
Фото: Damian Patkowski / Unsplash
Многие просто не подозревают, что Православие распространено не только в России или, например, в Греции, православными являются жители совсем экзотичных для нас уголков мира. Взять хотя бы Африку. Наряду с традиционными языческим верованиями в этом регионе одной из наиболее популярных религий является именно Православие.
Среди стран Африки, где Православие занимает лидирующие позиции, особым образом выделяется Кения. А все потому, что в Кении имеется собственная семинария, которая готовит православных священников для всего востока Африканского континента.
Своим появлением православная семинария в Найроби, столице Кении, обязана первому президенту и архиепископу независимого Кипра — Макариосу Третьему. Архиепископ Макариос не только занимался христианским просвещением своей страны, но и активно путешествовал по миру, проповедуя Евангелие.
Архиепископ Макариос впервые посетил Найроби в 1957 году. На тот момент в Кении уже были православные христиане и даже был построен довольно большой храм. В этом храме Макариос совершил богослужение, которое очень сильно вдохновило его. Впоследствии архиепископ неоднократно посещал Кению. А весной 1971 года даже организовал массовые крещения в Найроби и Ниери.
Тогда архиепископ Макариос понял, что Кении просто необходима собственная семинария, которая готовила бы пастырей для местного населения и для всех православных христиан востока Африки. Эта идея была поддержана тогдашним правительством Кении и Патриархом Александрийским Николаем, в церковном управлении которого находилась Кения.
И вот 22 марта 1971 года произошло радостное и удивительное событие — архиепископ Макариос торжественно заложил первый камень в фундамент православной семинарии в Найроби. Семинария должна была строиться на деньги Кипра, который архиепископ Макариос возглавлял. Вторжение турок на остров Кипр в 1974 году чуть было не помешало организации семинарии. Но, несмотря на все трудности, она была построена и открыта в 1981 году.
В Найроби тут же стали приезжать православные студенты со всех стран Африки. Сегодня здесь обучается около пятидесяти студентов из Кении, Уганды, Танзании, Мадагаскара, Зимбабве и Камеруна. Многие выпускники семинарии получили возможность продолжить образование за рубежом — в Греции и Америке. Но самое важное — сегодня семинария по-прежнему исполняет свою главную задачу — готовит священников для православных храмов Африки.
Все выпуски программы Вселенная православия
Псалом 96. На струнах Псалтири
1 Господь царствует: да радуется земля; да веселятся многочисленные острова.
2 Облако и мрак окрест Его; правда и суд - основание престола Его.
3 Пред Ним идет огонь и вокруг попаляет врагов Его.
4 Молнии Его освещают вселенную; земля видит и трепещет.
5 Горы, как воск, тают от лица Господа, от лица Господа всей земли.
6 Небеса возвещают правду Его, и все народы видят славу Его.
7 Да постыдятся все служащие истуканам, хвалящиеся идолами. Поклонитесь пред Ним, все боги.
8 Слышит Сион и радуется, и веселятся дщери Иудины ради судов Твоих, Господи,
9 ибо Ты, Господи, высок над всею землею, превознесен над всеми богами.
10 Любящие Господа, ненавидьте зло! Он хранит души святых Своих; из руки нечестивых избавляет их.
11 Свет сияет на праведника, и на правых сердцем - веселие.
12 Радуйтесь, праведные, о Господе и славьте память святыни Его.
3 июля. О кротости и смирении Христа

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Я кроток и смирен сердцем».
О кротости и смирении Христа — священник Захарий Савельев.
Смирение Христа заключается в том, что Он, будучи Богом, будучи Творцом, воплотился и стал человеком. В этом Его кротость и смирение заключаются как Бога— Бог, Который снизошел до человеческого естества.
Но, кроме того, кротость и смирение Спасителя ещёи проистекает из Его земной жизни как человека, потому что Он не гнушался хромых, слепых. Спаситель принимал всех людей и не оставлял без Своего внимания не только людей обычной наружности, но в том числе и болящих.
Но, кроме того, и смирение Спасителя заключается в том, что на Тайной Вечере, будучи Учителем и Наставником, а также Богом и Спасителем целого мира, Он умыл ноги Своим ученикам. Это действительно великая кротость и великое смирение и большой пример для подражания всем нам.
И по сей день при совершении Таинства Евхаристии эта кротость и смирение каждому из нас напоминается через чтение Священного Писания на литургии и, в общем-то, образом богослужения. Само совершение литургии нам это паки и паки напоминает. Вообще, то, что мы совершаем Божественную литургию, что мы кусаем зубами Того, на Кого ангелы боятся смотреть, как говорил об этом святитель Иоанн Златоуст.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 июля. О превозношении

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя».
О превозношении — священник Родион Петриков.
О, как легко забыть эту простую истину, особенно когда речь идёт о вере, традициях, нашей национальной или даже церковной принадлежности!Человек может гордиться тем, что он — часть правильного народа, истинной конфессии и духовной элиты.
Вот именно такому человеку апостол напоминает:«Корень не ты, не мы, а Бог». Представьте себе ветвь, которая начнёт хвалиться: «Я самая зелёная, я самая плодовитая». Но что будет, если её отсечь от дерева? Что останется? Да, только сухая палка.
Так и мы, наша вера, традиции — всё это имеет смысл, только пока мы живём живой жизнью со Христом Спасителем. Гордость в вере — это особый соблазн. Кажется, что ты ближе к Богу, выше, интересней, правильней, праведней, но корень не в этом. Корень — Христос Иисус.
И если мы забываем об этом, наша вера может превратиться в фарисейство. Так что сегодня хороший день, чтобы спросить себя: «А не превозношусь ли я, не думаю ли я, что моя праведность — моя заслуга?»
Ведь, честно сказать, если и есть в нас что-то доброе, то это потому, что нас питает Божья Христова благодать.
Все выпуски программы Актуальная тема