
В Летнем саду Челябинска играл симфонический оркестр. Горожане слушали музыкантов, сидя на изящных кованых скамьях; другие чинно прогуливались вдоль тенистой берёзовой аллеи. У фонтана и павильонов с прохладительными напитками и мороженым тоже было многолюдно. А ведь всего несколько лет назад на этом месте располагался обыкновенный пустырь, а челябинцы если и думали когда-нибудь о городском парке, то только как о несбыточной мечте.
Но всё изменилось, когда в начале тысяча восемьсот девяностых годов за дело взялся Владимир Корнильевич Покровский — известный и уважаемый в городе человек, успешный пермский предприниматель-золотопромышленник, в течение нескольких лет занимавший высокий пост челябинского градоначальника. Ещё будучи городским головой, Покровский высказал идею о превращении пустыря в место для отдыха горожан. И безвозмездно выделили на это львиную долю средств — собственных. Вскоре пустырь стало не узнать: каждое воскресенье на большой крытой сцене здесь играл оркестр, раз в месяц давала спектакль специально для этого сформированная труппа актёров. В одном из павильонов работала библиотека-читальня. А главное — всеми этими культурными возможностями челябинцы могли воспользоваться совершенно свободно. За вход в Летний сад денег с посетителей не брали; бесплатными были концерты и спектакли; в читальню был открыт доступ для всех желающих.
Челябинск, где Владимир Корнильевич поселился в тысяча восемьсот семьдесят втором году после окончания Санкт-Петербургского университета, стал ему настоящим домом. Для развития и процветания города он был готов трудиться не покладая рук. Служение людям Покровский не просто считал своим долгом. Он ощущал в себе искреннее призвание творить добро.
Единственную в Челябинске женскую школу Владимир Корнильевич взял под свою опеку и вскоре превратил её в процветающую гимназию, одну из самых престижных в губернии. Городской детский приют, влачивший незавидное существование на нерегулярные и крайне скромные субсидии от властей, тоже попал в поле зрения Покровского. Из собственных средств он обеспечил приюту постоянное и очень достойное финансирование. Ежемесячное денежное содержание назначал Владимир Корнильевич и бедным городским семействам, которые находил сам с помощью информации губернского Попечительства о бедных, членом которого о являлся. С радостью откликался и на обращённые к нему лично просьбы о помощи. Отказа не было никому.
Благодаря Покровскому для неимущих и нуждающихся в Челябинске был открыт Дом трудолюбия, где бедняки получали возможность честным трудом заработать на хлеб. При доме действовала устроенная Владимиром Корнильевичем начальная школа, где дети из бедных семей обучались грамоте, а также бесплатная столовая. В Челябинской больнице Покровский содержал несколько кроватей, куда определялись неимущие больные, получавшие таким образом лечение за счёт Владимира Корнильевича.
Немало усилий приложил Покровский и для того, чтобы новая строящаяся Западно-Сибирская железнодорожная магистраль прошла через Челябинск. Министерство путей сообщения не планировало прокладывать ветку близ города, однако Владимир Корнильевич смог переубедить чиновников. С возможностью железнодорожного сообщения не только повысился статус города, но и кардинально улучшилось его экономическое положение.
...Владимира Корнильевича Покровского в Челябинске называли «ясно солнышко». И, кстати, не вкладывали в это ни капли иронии. Он действительно дарил всем, кто его окружал, свет и тепло своей доброты и безграничной щедрости. Покровский ушёл из жизни в сентябре тысяча девятьсот тринадцатого, в немецком городе Гейдельберге, куда поехал по делам. Но был похоронен в родном ему Челябинске. После отпевания Владимира Корнильевича, которое проходило в Симеоновском кафедральном соборе, священник произнёс трогательные слова, которые горожане ещё долго повторяли в своих искренних молитвах об упокоении души раба Божия Владимира: «Пусть Господь Бог встретит тебя так же ласково, как ты при жизни ласково встречал каждого, кто имел нужду».
Все выпуски программы Имена милосердия
Псалом 130. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Читая Библию, складывая слова в предложения, а предложения в тексты, современный человек обычно думает, что всё более-менее понимает. Однако внимательный читатель Священного Писания знает, что сколько бы ни было важно понимание отдельных слов, есть вещь не менее важная и она касается самого библейского мировоззрения, которое для многих, даже читающих библейские тексты, остаётся сегодня загадкой. Очень ёмко и вместе с тем глубоко это мировоззрение раскрывается в 130-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 130.
Песнь восхождения. Давида.
1 Господи! не надмевалось сердце моё и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое.
2 Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди.
3 Да уповает Израиль на Господа отныне и вовек.
Многие из тех, кто начинал читать Евангелие от Матфея, не выдерживали перечисления имён, с которого начинается текст и просто откладывали его в сторону. Кто такие Авраам, Исаак и Иаков, человек европейской культуры может быть ещё и помнит, но кто такие Вооз, Салмон, Озия и другие... понять бывает трудно, даже обратившись к библейской энциклопедии. Но эта сложность на самом деле не самая серьёзная, потому что, как во всякой большой истории, в Ветхом Завете огромное число героев и событий, и их взаимосвязи бывает трудно запомнить. С таким подходом можно посчитать сложным мир любого крупного литературного произведения, в котором будут и архаизмы, и несостыковки, и даже, возможно, разные описания одного и того же события, внешне противоречащие друг другу. Однако на самом деле гораздо сложнее для человека всегда было и остаётся соблюдение библейских заповедей, ведь против них бывает настроен не только сомневающийся разум, против них бунтуют чувства, восстаёт тело. Причём, если в древности люди были религиозны и при всех ошибках язычества знали, что над ними есть высшие силы, от которых в итоге зависит их жизнь, сегодня именно об этом люди практически не вспоминают.
130-й псалом, который мы сегодня услышали, начинается с очень важных слов, в которых Давид выражает своё смирение перед Богом. Обращаясь ко Творцу, он говорит, что его сердце не надмевалось, то есть внутренне в глубине души он не кичился, не был высокомерен, не относился ни к кому свысока. Подобным образом он вёл себя и внешне, его взгляд не бывал высокомерен. Самое же главное, что он был смиренным не только перед людьми, но перед Богом. Он выражает это очень интересно, говоря, что не входил в великое и для него не досягаемое. И дело не в познании огромного по размерам космоса или недосягаемых для него глубин морей, но в тайнах Божьего промысла, которые Давид не берётся исследовать. Он прекрасно знает, что он лишь человек, который не сможет всего постичь, и его настрой радикально отличается от того, какой через сотни лет выразит Максим Горький, написав «человек — это звучит гордо».
Собственно, главное отличие мировоззрения Давида, как человека, живущего в завете с Богом, от мировоззрения современных людей, живущих уверенностью в своих силах, заключается именно в этом — псалмопевец чувствует себя перед Богом, как ребёнок на руках у матери, а современный человек чувствует себя взрослым, сильным и самостоятельным, не нуждающимся в подачках. Давид смиряется, тоскует без Бога и уповает на Него. Причём уповает не только сам, но призывает уповать на Господа весь народ. И в этом уповании можно видеть главную особенность ветхозаветной религии, потому что, начиная с исхода из земли Египетской, в жизни еврейского народа всё время присутствовал Творец, на которого иудеи учились полагаться. Благодаря Ему они перешли по морскому дну, как посуху, если манну небесную в пустыне и пили воду! Современный человек уверен, что сам всего достиг и достигнет ещё большего. На самом же деле без Бога все мы достигаем только одного — смерти, в то время как с Ним — жизни вечной.
Псалом 130. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 130. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 130. На струнах Псалтири
1 Господи! не надмевалось сердце мое и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое.
2 Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди.
3 Да уповает Израиль на Господа отныне и вовек.
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема