На Афоне согласно его уставу могут существовать только двадцать монастырей. По большей части, они населены греческими монахами. Но есть и исключения. Исторически на Святой горе, как еще называют Афон, присутствуют русские монахи. Они живут в Пантелеимоновом монастыре. Есть на Афоне монахи-болгары, которые обосновались в монастыре Зограф. Проживают на Святой горе и сербские монахи. Их обителью на протяжении веков является Хиландар.
Сербы появились на Афоне и основали там свой монастырь еще в первом тысячелетии. Но к 12 веку их обитель опустела и превратилась в руины. Восстановить былую славу Хиландара удалось великому сербскому святому Савве Сербскому и его отцу Симеону Мироточивому, который отказался от царской короны и поселился в Хиландаре в качестве простого монаха.
С тех пор Хиландарский монастырь стал духовной опорой Сербской Православной Церкви. Из его стен вышли многие сербские патриархи и великие подвижники благочестия. С Хиландаром также связана крайне интересная традиция.
Среди многочисленных святынь монастыря находится знаменитая икона Божией Матери «Троеручица». По преданию она когда-то принадлежала святому Иоанну Дамаскину и впоследствии оказалась у святого Саввы Сербского. Первоначально она хранилась в Белграде, а после нашествия турок была переправлена на Афон.
Когда икона появилась в Хиландаре, на тот момент у монастыря не было игумена, то есть начальника. Престарелый игумен Иоанн скончался, и монахи собирались по давнему обычаю избрать нового игумена. Но выборы не состоялись. Чудесным образом монахам явилась Богоматерь и сказала, что теперь Она будет игуменом Хиландарского монастыря. С тех пор на протяжении веков в Хиландаре избирался старший монах, но игуменом он не именовался. А в храме и в трапезной на игуменском месте до сих пор поставляется та самая икона «Троеручица».
Пресвятая Богородица неоднократно спасала Хиландарский монастырь от различных бедствий. Хиландар ближе всех афонских монастырей находится к границе между Святой горой и континентальной Грецией. Потому во время нашествия турок он больше всех афонских обителей подвергался опасности быть разграбленным захватчиками. Но этого не произошло. Как рассказывают монахи Хиландара, каждый раз, когда к монастырю приближались грабители, они видели в небе над обителью грозную Деву и в страхе разбегались.
В конце 90-х годов прошлого века Хиландарский монастырь под внешним давлением политики Евросоюза изменил свой устав и стал избирать себе игумена. В 2004 году в обители произошел страшный пожар. И как говорят монахи, это бедствие стало наказанием за отступление от древней традиции считать игуменом обители Богоматерь. Хиландар решил вернуться к своему древнему уставу. Поэтому сегодня избираемый в монастыре игумен таковым себя не называет, а все монахи всячески подчеркивают, что обителью по-прежнему управляет Сама Пресвятая Богородица.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Баллада о солдате»
— Рассказывай, как у тебя там всё получилось.
— Я, товарищ генерал, честно скажу. Струсил. Уж очень они близко подошли, ну и, испугался я...
— Так это ты с испугу два танка подбил? Значит, с испугу. Видал? Все бы так пугались.
— Молодец. Представляю тебя к награде.
— Товарищ генерал! А нельзя мне вместо награды на денёк к матери съездить?
Девятнадцатилетний связной Алёша Скворцов отличился во время атаки немцев. Сам генерал назвал его героем. Но парню почести и награды не нужны. Ему бы хоть на один день отправиться домой, в родную деревню. Матери помочь крышу починить. Да и не попрощался он толком с нею, уходя на фронт... Сегодня мы поговорим о картине «Баллада о солдате». Фрагмент из неё прозвучал в начале программы. Фильм вышел на экраны в 1959 году, снял его российский режиссёр Григорий Чухрай. Лента получила мировое признание и завоевала награды престижнейших международных кинематографических конкурсов. Среди них — специальный приз жюри Каннского кинофестиваля, а также номинация на «Оскар». У себя на родине фильм удостоился высшей государственной награды — Ленинской премии. Критики и сегодня признают фильм «Баллада о солдате» подлинным шедевром отечественного кинематографа, нестареющей классикой и одним из самых пронзительных фильмов о Великой Отечественной войне.
О том, как возникла идея картины, Григорий Чухрай рассказывал в книге своих воспоминаний. «Она жила во мне со времён войны чувством светлой печали, я ощущал её как свой долг перед памятью тех, с кем вместе шёл в бой, и кто не вернулся с войны», — говорил режиссёр. При этом Чухраю хотелось осуществить свой замысел как можно проще — без пафоса, громких слов и лозунгов. Не воздвигать монумент, а рассказать об этих людях простыми человеческими словами. И у него получилась картина о таком подвиге, совершить который, пожалуй, под силу каждому из нас, прямо сегодня. О тихом и, может быть, на первый взгляд незаметном подвиге в обычном, человеческом, житейском смысле. И одновременно — в духовном и высоконравственном. Весь фильм мы наблюдаем за тем, как Алёша отдаёт себя людям. Он забывает о том, что очень спешит домой, когда видит, что нужно помочь инвалиду. У Алёши на счету каждый час, но, несмотря на это, он в чужом городе бежит разыскивать жену незнакомого солдата, чтобы передать ей гостинец. Главного героя ждёт немало встреч и событий. Порой весьма забавных. Так, например, в вагоне скорого военного эшелона он случайно знакомится с Шурой. Девушка тайком подсаживается в вагон на одной из станций. Знакомство происходит при весьма своеобразных обстоятельствах:
— Что ты ко мне привязался?...
— Я привязался? Сама в вагон влезла, а я привязался.
— А что же ты от меня в солому прятался?
— Да от тебя, что ли?
— А от кого же?
— От лейтенанта.
— Какого лейтенанта?
— От начальника эшелона. Знаешь, какой лейтенант? Зверь! Я ведь тоже, как ты, зайцем еду. А поймают, ссадят, придётся пассажирского ждать. И ещё влететь может. Я ещё больше, чем ты испугался. Думал, что ты — лейтенант. Страху натерпелся, оплеуху заработал, да ещё и виноват во всём.
В картине Григория Чухрая «Баллада о солдате» мы встретим немало подобных моментов, способных вызвать у зрителя добрую улыбку. Фильм бесконечно тёплый, и даже трагичное в нём — светло. В этом, безусловно, большая заслуга талантливых актёров. Главных героев сыграли тогда ещё студенты кинематографических вузов, совсем молодые Владимир Ивашов и Жанна Прохоренко.
Режиссёр признавался, что Алёша Скворцов стал одним из любимых его героев. В честь него — Алёшей — Чухрай назвал своего сына, который появился на свет во время съёмок фильма. Григорий Наумович говорил: «Таких героев, как Скворцов, мы встречали на фронте. Им так же, как другим, было страшно, больно и трудно, но чувство любви к людям оказалось в них сильнее страха и самой смерти».
9 мая. О святителе Стефане, епископе Великопермском
Сегодня 9 мая. День памяти святителя Стефана, епископа Великопермского, жившего в XIV (14) веке.
О его личности, — протоиерей Артемий Владимиров.
9 мая. О Пасхальной радости
Сегодня 9 мая. Светлый четверг.
О Пасхальной радости, — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.