
Апостол Иоанн Богослов
1 Ин., 73 зач., III, 21 - IV, 6.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Я очень хорошо помню, какой ажиотаж был в конце 80-х годов прошлого века вокруг всего «нематериального», духовного — после значительного ослабления давления атеистической идеологии. Чего только не происходило — не только открытие новых храмов, но и сеансы экстрасенсов по центральному телевидению, и выездные шоу новоявленных западных миссионеров, и шумные, задиристые гуляния по улицам разных сектантов! Оказавшись со всех сторон окружённым этим разнообразием простому советскому человеку было крайне сложно сориентироваться: ведь никаких критериев различия истинного от ложного в области сверхъестественного ни в школах, ни в институтах не преподавалось!
Отрывок из 3-й и 4-й глав первого послания апостола и евангелиста Иоанна Богослова, который читается сегодня за литургией в православных храмах, рассказывает нам, как с похожей проблемой справлялись ранние христиане.
Глава 3.
21 Возлюбленные! если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу,
22 и, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним.
23 А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам.
24 И кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том. А что Он пребывает в нас, узнаём по духу, который Он дал нам.
Глава 4.
1 Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире.
2 Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога;
3 а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире.
4 Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире.
5 Они от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их.
6 Мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. По сему-то узнаём духа истины и духа заблуждения.
Критерий различия духа Божия и духа обольщения, или антихриста, предлагаемый апостолом Иоанном, поначалу выглядит очень странно. Я бы даже сказал больше: магически. Как будто бы если задать прямой вопрос — исповедуешь ли ты, что Иисус есть Христос, пришедший во плоти, — и тотчас можно поставить диагноз. Но очевидно, что в словах апостола никакой механистичности, или магичности, не было и в помине!
Давайте вдумаемся, а что значит — исповедовать? В греческом тексте Евангелия использован глагол όμολογέω — соглашаться, признавать открыто, исповедовать, обещать. В еврейском языке этому понятию соответствует «ядА» — исповедовать, сознаваться, но также и стрелять, бросать, метать. Другими словами, исповедовать — это не только, а, может даже, не столько что-то открыто признавать, сколь намеренно «выбрасывать вперёд», «метать перед собою» нечто, что должно стать видным, явно воспринимаемым, другими.
«Признание» не обязательно должно быть громким, нарочитым — а вот с «исповеданием» так быть уже не может. Да, следует признать, что мы находимся в определённой смысловой деформации с понятием «исповедание» — потому что в современной церковной практике исповедь совершается не публично, а уединённо, с глазу на глаз. Однако исторически в раннем христианстве так не было — да и сам термин всё же предполагает нечто иное.
Итак, что же должен «бросать перед собой» тот, кто претендует быть источником Божественной Истины? Только ли здесь дело в определённой словесной формуле, озвученной апостолом, — или это всего лишь некая рамка, подсказывающая, указывающая принципиально важное направление не только мысли, но и жизни?
Фактически, предлагаемое апостолом исповедание Иисуса Христом, пришедшим во плоти, — это минимум определения христианства как такового, сжатый до предела смысл всего христианского веро- и нравоучения. Пройдёт совсем немного времени — и эта формула раскроется в виде Никео-Цареградского Символа веры — который, в свою очередь, ляжет в основу стройного и сложного здания церковной догматики, нравоучения, богослужения. Но на самой глубине — так и остаются лежать эти предельно простые слова апостола Иоанна: если их как-то «скорректировать», «подправить» — всё здание гарантировано рухнет.
Нам, современным христианам, очень важно помнить о том, что совершенно любой обряд, любое священнодействие или простой обычай должны в своём пределе выражать собой именно это исповедание. Христианство — как это ни прозвучит тривиально — «христоцентрично», и если про это забывать — то однажды можно с большим удивлением обнаружить себя причастным совсем другому духу!..
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Геническ (путешествие по городу)

Фото: PxHere
Геническ расположен на берегу Азовского моря, у основания Арабатской косы, которая дотягивается до Крыма. Эта полоска суши похожа на стрелу. Длина её — более ста километров, а ширина в некоторых местах — менее трехсот метров. Узкая коса и дала название селению — Геническ в переводе с тюркского означает «тонкий». Село было основано в 1784 году по указу Екатерины Второй для добычи соли. Его жителями стали государственные крестьяне, перевезённые из других регионов России. Они не только добывали соль, но и выращивали хлеб, держали скот, ловили рыбу. В годы Крымской войны 1855 года Геническ служил надёжным тылом для русской армии. Он пострадал от обстрелов, но быстро восстановился. В 1904 году здесь построили величественный собор Рождества Богородицы. Он стал символом Геническа, который к тому времени получил статус города. После революции 1917 года храм закрыли. Он долгое время бездействовал, но был возрождён в 1989-ом. И по сей день остается духовным центром Геническа!
Радио ВЕРА в Геническе можно слушать на частоте 103,1 FM
Псалом 18. Богослужебные чтения

Быть может, вы слышали мысль Гильберта Честертона о том, что самый несчастный человек — это атеист: ведь когда он смотрит на великолепие заката, ему некому сказать «спасибо!». 18-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, — и есть одно развёрнутое «спасибо» Богу за восхитительную красоту творения. Давайте послушаем!
Псалом 18.
1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь.
3 День дню передаёт речь, и ночь ночи открывает знание.
4 Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их.
5 По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их. Он поставил в них жилище солнцу,
6 и оно выходит, как жених из брачного чертога своего, радуется, как исполин, пробежать поприще:
7 от края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его.
8 Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых.
9 Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи.
10 Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны;
11 они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще мёда и капель сота;
12 и раб Твой охраняется ими, в соблюдении их великая награда.
13 Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня
14 и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения.
15 Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой!
Прозвучавший сейчас псалом очень интересно скомпанован: сначала идёт восхваление Бога через красоту видимого творения, потом резкая смена регистра — и речь уже о красоте Закона, данного Богом человеку, затем ещё одна смена — и уже перед нами — песня о глубине человеческого сердца. И эта композиция — не случайна: псалмопевец словно бы поднимает нас всё выше и выше — переводя при этом наше внимание от внешнего, очевидного, к внутреннему, сокровенному.
Очень интересно и то, как псалмопевец обращает внимание на солнечное светило: оно, словно восторженный жених, каждое утро выходит из своего брачного чертога — и каждый день — не так же, как вчера, а словно бы заново. Честертон в одной из глав своего произведения «Ортодоксия» предлагает такое размышление — которым было бы грех не поделиться: «Солнце встаёт каждое утро. Я не встаю каждое утро; но перемена происходит не из‑за моей активности, а скорее — из‑за моего бездействия. ... Дети ритмично топочут ногами от избытка, а не от недостатка жизни. Потому что они изобилуют жизнью, потому что в них дух яростен и свободен, они хотят повторений — неизменных повторений. Они всегда говорят: „Ещё!“. И взрослый делает это снова, пока почти не сломается. Ведь взрослые недостаточно сильны, чтобы ликовать в однообразии. Но быть может, Бог достаточно силён, чтобы ликовать в однообразии. Возможно, Бог говорит каждое утро: „Ещё!“ солнцу, и каждый вечер: „Ещё!“ луне. Возможно, не сухая необходимость делает все ромашки одинаковыми; возможно, Бог создаёт каждую по отдельности, и никогда не устаёт это делать. Возможно, у Него вечно жажда младенчества; ибо мы согрешили и состарились, а наш Отец моложе нас. Повторение в природе — это не просто повтор, это театральный бис».
Именно такого — словами Честертона — «младенческого ликования» даже в самом, казалось бы, привычном однообразии мне и хотелось бы пожелать всем нам — а настроить нас на такой лад очень хорошо помогает 18-й псалом!
Псалом 18. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 18. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 18. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Псалом Давида
2 Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь.
3 День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание.
4 Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их.
5 По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной лова их. Он поставил в них жилище солнцу,
6 и оно выходит, как жених из брачного чертога своего,
радуется, как исполин, пробежать поприще.
7 От края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его.
8 Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых.
9 Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи.
10 Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны.
11 Они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота.
12 И раб Твой охраняется ими; в соблюдении их великая награда.
13 Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня;
14 и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения.
15 Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой!