1 Ин., 73 зач., III, 21 - IV, 6.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Я очень хорошо помню, какой ажиотаж был в конце 80-х годов прошлого века вокруг всего «нематериального», духовного — после значительного ослабления давления атеистической идеологии. Чего только не происходило — не только открытие новых храмов, но и сеансы экстрасенсов по центральному телевидению, и выездные шоу новоявленных западных миссионеров, и шумные, задиристые гуляния по улицам разных сектантов! Оказавшись со всех сторон окружённым этим разнообразием простому советскому человеку было крайне сложно сориентироваться: ведь никаких критериев различия истинного от ложного в области сверхъестественного ни в школах, ни в институтах не преподавалось!
Отрывок из 3-й и 4-й глав первого послания апостола и евангелиста Иоанна Богослова, который читается сегодня за литургией в православных храмах, рассказывает нам, как с похожей проблемой справлялись ранние христиане.
Глава 3.
21 Возлюбленные! если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу,
22 и, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним.
23 А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам.
24 И кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том. А что Он пребывает в нас, узнаём по духу, который Он дал нам.
Глава 4.
1 Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире.
2 Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога;
3 а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире.
4 Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире.
5 Они от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их.
6 Мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. По сему-то узнаём духа истины и духа заблуждения.
Критерий различия духа Божия и духа обольщения, или антихриста, предлагаемый апостолом Иоанном, поначалу выглядит очень странно. Я бы даже сказал больше: магически. Как будто бы если задать прямой вопрос — исповедуешь ли ты, что Иисус есть Христос, пришедший во плоти, — и тотчас можно поставить диагноз. Но очевидно, что в словах апостола никакой механистичности, или магичности, не было и в помине!
Давайте вдумаемся, а что значит — исповедовать? В греческом тексте Евангелия использован глагол όμολογέω — соглашаться, признавать открыто, исповедовать, обещать. В еврейском языке этому понятию соответствует «ядА» — исповедовать, сознаваться, но также и стрелять, бросать, метать. Другими словами, исповедовать — это не только, а, может даже, не столько что-то открыто признавать, сколь намеренно «выбрасывать вперёд», «метать перед собою» нечто, что должно стать видным, явно воспринимаемым, другими.
«Признание» не обязательно должно быть громким, нарочитым — а вот с «исповеданием» так быть уже не может. Да, следует признать, что мы находимся в определённой смысловой деформации с понятием «исповедание» — потому что в современной церковной практике исповедь совершается не публично, а уединённо, с глазу на глаз. Однако исторически в раннем христианстве так не было — да и сам термин всё же предполагает нечто иное.
Итак, что же должен «бросать перед собой» тот, кто претендует быть источником Божественной Истины? Только ли здесь дело в определённой словесной формуле, озвученной апостолом, — или это всего лишь некая рамка, подсказывающая, указывающая принципиально важное направление не только мысли, но и жизни?
Фактически, предлагаемое апостолом исповедание Иисуса Христом, пришедшим во плоти, — это минимум определения христианства как такового, сжатый до предела смысл всего христианского веро- и нравоучения. Пройдёт совсем немного времени — и эта формула раскроется в виде Никео-Цареградского Символа веры — который, в свою очередь, ляжет в основу стройного и сложного здания церковной догматики, нравоучения, богослужения. Но на самой глубине — так и остаются лежать эти предельно простые слова апостола Иоанна: если их как-то «скорректировать», «подправить» — всё здание гарантировано рухнет.
Нам, современным христианам, очень важно помнить о том, что совершенно любой обряд, любое священнодействие или простой обычай должны в своём пределе выражать собой именно это исповедание. Христианство — как это ни прозвучит тривиально — «христоцентрично», и если про это забывать — то однажды можно с большим удивлением обнаружить себя причастным совсем другому духу!..
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Баллада о солдате»
— Рассказывай, как у тебя там всё получилось.
— Я, товарищ генерал, честно скажу. Струсил. Уж очень они близко подошли, ну и, испугался я...
— Так это ты с испугу два танка подбил? Значит, с испугу. Видал? Все бы так пугались.
— Молодец. Представляю тебя к награде.
— Товарищ генерал! А нельзя мне вместо награды на денёк к матери съездить?
Девятнадцатилетний связной Алёша Скворцов отличился во время атаки немцев. Сам генерал назвал его героем. Но парню почести и награды не нужны. Ему бы хоть на один день отправиться домой, в родную деревню. Матери помочь крышу починить. Да и не попрощался он толком с нею, уходя на фронт... Сегодня мы поговорим о картине «Баллада о солдате». Фрагмент из неё прозвучал в начале программы. Фильм вышел на экраны в 1959 году, снял его российский режиссёр Григорий Чухрай. Лента получила мировое признание и завоевала награды престижнейших международных кинематографических конкурсов. Среди них — специальный приз жюри Каннского кинофестиваля, а также номинация на «Оскар». У себя на родине фильм удостоился высшей государственной награды — Ленинской премии. Критики и сегодня признают фильм «Баллада о солдате» подлинным шедевром отечественного кинематографа, нестареющей классикой и одним из самых пронзительных фильмов о Великой Отечественной войне.
О том, как возникла идея картины, Григорий Чухрай рассказывал в книге своих воспоминаний. «Она жила во мне со времён войны чувством светлой печали, я ощущал её как свой долг перед памятью тех, с кем вместе шёл в бой, и кто не вернулся с войны», — говорил режиссёр. При этом Чухраю хотелось осуществить свой замысел как можно проще — без пафоса, громких слов и лозунгов. Не воздвигать монумент, а рассказать об этих людях простыми человеческими словами. И у него получилась картина о таком подвиге, совершить который, пожалуй, под силу каждому из нас, прямо сегодня. О тихом и, может быть, на первый взгляд незаметном подвиге в обычном, человеческом, житейском смысле. И одновременно — в духовном и высоконравственном. Весь фильм мы наблюдаем за тем, как Алёша отдаёт себя людям. Он забывает о том, что очень спешит домой, когда видит, что нужно помочь инвалиду. У Алёши на счету каждый час, но, несмотря на это, он в чужом городе бежит разыскивать жену незнакомого солдата, чтобы передать ей гостинец. Главного героя ждёт немало встреч и событий. Порой весьма забавных. Так, например, в вагоне скорого военного эшелона он случайно знакомится с Шурой. Девушка тайком подсаживается в вагон на одной из станций. Знакомство происходит при весьма своеобразных обстоятельствах:
— Что ты ко мне привязался?...
— Я привязался? Сама в вагон влезла, а я привязался.
— А что же ты от меня в солому прятался?
— Да от тебя, что ли?
— А от кого же?
— От лейтенанта.
— Какого лейтенанта?
— От начальника эшелона. Знаешь, какой лейтенант? Зверь! Я ведь тоже, как ты, зайцем еду. А поймают, ссадят, придётся пассажирского ждать. И ещё влететь может. Я ещё больше, чем ты испугался. Думал, что ты — лейтенант. Страху натерпелся, оплеуху заработал, да ещё и виноват во всём.
В картине Григория Чухрая «Баллада о солдате» мы встретим немало подобных моментов, способных вызвать у зрителя добрую улыбку. Фильм бесконечно тёплый, и даже трагичное в нём — светло. В этом, безусловно, большая заслуга талантливых актёров. Главных героев сыграли тогда ещё студенты кинематографических вузов, совсем молодые Владимир Ивашов и Жанна Прохоренко.
Режиссёр признавался, что Алёша Скворцов стал одним из любимых его героев. В честь него — Алёшей — Чухрай назвал своего сына, который появился на свет во время съёмок фильма. Григорий Наумович говорил: «Таких героев, как Скворцов, мы встречали на фронте. Им так же, как другим, было страшно, больно и трудно, но чувство любви к людям оказалось в них сильнее страха и самой смерти».
9 мая. О святителе Стефане, епископе Великопермском
Сегодня 9 мая. День памяти святителя Стефана, епископа Великопермского, жившего в XIV (14) веке.
О его личности, — протоиерей Артемий Владимиров.
9 мая. О Пасхальной радости
Сегодня 9 мая. Светлый четверг.
О Пасхальной радости, — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.