Студентка ВГИКа Инна Выходцева бежала по коридору института. Она опаздывала на лекцию. Завернула за угол, к лестнице, и вдруг... уткнулась лицом в чей-то серый пиджак. Подняла глаза и увидела Лёву Полякова — студента из параллельной группы. Высокого голубоглазого блондина все девчонки в институте считали видным женихом. Украдкой вздыхала о нём и лучшая подруга Инны, Люда Гурченко, которая и сама была одной из первых красавиц курса. Выходцева старалась скрывать от подруг, что при виде Лёвы её сердце тоже начинает трепетно биться. Она думала, что красивый и популярный парень никогда не обратит на неё внимания. «Деревенская, по моде одеваться не умею, кокетничать не люблю», — говорила о себе Инна. За всё время учёбы они впервые оказались рядом. «Куда летишь?» — усмехнулся Лев. Он легонько взял девушку за плечи и взглянул ей прямо в глаза. Инна что-то пробормотала в ответ, вырвалась и убежала. А Поляков смотрел девушке вслед и думал о том, почему раньше не замечал её.
Вскоре после этого случая, в 1957 году, на курсе, где училась Выходцева, ставили спектакль по роману Толстого «Воскресение». Сыграть Катюшу Маслову предложили Инне. Преподаватели помнили, как эмоционально и ярко девушка читала монолог этой героини на вступительных экзаменах в институт. А вот роль Нехлюдова режиссёр неожиданно отдал студенту с соседнего курса — Льву Полякову. Начались репетиции. Вечером, когда остальные студенты расходились по домам, Поляков и Выходцева часто оставались в учебном театре — оттачивать диалоги. На самом деле молодым людям просто хотелось подольше побыть рядом. Они полюбили друг друга. Однокурсники улыбались: «Что-то вы чересчур много репетируете — неспроста это!». Так и случилось. Ещё до премьеры спектакля Лев сделал Инне предложение.
Инна Николаевна на всю жизнь запомнила тот вечер. Лев постучал в дверь её комнаты в студенческом общежитии. Попросил соседок ненадолго выйти. И сказал: «Я хочу, чтобы ты стала моей женой». Девушка ответила согласием. Буквально через несколько дней, после знакомства с родителями, Лев с Инной отправились в ЗАГС. «Посмотрите-ка, Нехлюдов всё-таки женился на Катюше Масловой!» — шутили однокурсники на их свадьбе.
Инна Николаевна рассказывала, что её отец поначалу скептически отнёсся к жениху. Уж слишком красивый, да ещё и актёр — от соперниц отбоя не будет! Действительно, Лев Александрович всю жизнь не был обделён вниманием почитательниц. Но для него самого существовала одна-единственная женщина — его супруга Инна. «Лёва оказался из породы однолюбов», — вспоминала Выходцева. Не ощущалось в нём и пафоса. Поляков был востребованным и известным киноактёром — он снялся в таких известных картинах, как «Гусарская баллада» Эльдара Рязанова, «Бриллиантовая рука» Леонида Гайдая, «Война и мир» Сергея Бондарчука, знаменитом советском телесериале «Тени исчезают в полдень». Однако в семейном быту он забывал о том, что звезда. Собственноручно чинил краны и бытовую технику. Если Инна была занята на съёмках или в театре, запросто мог встать у плиты и сварить суп, убрать в квартире. В 1960 году у супругов родился сын Никита. «Лёва никогда ничего не делал для себя. Он все нёс в семью», — говорила Инна Николаевна. И рассказывала, как во время заграничных гастролей Поляков экономил на собственных расходах, чтобы привезти подарки жене и сыну. Кстати, Никита не пошёл по стопам родителей. Он стал переводчиком и уехал работать за рубеж. В 1998 году во время цунами в Доминиканской Республике, молодой человек погиб.
Инна Николаевна и Лев Александрович поддерживали друг друга в общем горе. Однако здоровье Полякова сильно пошатнулось. В 2001 году актёр скоропостижно скончался от инсульта. «Я люблю одну только тебя», — успел сказать он супруге накануне. Их брак продлился почти 50 лет. Инна Николаевна больше не выходила замуж. «Думаю, что секрет нашего долгого союза — в любви. В жизни бывает всякое, никуда от этого не денешься. Но любовь помогает перенести всё», — говорила актриса.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
«Баллада о солдате»
— Рассказывай, как у тебя там всё получилось.
— Я, товарищ генерал, честно скажу. Струсил. Уж очень они близко подошли, ну и, испугался я...
— Так это ты с испугу два танка подбил? Значит, с испугу. Видал? Все бы так пугались.
— Молодец. Представляю тебя к награде.
— Товарищ генерал! А нельзя мне вместо награды на денёк к матери съездить?
Девятнадцатилетний связной Алёша Скворцов отличился во время атаки немцев. Сам генерал назвал его героем. Но парню почести и награды не нужны. Ему бы хоть на один день отправиться домой, в родную деревню. Матери помочь крышу починить. Да и не попрощался он толком с нею, уходя на фронт... Сегодня мы поговорим о картине «Баллада о солдате». Фрагмент из неё прозвучал в начале программы. Фильм вышел на экраны в 1959 году, снял его российский режиссёр Григорий Чухрай. Лента получила мировое признание и завоевала награды престижнейших международных кинематографических конкурсов. Среди них — специальный приз жюри Каннского кинофестиваля, а также номинация на «Оскар». У себя на родине фильм удостоился высшей государственной награды — Ленинской премии. Критики и сегодня признают фильм «Баллада о солдате» подлинным шедевром отечественного кинематографа, нестареющей классикой и одним из самых пронзительных фильмов о Великой Отечественной войне.
О том, как возникла идея картины, Григорий Чухрай рассказывал в книге своих воспоминаний. «Она жила во мне со времён войны чувством светлой печали, я ощущал её как свой долг перед памятью тех, с кем вместе шёл в бой, и кто не вернулся с войны», — говорил режиссёр. При этом Чухраю хотелось осуществить свой замысел как можно проще — без пафоса, громких слов и лозунгов. Не воздвигать монумент, а рассказать об этих людях простыми человеческими словами. И у него получилась картина о таком подвиге, совершить который, пожалуй, под силу каждому из нас, прямо сегодня. О тихом и, может быть, на первый взгляд незаметном подвиге в обычном, человеческом, житейском смысле. И одновременно — в духовном и высоконравственном. Весь фильм мы наблюдаем за тем, как Алёша отдаёт себя людям. Он забывает о том, что очень спешит домой, когда видит, что нужно помочь инвалиду. У Алёши на счету каждый час, но, несмотря на это, он в чужом городе бежит разыскивать жену незнакомого солдата, чтобы передать ей гостинец. Главного героя ждёт немало встреч и событий. Порой весьма забавных. Так, например, в вагоне скорого военного эшелона он случайно знакомится с Шурой. Девушка тайком подсаживается в вагон на одной из станций. Знакомство происходит при весьма своеобразных обстоятельствах:
— Что ты ко мне привязался?...
— Я привязался? Сама в вагон влезла, а я привязался.
— А что же ты от меня в солому прятался?
— Да от тебя, что ли?
— А от кого же?
— От лейтенанта.
— Какого лейтенанта?
— От начальника эшелона. Знаешь, какой лейтенант? Зверь! Я ведь тоже, как ты, зайцем еду. А поймают, ссадят, придётся пассажирского ждать. И ещё влететь может. Я ещё больше, чем ты испугался. Думал, что ты — лейтенант. Страху натерпелся, оплеуху заработал, да ещё и виноват во всём.
В картине Григория Чухрая «Баллада о солдате» мы встретим немало подобных моментов, способных вызвать у зрителя добрую улыбку. Фильм бесконечно тёплый, и даже трагичное в нём — светло. В этом, безусловно, большая заслуга талантливых актёров. Главных героев сыграли тогда ещё студенты кинематографических вузов, совсем молодые Владимир Ивашов и Жанна Прохоренко.
Режиссёр признавался, что Алёша Скворцов стал одним из любимых его героев. В честь него — Алёшей — Чухрай назвал своего сына, который появился на свет во время съёмок фильма. Григорий Наумович говорил: «Таких героев, как Скворцов, мы встречали на фронте. Им так же, как другим, было страшно, больно и трудно, но чувство любви к людям оказалось в них сильнее страха и самой смерти».
9 мая. О святителе Стефане, епископе Великопермском
Сегодня 9 мая. День памяти святителя Стефана, епископа Великопермского, жившего в XIV (14) веке.
О его личности, — протоиерей Артемий Владимиров.
9 мая. О Пасхальной радости
Сегодня 9 мая. Светлый четверг.
О Пасхальной радости, — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.