на год больше.
— Но на картине друзья уже далеко не дети.
— Тёплую сердечную привязанность друг к другу Александр Сергеевич и Иван Иванович сохранили на всю жизнь. А на этой картине художник запечатлел момент, важный для них обоих. Зима 1825 года. Пушкин отбывает двухлетнюю ссылку за вольнодумство в родовом имении Михайловское. Он мучается в одиночестве. Все родственники покинули деревню с наступлением холодов, рядом с поэтом осталась только старенькая няня Арина Родионовна.
— Это она изображена на полотне? Сидит с вязанием на диване.
— Да, и внимательно слушает своего любимца. Долгими зимними вечерами няня была единственной собеседницей Пушкина. И вот, неожиданно вынужденное уединение Александра Сергеевича прерывает старый друг! Пущин подробно описал в воспоминаниях, как прошла встреча с поэтом. Он напечатал мемуары уже после смерти Пушкина, в 1859 году. Кстати, эта публикация и вдохновила Николая Ге на создание картины «Пушкин в селе Михайловском».
— А что же такого вдохновляющего было в воспоминаниях Пущина?
— Его книга полна трогательных подробностей. Пущин рассказал, как в нетерпении гнал лошадей. Как в снежной мгле не заметил ворот и ворвался на территорию усадьбы, не сбавляя хода. Как Пушкин услышал звук дорожного колокольчика и босой, в одной рубашке, выбежал навстречу. Потом они не могли наговориться, обсуждали только что написанную Александром Грибоедовым пьесу «Горе от ума», хозяин читал новые стихи.
— Молодец Пущин, что навестил старого друга!
— Ещё какой молодец! Многие отговаривали Ивана Ивановича ехать к ссыльному поэту, ведь немилость императора могла коснуться его самого. Но он поступил так, как велело сердце. И Пушкин был безмерно благодарен. Позднее, когда Пущин отправится на каторгу в Сибирь за участие в восстании декабристов, Александр Сергеевич написал ему такие строки: «Мой первый друг, мой друг бесценный! И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесенный, Твой колокольчик огласил. Молю святое провиденье: Да голос мой душе твоей Дарует то же утешенье, Да озарит он заточенье Лучом лицейских ясных дней!»
— Да, крепкая дружба может стать утешением даже в самых тяжёлых обстоятельствах!
— Утешением, опорой, надеждой. Именно этот факт захотел отразить на своём полотне художник Николай Ге. Прежде чем взяться за кисть, он несколько лет изучал обстоятельства пребывания Пушкина в ссылке, ездил в Михайловское, встречался с людьми, которые лично знали поэта. И в 1875 году появился вот этот шедевр. Полотно тут же купил у художника поэт Николай Некрасов. После его смерти картина «Пушкин в селе Михайловском» много лет переходила из одной частной коллекции в другую. И, наконец, стала украшением Харьковского художественного музея.
— Не только украшением, но и напоминанием о том, как в жизни важна дружба.
Деяния святых апостолов
Деян., 13 зач., V, 1-11.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В первые десятилетия исторического бытия Христовой Церкви происходили совершенно невероятные события. Невероятной была способность апостолов именем Христовым совершать потрясающие воображение чудеса, невероятными были вообще все духовные дарования Древней Церкви. Однако были в то время и такие проявления силы Божией, от которых становится страшно. Одно из таких проявлений вмешательства Бога в жизнь апостольской общины описано в 5-й главе книги Деяний святых апостолов, отрывок из этой главы звучит сегодня во время литургии в православных храмах.
Глава 5.
1 Некоторый же муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою, продав имение,
2 утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам Апостолов.
3 Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли?
4 Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу.
5 Услышав сии слова, Анания пал бездыханен; и великий страх объял всех, слышавших это.
6 И встав, юноши приготовили его к погребению и, вынеся, похоронили.
7 Часа через три после сего пришла и жена его, не зная о случившемся.
8 Петр же спросил ее: скажи мне, за столько ли продали вы землю? Она сказала: да, за столько.
9 Но Петр сказал ей: что это согласились вы искусить Духа Господня? вот, входят в двери погребавшие мужа твоего; и тебя вынесут.
10 Вдруг она упала у ног его и испустила дух. И юноши, войдя, нашли ее мертвою и, вынеся, похоронили подле мужа ее.
11 И великий страх объял всю церковь и всех слышавших это.
Действительно, великий страх обымает всех, кто слышит эту историю. К страху примешивается и непонимание: зачем же нужно было карать смертью тех людей, которые всего лишь утаили часть собственных средств? Да, обманывать нехорошо, но разве смерть — адекватное наказание за такое прегрешение?
Можно было бы подумать, что эти и подобные им вопросы вызваны характерным для нашего времени гуманистическим прочтением Священного Писания, однако недоумение история Анании и Сапфиры вызывала и в первые века христианства, а потому мало кто из древних толкователей обходил эту историю своим вниманием, благодаря этому мы можем увидеть, что Церковь, с одной стороны, никогда не пыталась сгладить впечатление от чрезвычайной строгости наказания Анании и Сапфиры, а с другой — Церковь всегда понимала необходимость такого наказания.
Дело здесь в том, что в первые годы после Сошествия Святого Духа на апостолов Церковь не могла позволить пребывать в своей ограде чему бы то ни было несовершенному, ведь это было время, в которое шла наиболее активная проповедь, люди, слушая апостолов и видя безукоризненную нравственную чистоту христиан, стремились примкнуть к ученикам Христовым, и нельзя было допустить, чтобы внутри христианской общины была какая-либо скверна, уничтожающая собой апостольскую проповедь. Кроме того, некоторые толкователи проводили параллель между грехом Анании и Сапфиры и грехом Иуды — в обоих случаях речь идёт об изощрённом сребролюбии, прикрытом ложью и лицемерием. Мы знаем, к чему привёл грех Иуды, тем более остро помнили и чувствовали последствия этого греха апостолы, и они не имели права не показать всем последующим поколениям христиан невероятную тяжесть этого греха.
А ещё эта история напоминает нам о крайне важной истине: Бог не только милует нас и прощает, Бог наказывает тех, чьи грехи могут стать причиной соблазна для других людей. Об этом предупреждал Сам Христос, и Его слова — это не пустой звук: «Невозможно не прийти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят; лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих» (Лк. 17:1–2).
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Образование и новые технологии». Михаил Сумбатян
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в студии был директор и основатель группы компаний IThub Махаил Сумбатян.
Мы говорили о пути нашего гостя к созданию образовательного проекта, о важности взаимодействия педагога и ребенка, об особенностях обучения в колледжах, а также о том, как лучшие технологии и достижения науки и бизнеса использовать в системе образования и как через образование передать детям любовь к родной стране.
«Народное церковное искусство в СССР». Кирилл Вах, Дмитрий Антонов
У нас в гостях были руководители проекта «Христианская народная культура в СССР: исчезающее наследие»: действительный член Императорского Православного Палестинского общества Кирилл Вах и доктор исторических наук Дмитрий Антонов.
Разговор шел об особенностях церковной утвари и икон, появлявшихся в период советского времени, как люди самостоятельно создавали иконы и украшения для них, а также о том, какие удивительные тайны хранят эти народные традиции.