
— Маргарита Константиновна, а вы уверены, что мы не заблудились? Все-таки это довольно авантюрная идея — найти ту самую точку, с которой Иван Шишкин в 1860 году написал картину «Вид на острове Валааме. Местность Кукко». Думаете, у нас получится?
— Верю, что мы уже близко к цели, Андрей Борисович! Я составила маршрут по описанию краеведа Бориса Макарова.
— Никогда не слышал такое имя.
— Это энтузиаст, который в 1984 году отыскал на острове ту самую местность Кукко, что Шишкин упомянул в названии полотна. Своим именем она обязана кукушкам, которые здесь водятся в изобилии. Слышите? Мы движемся в соответствии с описанием Макарова. Прошли от Спасо-Преображенского монастыря вглубь острова вдоль Монастырской бухты, миновали мостик возле часовни Владимирской иконы Божией Матери. И вот уже впереди поблёскивает серебром Кукинский залив. Где-то здесь, на северо-восточном пологом берегу этой заводи и работал художник.
— А вот не здесь ли, Маргарита Константиновна? Вы ведь взяли с собой репродукцию картины «Вид на острове Валааме»? Позвольте взглянуть!
— Давайте вместе посмотрим. Да, вы правы. Вот они, те самые скалы, между которыми виден залив. У Шишкина на картине в этом проёме можно различить силуэт человека. Он машет рукой — приветствует лодку, скользящую по воде.
— Очень похоже! И время для похода мы выбрали удачно — вечереет, длинные тени высоких деревьев рисуют мягкие узоры на камнях. Скалы, подсвеченные закатом, сияют тем неповторимым цветом, что удалось ухватить художнику. Я и названия не подберу — и не розовый, и не оранжевый.
— Может быть, киноварь? Я читала, что это тон, переходный между тёплым и холодным оттенками красного, непременно присутствовал в палитре Ивана Шишкина. Видимо, неспроста. Выбор подсказала природа Валаама, одного из самых значимых мест для художника.
— Насколько я помню, Шишкин работал здесь во время учёбы в Императорской академии художеств?
— Да. Поездка на Валаам была творческим заданием студенту от художественного совета Академии. Иван Иванович обрадовался этой возможности. Он надеялся, что невиданные им прежде северные пейзажи станут источником вдохновения, и не обманулся. Шишкин работал самозабвенно, и его наставники остались довольны результатом. За картину «Вид на острове Валааме. Местность Кукко» художник получил большую золотую медаль — наивысшую награду в Императорской академии художеств.
— А вот интересно, как Ивану Шишкину удавалось свободно выбирать себе натуру для пейзажей? Ведь в монастыре в середине девятнадцатого века был строгий устав, и перемещаться по острову можно было только с благословения игумена.
— У монастыря было заключено соглашение с Академией художеств. Настоятель обители, игумен Дамаскин (Кононов) тепло принимал студентов, много беседовал с ними, возил на лодке в отдалённые скиты. И никак не препятствовал прогулкам по острову ради творческих поисков. А Ивана Шишкина он выделял особо.
— Правда? Как интересно!
— Да. Как ни странно, у пожилого монаха и молодого художника было много общего. Игумену нравилась работоспособность Ивана, его серьёзность, манера скромно одеваться. И редкие высказывания немногословного студента были близки настоятелю. Он как-то присутствовал при разговоре молодежи о живописи и очень обрадовался, услышав от Шишкина, что красота природы — это Божественное откровение.
— Мысль и впрямь радостная.
— И она прослеживается во многих картинах Ивана Шишкина. Студенческая работа «Вид на острове Валааме. Местность Кукко» — тоже рассказ о том, что Божия благодать лежит на ветвях, озарённых солнцем, на красных скалах и стальной глади воды. Написанная трепетно и благоговейно, картина впитала в себя молитвенную тишину Валаама.
— Эту тишину и мы с вами, Маргарита Коснтантиновна, почувствовали здесь. И непременно вспомним о ней, когда увидим полотно Ивана Шишкина в Русском музее Санкт-Петербурга.
Владимирский храм (Владикавказ)

Владикавказ — столица республики Северная Осетия-Алания, входящей в состав России. Город расположен на реке Терек, у подножия Большого Кавказского хребта. Здешняя земля издавна принадлежала осетинам, потомкам древних аланов. Этот народ принял веру во Христа в первом веке, услышав проповедь апостола Андрея Первозванного.
В десятом столетии Алания была крупным христианским государством на Северном Кавказе. Спустя три века страну разорили орды монгольских кочевников. Выжившие аланы ушли высоко в горы, оказались в изоляции, вскоре утратили преемственность духовенства и лишились священников.
Вернуться к вере отцов горцам помогли русские миссионеры после присоединения Осетии к России в 1774 году. Особенно эффективными просветительские труды стали после 1875-го, когда Церковь учредила во Владикавказе кафедру епископа. Её возглавил святитель Иосиф Чепиговский. Будучи знатоком осетинского языка, он переводил для своей паствы богослужебные тексты. При владыке Иосифе в епархии открылись новые храмы, церковно-приходские школы, духовные училища и первая женская гимназия.
Через год во Владикавказе для епископа построили резиденцию. Строение из красного кирпича расположилось в самом центре города, на улице Крепостной, сейчас она носит имя грузинского поэта Церетели. Богослужения в резиденции вначале совершались в маленькой домовой церкви. В 1911 году к дому архиерея пристроили просторный храм и освятили его во имя равноапостольного князя Владимира. Само здание резиденции было расширено и у него появились дополнительные этажи.
Благоустроили православные и территорию вокруг епископского подворья. Особенно был хорош парк, окружавший Владимирскую церковь. Здесь цвели растения со всех концов мира, прогуливались павлины и пели птицы.
В 1922 году этот благодатный уголок разорили безбожники. Владимирскую церковь закрыли, а резиденцию передали военному ведомству. К двухтысячному году комплекс оказался заброшенным. Его вернули Православной церкви в 2013-м. Спустя семь лет в отреставрированном здании архиерейской резиденции открылся духовно-просветительский центр. Сердцем этого комплекса стал восстановленный храм князя Владимира. В росписях под его сводами отражена духовная и историческая связь России и Алании.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Псалом 144. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Зачастую псалмы так или иначе затрагивают тему страдания и поиска справедливости. Но есть и псалмы совсем иного рода — благодарственные и хвалебные. В этих псалмах нет ничего, кроме славословия Бога и воспевания Его величия. Сегодня во время богослужения в православных храмах звучит один из таких псалмов — 144-й. Это довольно пространный псалом, давайте послушаем его вторую часть.
Псалом 144.
Хвала Давида.
1 Буду превозносить Тебя, Боже мой, Царь мой, и благословлять имя Твоё во веки и веки.
2 Всякий день буду благословлять Тебя и восхвалять имя Твоё во веки и веки.
3 Велик Господь и достохвален, и величие Его неисследимо.
4 Род роду будет восхвалять дела Твои и возвещать о могуществе Твоем.
5 А я буду размышлять о высокой славе величия Твоего и о дивных делах Твоих.
6 Будут говорить о могуществе страшных дел Твоих, и я буду возвещать о величии Твоём.
7 Будут провозглашать память великой благости Твоей и воспевать правду Твою.
8 Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив.
9 Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его.
10 Да славят Тебя, Господи, все дела Твои, и да благословляют Тебя святые Твои;
11 да проповедуют славу царства Твоего, и да повествуют о могуществе Твоём,
12 чтобы дать знать сынам человеческим о могуществе Твоём и о славном величии царства Твоего.
13 Царство Твоё — царство всех веков, и владычество Твоё во все роды. Верен Господь во всех словах Своих и свят во всех делах Своих.
14 Господь поддерживает всех падающих и восставляет всех низверженных.
15 Очи всех уповают на Тебя, и Ты даешь им пищу их в своё время;
16 открываешь руку Твою и насыщаешь всё живущее по благоволению.
17 Праведен Господь во всех путях Своих и благ во всех делах Своих.
18 Близок Господь ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его в истине.
19 Желание боящихся Его Он исполняет, вопль их слышит и спасает их.
20 Хранит Господь всех любящих Его, а всех нечестивых истребит.
21 Уста мои изрекут хвалу Господню, и да благословляет всякая плоть святое имя Его во веки и веки.
Как мы только что услышали, наряду со славословием Бога 144-й псалом содержит в себе и некоторые важные истины о Боге и о Его отношении к человеку.
Бесспорно, что Бог — наш Творец и Промыслитель, Он слышит наши молитвы, Он ведёт нас ко спасению, Он наставляет нас и поддерживает. Более того, Он даёт нам и саму жизнь. Однако есть одна сложность, которую, как показывает практика, не в состоянии осознать некоторые наши современники. Они не могут понять вот что: если Бог слышит любую молитву, то зачем нужны посредники в виде священнослужителей и вообще всей довольно громоздкой и запутанной церковной структуры? Те, кто задаётся этим вопросом, в качестве аргумента могут привести главного автора Псалтыри царя и пророка Давида: Давид не был священником, он взывал к Богу напрямую и был услышан. Впрочем, не только Давид поступал таким образом, подобных примеров в истории неисчислимое множество. Так зачем же нужны посредники?
Ответ 144-го псалма звучит так: «Близок Господь ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его в истине. Желание боящихся Его Он исполняет, вопль их слышит и спасает их» (Пс. 144:17–18). Здесь обращает на себя внимание довольно загадочное выражение про призывающих Бога «в истине», и это выражение нуждается в пояснении. Речь здесь идёт не только о догматически верном представлении о Боге, но и о том, чтобы в молитве искать, в первую очередь, самого Бога. Именно об этом, комментируя 144-й псалом, написал блаженный Августин, его слова звучат так: «Многие призывают Его, но не в истине. Они ищут чего-то другого от Него, но не ищут Его Самого».
Да, до такой высоты способны дойти не все, и очень непросто встретить человека, который стремился бы лишь к Богу, а не к тому, что Бог может дать. Однако именно к такому человеку близок Бог, именно такого человека Он слышит, и такой человек может стать посредником для тех, кто не взошёл на нужную высоту. Церковь предполагает и надеется, что священники будут именно такими людьми, и дай Бог, чтобы это ожидание Церкви оправдалось!
Псалом 144. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 144. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 144. На струнах Псалтири
1 Буду превозносить Тебя, Боже мой, Царь (мой), и благословлять имя Твое во веки и веки.
2 Всякий день буду благословлять Тебя и восхвалять имя Твое во веки и веки.
3 Велик Господь и достохвален, и величие Его неисследимо.
4 Род роду будет восхвалять дела Твои и возвещать о могуществе Твоем.
5 А я буду размышлять о высокой славе величия Твоего и о дивных делах Твоих.
6 Будут говорить о могуществе страшных дел Твоих, и я буду возвещать о величии Твоем
7 Будут провозглашать память великой благости Твоей и воспевать правду Твою.
8 Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив.
9 Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его.
10 Да славят Тебя, Господи, все дела Твои, и да благословляют Тебя святые Твои.
11 Да проповедуют славу царства Твоего, и да повествуют о могуществе Твоем,
12 чтобы дать знать сынам человеческим о могуществе Твоем и о славном величии царства Твоего.
13 Царство Твое — царство всех веков, и владычество Твое во все роды. (Верен Господь во всех словах Своих и свят во всех делах Своих.)
14 Господь поддерживает всех падающих, и восставляет всех низверженных.
15 Очи всех уповают на Тебя, и Ты даешь им пищу их в свое время.
16 Открываешь руку Твою, и насыщаешь все живущее по благоволению.
17 Праведен Господь во всех путях Своих и благ во всех делах Своих.
18 Близок Господь ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его в истине.
19 Желание боящихся Его Он исполняет, вопль их слышит и спасает их.
20 Хранит Господь всех любящих Его, а всех нечестивых истребит.
21 Уста мои изрекут хвалу Господню, и да благословляет всякая плоть святое имя Его во веки и веки.