
Фото: Piqsels
«Помню тебя и здесь в заключении, приношу Богу мою молитву о тебе. Да почиет на мне твоё родительское благословение, которого усердно прошу у тебя» — писал своей матери преподобный Никон (Беляев), последний оптинский старец, которому пришлось пережить закрытие и разорение монастыря после Октябрьского переворота 1917 года, и пострадать за веру в тюрьме и ссылках.
Будущий монах и святой родился в Москве, в большой и дружной купеческой семье Беляевых. С его появлением на свет связана удивительная история. В мае 1888 года дом супругов Митрофана Николаевича и Веры Лаврентьевны Беляевых посетил святой праведный Иоанн Кронштадтский. Уезжая, он подарил беременной Вере Лаврентьевне свою фотографию с подписью: «1888-й. В год рождения сына Николая». Через шесть месяцев, 8 октября, у супругов действительно родился мальчик! В крещении его так и нарекли — Николаем.
Коля рос подвижным, бойким, энергичным ребёнком. Среди братьев и сестёр он был заводилой и первым затейником в играх. Но когда мальчику исполнилось пять лет, он тяжело заболел дифтерией. Лечащий врач констатировал, что случай безнадёжный. Родители молились у постели больного. Вера Лаврентьевна изо всех сил растирала холодное тельце сына и со слезами взывала о помощи к святителю Николаю Чудотворцу. Неожиданно мальчик глубоко вздохнул и открыл глаза. Впоследствии, уже будучи монастырским послушником, Николай поведает об этом случае своему духовному наставнику, старцу Варсонофию Оптинскому. И тот скажет: «Ваша мама молилась, и вам была дарована жизнь. Благодарите Бога за то, что у вас такая мать».
И Вера Лаврентьевна, и Митрофан Николаевич с детства воспитывались в христианском благочестии. Такое же воспитание они старались дать и своим чадам. С малых лет родители приучали детей к утренней и вечерней молитве. И даже составили для них специальное молитвенное правило, которое состояло из молитвы Святому Духу, «Отче наш» и «Богородице Дево, радуйся». Часто в семейном кругу читалось вслух Евангелие и жития святых. На праздник Рождества Христова родители устраивали домашнюю ёлку. Под руководством матери дети мастерили ёлочные украшения — клеили из золочёной и цветной бумаги бусы, звёзды, хлопушки.
Очень любили в семье музыкальные вечера. Коля обладал приятным, чистым голосом и хорошим слухом. Он любил петь, а старшая сестра Люба аккомпанировала ему на рояле. Мальчику особенно нравилась песня на стихи поэта Василия Плещеева «Легенда» — «Был у Христа-младенца сад...» Коля исполнял её задушевно и искренне. Однажды его пение услышал священник Симеон Ляпидевский, настоятель московской церкви «Всех скорбящих Радость». Он уговорил Веру Лаврентьевну, чтобы она разрешила Коле петь и читать на клиросе. Коля очень обрадовался приглашению, и с этого времени храм стал для него вторым домом.
Часто Николай беседовал на духовные темы со своим младшим братом Иваном. Вместе они с упоением читали труд епископа Феофана Затворника «Путь ко спасению». В конце концов у них возникло желание полностью изменить свою жизнь, посвятить её Богу. Братья решили стать монахами. Однажды среди отцовских книг они нашли справочник «Вся Россия». В нём были перечислены русские монастыри. Молодые люди решили открыть страницу наугад. «Какой монастырь выпадет, туда мы и пойдём», — сказали они. Помолившись Богу, раскрыли справочник и прочитали: «Козельская Введенская Оптина Пустынь».
11 февраля 1907 года Николай и Иван пришли к родителям и объявили им о своем решении поступить в монастырь. Для Веры Лаврентьевны и Митрофана Николаевича это была неожиданность. Но препятствовать детям они не собирались. И со слезами на глазах благословили сыновей на монашескую жизнь. Несколько лет братья несли в монастыре послушание. Иван понял, что иноческая жизнь не для него и покинул Оптину. А Николай остался, и в апреле 1910 года принял монашеский постриг с именем Никон. Он всегда будет делиться с родными тем, что происходит в его жизни. В каждом своём письме домой будет благословлять близких и, в свою очередь, просить у них благословения и молитв.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Псалом 96. Богослужебные чтения

Вы хорошо помните состояние природы, когда после сильной грозы — с тёмными, непроницаемыми облаками, раскатами грома и полыхающими молниями — наступает затишье, небо проясняется и наконец-то пробивается ослепительный луч солнечного света?
96-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, в основе своей драматургии имеет именно этот образ грозы. Давайте послушаем.
Псалом 96.
1 Господь царствует: да радуется земля; да веселятся многочисленные острова.
2 Облако и мрак окрест Его; правда и суд — основание престола Его.
3 Пред Ним идёт огонь и вокруг попаляет врагов Его.
4 Молнии Его освещают вселенную; земля видит и трепещет.
5 Горы, как воск, тают от лица Господа, от лица Господа всей земли.
6 Небеса возвещают правду Его, и все народы видят славу Его.
7 Да постыдятся все служащие истуканам, хвалящиеся идолами. Поклонитесь пред Ним, все боги.
8 Слышит Сион и радуется, и веселятся дщери Иудины ради судов Твоих, Господи,
9 ибо Ты, Господи, высок над всею землёю, превознесён над всеми богами.
10 Любящие Господа, ненавидьте зло! Он хранит души святых Своих; из руки нечестивых избавляет их.
11 Свет сияет на праведника, и на правых сердцем — веселие.
12 Радуйтесь, праведные, о Господе и славьте память святыни Его.
Псалом, который мы только что слышали, удивителен своим диапазоном, своим поистине невероятным размахом. Он начинается с образов не знающего пощады огня, гор, которые, словно воск, тают и расплываются, молнии сверкают, земля дрожит, идолы падают ниц — и в итоге приходит к самой настоящей камерности, домашнему очагу и уюту — тёплому, светлому, доброму и вдохновляющему. И весь этот диапазон держится на одном: правде Божией. Она являет себя и в грозных явлениях — и в тишине семейного уюта.
Великий греческий мыслитель Платон говорил о космосе как о «живом организме» — буквально ζῷον ἓν ὁρατόν — «одно‑единственное видимое живое». Однако псалмопевец смотрит ещё глубже: этот «организм» не только «живёт», но ещё и «поёт» — поёт славу своему Творцу и Создателю. В этом смысле Космос — икона (εἰκὼν) невидимого Бога: как икона делает невидимое зримым, так и сотворённый мир проповедует умопостигаемого Творца. Быть может, мы не всегда и не во всём способны услышать эту мелодию бытия — но чем ближе человек оказывается к чистоте и святости, тем лучше он начинает распознавать отзвуки Божественной гармонии повсюду: и в грозе, и в снегопаде, и в летнем зное, и ураганном ветре — и ровно точно так же в самой простой обыденности будней. В определённом смысле этот искренний, глубинный восторг перед бытием лучше всего показывают маленькие дети — когда они растут в любящей полноценной семье: для них каждый новый день — праздник, перед ними — безграничный горизонт новых событий и открытий, они не пытаются, в отличие от нас, взрослых, «всё понять», всё ухватить, всё удержать и подчинить себе. Вот этой «детскости» и хотелось бы научиться: просто — быть, «быть в бытии» — как бы это ни прозвучало тавтологией! Не «отщипывать» от жизни только то, что «по моему ндраву и вкусу», не превращать себя самого в единственный критерий правильности и неправильности — но учиться воспринимать жизнь во всей грандиозности её диапазонов целиком, но не фаталистично, а как пророк Давид — с ясной уверенностью в том, что Бог — единственный Хозяин этого мира, и Его правда — правда во веки!
Псалом 96. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 96. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 96. На струнах Псалтири
1 Господь царствует: да радуется земля; да веселятся многочисленные острова.
2 Облако и мрак окрест Его; правда и суд - основание престола Его.
3 Пред Ним идет огонь и вокруг попаляет врагов Его.
4 Молнии Его освещают вселенную; земля видит и трепещет.
5 Горы, как воск, тают от лица Господа, от лица Господа всей земли.
6 Небеса возвещают правду Его, и все народы видят славу Его.
7 Да постыдятся все служащие истуканам, хвалящиеся идолами. Поклонитесь пред Ним, все боги.
8 Слышит Сион и радуется, и веселятся дщери Иудины ради судов Твоих, Господи,
9 ибо Ты, Господи, высок над всею землею, превознесен над всеми богами.
10 Любящие Господа, ненавидьте зло! Он хранит души святых Своих; из руки нечестивых избавляет их.
11 Свет сияет на праведника, и на правых сердцем - веселие.
12 Радуйтесь, праведные, о Господе и славьте память святыни Его.
3 июля. О кротости и смирении Христа

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Я кроток и смирен сердцем».
О кротости и смирении Христа — священник Захарий Савельев.
Смирение Христа заключается в том, что Он, будучи Богом, будучи Творцом, воплотился и стал человеком. В этом Его кротость и смирение заключаются как Бога— Бог, Который снизошел до человеческого естества.
Но, кроме того, кротость и смирение Спасителя ещёи проистекает из Его земной жизни как человека, потому что Он не гнушался хромых, слепых. Спаситель принимал всех людей и не оставлял без Своего внимания не только людей обычной наружности, но в том числе и болящих.
Но, кроме того, и смирение Спасителя заключается в том, что на Тайной Вечере, будучи Учителем и Наставником, а также Богом и Спасителем целого мира, Он умыл ноги Своим ученикам. Это действительно великая кротость и великое смирение и большой пример для подражания всем нам.
И по сей день при совершении Таинства Евхаристии эта кротость и смирение каждому из нас напоминается через чтение Священного Писания на литургии и, в общем-то, образом богослужения. Само совершение литургии нам это паки и паки напоминает. Вообще, то, что мы совершаем Божественную литургию, что мы кусаем зубами Того, на Кого ангелы боятся смотреть, как говорил об этом святитель Иоанн Златоуст.
Все выпуски программы Актуальная тема