
Фото: Elena Mozhvilo/Unsplash
Православие в Румынии — явление самобытное. Дело в том, что Румыния единственная православная страна, христианизация которой происходила не сверху, а снизу. Имеется ввиду следующее — в Румынии не было такого, что Православие сначала приняло руководство страны, а затем это решение распространилось на остальное население. Изначально христианство проникло на территорию Румынии через простое население, а затем уже было принято на государственном уровне.
Причиной самобытности румынского Православия является также и то, что в культурном плане Румыния находится как бы на границе западной и восточной цивилизаций. Почти все население Румынии исповедует Православие, но при этом многие моменты церковной жизни в стране почти полностью совпадают с западными церковными традициями.
Впрочем, самобытность румынского Православия часто выражается в местных обычаях, аналогов которых вовсе нет — ни на востоке, ни на западе. В качестве яркого примера можно привести традиции празднования в Румынии главного православного праздника — Пасхи.
Пасха в Румынии удивит вас обилием обычаев, которые и сегодня соблюдают большинство жителей этой страны. Первая особенность празднования Пасхи в Румынии состоит в том, что начиная с Великого четверга (четверга перед Пасхальным воскресением) жизнь в румынских городах как будто замирает. Многие учреждения приостанавливают свою деятельность, чтобы дать людям спокойно подготовиться к Пасхе.
А готовиться приходится усердно. Традиционно румыны стараются к Пасхе запастись большим количеством продуктов и приготовить побольше пасхальных угощений. Не только для того, чтобы порадовать себя вкусной едой в праздничные пасхальные дни, но и для того, чтобы часть продуктов раздать нищим. Румыния — страна небогатая. Тем не менее, большинство ее православных жителей считают, что Пасха — праздник всеобщий, а потому нужно помочь неимущим, чтобы они тоже смогли почувствовать пасхальную радость.
В Румынии так же, как и в России, принято на Пасху печь куличи. Правда, называются они в Румынии — «пасхами». У нас пасха — творожное блюдо, в Румынии же название пасха закрепилось за куличом, видимо, из-за того, что на сдобный хлеб там принято выкладывать сладкий творог. То есть румынская пасха — это кулич плюс творожная пасха.
Выглядит румынская пасха так. Пышный сдобный хлеб украшается сверху косичкой из теста. Обычно косичку выкладывают в форме креста. Внутрь получившегося креста помещается творог. Обычно его предварительно смешивают с сахаром или изюмом. Сверху пасху румыны традиционно посыпают корицей или маком. А чтобы пасха вышла яркой в дополнение ко всему добавляется еще и протертая тыква.
Приготовленная пасха относится в храм, где освящается или накануне Пасхе, или в саму пасхальную ночь. Вместе с пасхой освящаются и иные праздничные блюда. Например, пасхальная баба, блюдо из макаронного теста и меда. А еще в Румынии на Пасху принято освящать в храме деньги. С упомянутой уже целью — помочь нищим. Освященные деньги вместе с частью освященных продуктов принято раздавать неимущим. Так пасхальная радость, с точки зрения румын, распространяется на всех жителей страны.
Все выпуски программы Вселенная православия
Шаг навстречу. Клим Палеха

Спустя несколько лет после прихода в лоно Церкви, мой неофитский пыл стал сходить на нет. Я начал искать ответ, что происходит. И у одного из подвижников нашего времени архимандрита Софрония (Сахарова) я прочитал, про понятие «призывающей благодати». Процитирую:
«...есть три периода духовной жизни: начальный — первая благодать, второй — отнятие благодати ощутимой и предоставление человеку проявить свое произволение, третий — возврат благодати уже в более совершенной форме как неотъемлемое достояние».
Видимо, настал у меня этот период — ощущения богооставленности — думал я.
«Душа, познавшая благодать Божию, когда теряет ее, скучает по Богу», — читал я тогда в «Писании старца Силуана Афонского» и тоскливо соглашался.
Молился, просил у Бога явить хоть какой-то знак, что Он рядом, что я двигаюсь в верном направлении. И Господь ответил!
Это произошло на Сретение Господне. Не смотря на свою теплохладность, я продолжал молиться, изучать Священное Писание и толкования на него. Вот и в тот день читал про сам праздник, про то, как Спаситель собственным примером показал людям необходимость всех Божественных установлений. Ветхозаветный закон предписывал обрезывать младенцев и давать им имена на восьмой день после рождения. В момент, когда я читал про это, у меня случилось что-то вроде прозрения.
Мои не воцерковленные родители дали мне имя Клим. Старшего брата зовут Юрий, а младшего — Александр... И родители до сих пор не могут объяснить, чем они руководствовались в моём случае.
Когда я уверовал, прочитал житие святого, чье имя носил, — священномученика Климента, Папы Римского. Узнал, что его память отмечается вскоре после моего дня рождения.
И тут, когда читал про праздник Сретения Господня, решил сопоставить, когда именно? Оказалось — точно на восьмой день!
Конечно, это можно считать совпадением, но ведь эта правда открылась мне именно тогда, когда была нужна сильнее всего. В момент, когда я думал, что потерял Бога, Он известил меня о том, что всегда был и остаётся рядом и сделал это понятным только мне одному способом.
Знаете, даже когда кажется, что благодать ушла, ни в коем случае нельзя оставлять попыток двигаться навстречу Богу. И тогда в какой-то момент придет ответ, возможно, понятный только вам. Но он будет! И будет новый прилив благодати, новый этап любви. Мне оказалось достаточно случайной неслучайности.
Автор: Клим Палеха
Все выпуски программы Частное мнение
Старикам тут место. Клим Палеха

У меня на работе был случай, когда я причинил добро другому человеку. Да, именно глагол «причинить» лучше всего подходит для описания моих действий. Мною двигали корыстные мотивы, но в итоге всё привело к благоприятному исходу.
Я тогда работал редактором отдела новостей в одной из федеральных газет. Руководство хотело, чтобы посещаемость на сайте издания выросла, и мне нужно было привлечь еще читателей.
До этого газета принадлежала другим владельцам, которые сайтом практически не занимались. Именно в такой момент ко мне в отдел перевели 73-летнего сотрудника... Не стану раскрывать персональные данные, назовём его вымышленным именем, Сергей Иванович.
Когда-то он был востребованным журналистом, писал проникновенные и актуальные стихи. Их публиковали в газетах, но в XXI веке он оказался за бортом современной журналистики, потому что не получилось подстроиться под новые технологические требования.
Я, честно сказать, расстроился. Мне было 30, а остальным сотрудникам отдела ещё меньше. Казалось, что эффективно могут работать только молодые и активные коллеги. А Сергей Иванович был приятным, кротким, но медлительным человеком.
Да, я возроптал. Но вскоре в душе взыграло жгучее желание доказать, что я могу, выражаясь врачебной терминологией, реанимировать даже самого безнадёжного пациента. Это было тщеславие, и оно меня измотало.
Сергей Иванович плохо справлялся с техническими задачами. Приходилось по 25 раз объяснять ему, как, например, копировать предложения и вставлять их в нужное окно на компьютере, как сохранять документы, как открывать почту. Что ни задача, связанная с техникой, то у Ивановича — проблема.
Мне много раз хотелось сдаться. Но надежда не умирала. Зато, когда нужно было придумать заголовок, подобрать синоним, усилить эмоцию, наш старший коллега справлялся блестяще.
Спустя месяц мне предоставили отчёт по количеству просмотров, которые были распределены между авторами. Была уверенность, что рекордсменом станет Мария — журналистка, у которой вышло больше всего публикаций. Но аналитика показала, что количество уступило качеству.
С большим отрывом опередил всех авторов издания... Сергей Иванович! Он опубликовал меньше всех новостей, но они собрали больше всего просмотров. Это был результат умения опытного журналиста работать со словом. В итоге, Сергея Ивановича оставили в редакции, и он ещё долгое время был востребованным автором.
Прошло уже 10 лет, я давно уволился из той редакции. Когда я пришел к Богу, стал анализировать эту ситуацию. С одной стороны получается, я спас пожилого сотрудника от увольнения, сумел применить его способности на пользу редакции, а с другой — у меня не было желания помочь человеку, мною двигало тщеславие, желание доказать что-то руководству. И уж совершенно точно тогда я не думал о Боге.
Слава Богу, что Он нашими руками творит добро, даже если мы этого не осознаем. Как говорят, у Бога на земле нет других рук, кроме наших.
И еще я благодарен, что осознал свои истинные мотивы в той ситуации. Я увидел свои страсти. И сейчас уже искренне радуюсь за старшего коллегу, которому с Божьей помощью сделал добро.
Автор: Клим Палеха
Все выпуски программы Частное мнение
Один плюс один. Клим Палеха

В Евангелии мы читаем слова Спасителя: «будьте, как дети». Я всегда представлял, что имеется в виду детская искренность, чистота и простота, не отягощенная излишним опытом.
Но как достичь такого состояния? Разобраться мне помог 10-летний крестник Егор. Мы говорили с ним о Боге, и одно его умозаключение поразило меня своей простотой и глубиной.
Это случилось на пляже. Мы только вышли из воды и, лежа на горячем песке, разговаривали. Егор задавал вопросы, которые интересуют многих мальчишек в этом возрасте. В основном всё сводилось к возможностям Бога, которые ребенок, в своей непосредственной манере, ставил под сомнения.
— А Бог может сделать так, чтобы это море поместилось в бутылке? — спрашивал Егор, — а Он может воскресить того жука-оленя, которого мы видели на тропе? А Он может сделать, чтобы я по воде бегал?
Я старался найти подходящие слова, но понимал, что у меня самого не хватает знаний и опыта для таких бесед. Наверное, лучшее, что я смог сделать в тот момент, это — прочитать слова самого Спасителя из Евангелия от Марка, где Он говорил о необходимости иметь веру Божию: «Если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, — будет ему, что ни скажет».
Егор задумался и замолчал. Мне показалось, что ему эти слова непонятны. Мальчик водил пальцем по капелькам на запотевшей пластиковой бутылке с водой и вдруг задал ещё один вопрос:
— А Бог может сделать так, чтобы один плюс один равнялось не двум, а одному? — спросил Егор и хитро прищурился, глядя мне в глаза.
— Может — сказал я и вздохнул, представляя, как мне будет трудно объяснить ему теорию относительности и связать её с верой... Но Егор меня опередил:
— Да, я сам знаю, что может!
И пальцем указал на капельки конденсата, которые образовались на внешней стороне бутылки.
— Смотри, видишь капля вниз спускается? А вот вторая рядом... А теперь смотри... — и он большим пальцем нажал на бутылку чуть ниже — так, что капли, быстро соскользнув вниз и соединившись, превратились в одну...
Мне потребовалось время, чтобы осознать всё произошедшее, но я понял, что в тот момент ребёнок оказался гораздо мудрее меня и ближе к Богу. Наверное, это имел в виду Господь, говоря: «Будьте как дети».
Когда Егор размышлял о возможностях Господа, Тот послал ему наглядный пример, который полностью устроил мальчика, и лучше которого я бы ничего не придумал. А произошло это не столько потому, что Егор ещё ребёнок, сколько потому, что его связь с Господом не испорчена самонадеянностью, лукавством, неверием. А значит, если мы хотим быть как дети, то это не только про искренность, чистоту и простодушие, а это ещё и про мудрость, которая не в книгах, не в знаниях и даже не в опыте. Она посылается Богом и только тем, кому в общении с Ним ничего не мешает.
Автор: Клим Палеха
Все выпуски программы Частное мнение