
— А сейчас, ребята, у вас свободное время. Можете самостоятельно походить по Минскому художественному музею, внимательно рассмотреть понравившиеся экспонаты. Встречаемся через полчаса в нашем экскурсионном автобусе. Если есть вопросы, задавайте, с удовольствием на них отвечу.
— Я хочу спросить, Маргарита Константиновна!
— Да, Настенька, внимательно слушаю тебя.
— Меня озадачила картина Михаила Нестерова «Пустынник и медведь». Смотрите, молодой монах сидит на берегу водоёма на поваленном дереве. А рядом расположился здоровенный зверь — худой и, наверное, голодный. Животное тянется носом к человеку, а тот сложил руки на коленях и сосредоточенно смотрит вдаль. Я пытаюсь понять — почему монах не убегает? Он замер от страха? Не шевелится, чтобы избежать нападения?
— Нет, Настя, этот монах не боится. Он погружён в молитву, взгляд его устремлен вперёд и ввысь, обращён к Богу. Михаил Нестеров написал эту картину в 1925 году по мотивам жития Сергия Радонежского. В жизнеописании святого, которое составил в семнадцатом веке святитель Димитрий Ростовский, есть такой эпизод. Преподобный угостил медведя хлебом, и дикий зверь стал кротко повиноваться ему.
— Ах, вот оно что! Теперь понятно. Но удивительно, неужели хлебом можно приручить такое грозное животное?
— Дело, конечно, не в хлебе. Святой пребывает со Христом, и Божия благодать преображает мир вокруг него, восстанавливает свойства природы, утраченные после грехопадения.
— Это какие свойства?
— Те, о которых говорится в библейской книге Бытия. Господь, сотворив землю и её обитателей, дал животных в повиновение первому человеку. Адам нарёк меньшим братьям имена, милостиво и разумно заботился о них. По замыслу Создателя, звери не враждовали между собой. Поедать друг друга они стали после того, как люди отпали от Бога и погрузили вселенную в пропасть греха и тлена.
— Но разве это преодолимо? Разве хищник может перестать быть хищником?
— Ещё пророк Исайя в седьмом веке до Рождества Христова предсказывал, что волк станет мирно жить с ягнёнком, а корова пастись вместе с медведицей. Древний праведник говорил о Царстве Небесном. Путь в него открыл для людей Спаситель. Будучи Богом, он принял смерть как человек и воскрес. Теперь всякий, кто идёт Ему вслед, обретает вечную жизнь там, где всеми живыми существами правит любовь.
— А что значит идти вслед Спасителю?
— Значит, жить по заповедям, которые Он дал в Евангелии — как Сергий Радонежский, которого изобразил Михаил Нестеров. И тогда приметы Рая открываются уже в земной жизни. Так, что даже дикие звери, как этот медведь на картине, становятся смирными.
— Интересно, а почему Михаил Нестеров выбрал именно этот фрагмент жития преподобного Сергия для своей картины?
— Полагаю, в 1925 году, когда советская власть в России уничтожала христиан и разрушала храмы, художник находил в этом отрывке утешение для себя.
— А в чем здесь утешение?
— Михаил Нестеров страдал от того, что путь России оказался надломлен, искривлён революцией. И всё-таки верил, что родина сможет преодолеть чудовищный духовный кризис. В картине «Пустынник и медведь» он выразил надежду, что Господь не оставит Россию. И благодать, укрощающая диких зверей, исцелит многострадальную отчизну.
16 июля. О почитании святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси

Сегодня 16 июля. Церковь празднует Перенесение мощей святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси, жившего в 17 веке.
О его почитании — протоиерей Владимир Быстрый.
Его земная жизнь трагически прервалась в 1569 году по воле царя Иоанна Грозного, чьего гнева он не устрашился, обличая беззаконие.
Божьим промыслом в 1646 году Патриарх Иосиф повелел торжественно открыть мощи святителя Филиппа на Соловках. Они были переложены в новую раку и выставлены для поклонения в Преображенском соборе.
А в 1652 году наступил момент великого покаяния и торжества правды. Будущий патриарх Никон, тогда митрополит Новгородский, предложил перенести мощи святых мучеников и иерархов, включая Филиппа, в Москву.
И вот, по благословению патриарха, владыка Никон лично отправился за мощами святителя Филиппа в далёкие Соловки. Путь святыни в столицу стал триумфом истины над неправдой.
Царь Алексей Михайлович, праправнук Грозного, вложил в руку святителя покаянную грамоту, моля о прощении грехов своего предка, символически склоняя царскую власть пред властью небесной правды.
Москва с ликованием встретила своего невинно изгнанного пастыря. Десять дней его мощи пребывали в центре Успенского собора под непрерывный пасхальный звон колоколов, а затем обрели вечное упокоение у южной двери алтаря.
И память об этой встрече жива до ныне. На том самом месте, где москвичи впервые поклонились возвращённой святыне, был воздвигнут крест. Отсюда пошло название «Крестовская застава» — вечный памятник покаянию, торжеству святости и незыблемости духовного подвига святителя Филиппа.
Все выпуски программы Актуальная тема
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 127 зач., II, 9 - III, 8.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Ни для кого не секрет, что люди бывают в разной степени воцерковлены. Будучи крещён в детстве или даже во взрослом возрасте, человек может присматриваться к Церкви очень долго, приходить, задавать вопросы. И кажется, нет ничего сложного в том, чтобы на эти вопросы отвечать. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й и 3-й глав 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
9 Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.
10 А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии.
11 Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.
12 Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога,
13 что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным.
14 Душевный человек не принимает того, что́ от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.
15 Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.
16 Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов.
Глава 3.
1 И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе.
2 Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах,
3 потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?
4 Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы?
5 Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь.
6 Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог;
7 посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий.
8 Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду.
Человеку, у которого есть дети, довольно часто приходится давать простые ответы на сложные вопросы. Причём простота ответов может зависеть не только от того, что ребёнок чего-то не знает, он может быть не готов к сложному ответу психологически, может не иметь необходимого внутреннего опыта для того, чтобы понять серьёзность аргументов взрослого. Скажем, у многих из нас есть опыт объяснения ребёнку того, что ему нельзя есть много сладкого или долго сидеть у экрана. Аргументы, связанные со здоровьем, нас взрослых вполне удовлетворяют и, кажется, не требуют никаких дополнительных объяснений. Но для ребёнка или даже подростка перспектива проблем со здоровьем обычно ничего не доказывает, потому что у него может не быть опыта серьёзной болезни.
В сегодняшнем отрывке из послания Коринфянам апостол Павел говорит с учениками о том, что его проповедь не была полна и он не мог и не может открыть им всего, потому что они просто не будут готовы этого вместить. Кому-то может показаться, что взрослый человек, в отличие от ребёнка, уже знает достаточно и ему можно всё рассказывать сразу. Однако такой подход очень наивен. Можно сколько угодно рассуждать о браке, о воспитании детей, о героизме в бою и многом другом, но мы понимаем, что слова, не подкреплённые опытом, мало что значат. То же самое происходит в религиозной жизни. Если человек не имеет опыта молитвы, покаяния, жертвенной любви, радости богообщения, ему можно будет с большим или меньшим успехом объяснить лишь форму, но без постепенного обретения реального опыта он не поймёт содержания.
Глядя на Церковь со стороны, человек может смущаться или даже возмущаться её пониманием тех или иных вещей. Может не знать, почему нечто она считает грехом, а другое, напротив, проявлением праведности. Конечно, грамотное объяснение может быть не бесполезным, но всё же подлинное знание духовной жизни открывается через опыт, в котором мы призваны возрастать.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о пшенице и плевелах». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о пшенице и плевелах и почему Бог сразу не карает людей, совершающих страшные преступления, а оставляет существовать вместе и праведных, и неправедных.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер