В России еще с дореволюционных времен живет негласная традиция — священник, безусловно, может, если его пригласят, прийти на свадебное торжество, но должен его покинуть, когда только начинаются танцы. Оно и понятно. Подчас веселие на свадебном застолье в России, так сказать, «зашкаливает» и священнику просто приходится свадьбу покинуть, чтобы не стать невольным участником разгула.
Нет, это, конечно, не повсеместная ситуация. Сегодня, если молодожены приглашают на свою свадьбу священника, это означает скорее, что торжество будет проходить достойно, а священник станет этому гарантом. Но здесь может возникнуть другая крайность. Свадьба может получиться «натянутой». Гости будут священника стесняться, стесняться проявить свои эмоции по отношению к молодоженам и торжеству в целом. В православной Греции, которая не имеет в своей истории десятилетий официального безбожия, сумели, как мне кажется, найти золотую середину в смысле проведения свадебного торжества и участия в нем священника.
Помню, как однажды беседовал с почтенным греческим священником, который рассказал мне об одной замечательной греческой традиции — свадебном танце священника. В Греции не только принято приглашать священника на свадьбу. Присутствие священника почти обязательный атрибут брачного торжества. Причем — у греков считается, что чем больше священников придет на свадьбу, тем лучше. Стоит отметить, что у греков на свадьбу могут прийти только женатые священники вместе со своими супругами. Монахов звать на свадьбу не принято.
Так вот. Как рассказал мне мой знакомый, именно греческие священники задают тон свадебному торжеству. По греческой традиции первыми на свадьбе танцуют молодожены. Этот обычай распространен и у нас. А вот после танца жениха и невесты наступает время для уникальной греческой традиции. Все гости начинают аплодировать и приглашают священников, присутствующих на свадьбе, выйти в центр зала и исполнить особый священнический танец.
По сути-то никакой это не танец. Священники просто встают в круг и под музыку начинают потихоньку притопывать и прихлопывать в ладоши. Некоторые из них для большего увеселения при этом еще и медленно поворачиваются вокруг своей оси. Выглядит это все по-хорошему забавно и весело. Всем гостям выступление священников очень нравится. Люди активно аплодируют священникам, подбадривают их комплиментами. Некоторые греки танец священников вообще считают ключевым моментом свадьбы.
Священники своим согласием станцевать перед гостями показывают им, что разделяют с ними радость свадебного торжества и что в веселии нет ничего плохого, если оно благочестиво. Такая традиция и украшает свадьбу, и делает ее очень гармоничной.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Баллада о солдате»
— Рассказывай, как у тебя там всё получилось.
— Я, товарищ генерал, честно скажу. Струсил. Уж очень они близко подошли, ну и, испугался я...
— Так это ты с испугу два танка подбил? Значит, с испугу. Видал? Все бы так пугались.
— Молодец. Представляю тебя к награде.
— Товарищ генерал! А нельзя мне вместо награды на денёк к матери съездить?
Девятнадцатилетний связной Алёша Скворцов отличился во время атаки немцев. Сам генерал назвал его героем. Но парню почести и награды не нужны. Ему бы хоть на один день отправиться домой, в родную деревню. Матери помочь крышу починить. Да и не попрощался он толком с нею, уходя на фронт... Сегодня мы поговорим о картине «Баллада о солдате». Фрагмент из неё прозвучал в начале программы. Фильм вышел на экраны в 1959 году, снял его российский режиссёр Григорий Чухрай. Лента получила мировое признание и завоевала награды престижнейших международных кинематографических конкурсов. Среди них — специальный приз жюри Каннского кинофестиваля, а также номинация на «Оскар». У себя на родине фильм удостоился высшей государственной награды — Ленинской премии. Критики и сегодня признают фильм «Баллада о солдате» подлинным шедевром отечественного кинематографа, нестареющей классикой и одним из самых пронзительных фильмов о Великой Отечественной войне.
О том, как возникла идея картины, Григорий Чухрай рассказывал в книге своих воспоминаний. «Она жила во мне со времён войны чувством светлой печали, я ощущал её как свой долг перед памятью тех, с кем вместе шёл в бой, и кто не вернулся с войны», — говорил режиссёр. При этом Чухраю хотелось осуществить свой замысел как можно проще — без пафоса, громких слов и лозунгов. Не воздвигать монумент, а рассказать об этих людях простыми человеческими словами. И у него получилась картина о таком подвиге, совершить который, пожалуй, под силу каждому из нас, прямо сегодня. О тихом и, может быть, на первый взгляд незаметном подвиге в обычном, человеческом, житейском смысле. И одновременно — в духовном и высоконравственном. Весь фильм мы наблюдаем за тем, как Алёша отдаёт себя людям. Он забывает о том, что очень спешит домой, когда видит, что нужно помочь инвалиду. У Алёши на счету каждый час, но, несмотря на это, он в чужом городе бежит разыскивать жену незнакомого солдата, чтобы передать ей гостинец. Главного героя ждёт немало встреч и событий. Порой весьма забавных. Так, например, в вагоне скорого военного эшелона он случайно знакомится с Шурой. Девушка тайком подсаживается в вагон на одной из станций. Знакомство происходит при весьма своеобразных обстоятельствах:
— Что ты ко мне привязался?...
— Я привязался? Сама в вагон влезла, а я привязался.
— А что же ты от меня в солому прятался?
— Да от тебя, что ли?
— А от кого же?
— От лейтенанта.
— Какого лейтенанта?
— От начальника эшелона. Знаешь, какой лейтенант? Зверь! Я ведь тоже, как ты, зайцем еду. А поймают, ссадят, придётся пассажирского ждать. И ещё влететь может. Я ещё больше, чем ты испугался. Думал, что ты — лейтенант. Страху натерпелся, оплеуху заработал, да ещё и виноват во всём.
В картине Григория Чухрая «Баллада о солдате» мы встретим немало подобных моментов, способных вызвать у зрителя добрую улыбку. Фильм бесконечно тёплый, и даже трагичное в нём — светло. В этом, безусловно, большая заслуга талантливых актёров. Главных героев сыграли тогда ещё студенты кинематографических вузов, совсем молодые Владимир Ивашов и Жанна Прохоренко.
Режиссёр признавался, что Алёша Скворцов стал одним из любимых его героев. В честь него — Алёшей — Чухрай назвал своего сына, который появился на свет во время съёмок фильма. Григорий Наумович говорил: «Таких героев, как Скворцов, мы встречали на фронте. Им так же, как другим, было страшно, больно и трудно, но чувство любви к людям оказалось в них сильнее страха и самой смерти».
9 мая. О святителе Стефане, епископе Великопермском
Сегодня 9 мая. День памяти святителя Стефана, епископа Великопермского, жившего в XIV (14) веке.
О его личности, — протоиерей Артемий Владимиров.
9 мая. О Пасхальной радости
Сегодня 9 мая. Светлый четверг.
О Пасхальной радости, — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.