Почитал биографию настоятельницы Толгского монастыря, игумении Варвары (Третьяк), 1947 г.р. Монахиня рассказывает:
«Папа воспитывал нас строго. Помнится такой случай. Я, как и все дети, любила погулять. Пасла как-то гусей, а рядом по полю шел комбайн. И так захотелось мне на нем прокатиться! Бросила своих гусей, залезла да поехала. Тут папа меня и увидел. Спрыгнула, а душа замерла, чувствую — попадет мне. Сколько он вел меня домой, столько хлестал ремнем. Оказывается, гуси мои в огороде соседки успели вытащить весь лук. За это получила отдельно. Пошла к маме жаловаться, а она говорит: «А я бы еще больше тебе дала». Пошла к бабушке, она очень меня любила. «Да разве можно так дите избивать?» — бабушка стала жалеть, погладила меня, да еще чем-то помазала, я и успокоилась.
Свободу любила в детстве: убежать, поиграть... А родители приучали нас к труду. Сами-то они работали без отдыха. Скажешь: «Мама, отдохни». Она мне всегда отвечала: «Будем отдыхать, дочь, когда помрем».
Читаю и думаю: какие-то железные люди. Труд, труд, труд. Всю жизнь. И никаких мирских радостей. Себе ничего. Все — другим.
У меня бабушка такая. Ей уже под 100 лет.
Для нас сегодняшних — это какая-то иная реальность. От современного поколения можно встретить и критику такого образа жизни. Дескать, нельзя так, жить и работать для какого-то «светлого будущего», только для других людей.
Это как знаменитые советские сервизы — всегда стояли под стеклом, и с них никто не ел и не пил. У меня дома тоже такие были, и когда я спрашивал: «а почему мы все это не используем», мне отвечали: «это для красоты». Вот нельзя было советскому человеку роскошествовать — есть из красивых сервизов!
Критиковать и посмеиваться, конечно, можно, ведь у нас вообще эпоха критики, а лучше сказать осуждения. Но эти люди, отказывающиеся есть из дорогой посуды, для нас все построили. Все, где мы живем и чем пользуемся.
И тут есть что-то евангельское. «Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода». «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но, чтобы послужить». Здесь та же логика: не себе, а другим.
И вот с этим у нас, сегодняшних, есть проблема. Мы все больше себе, для себя. Это — духовный эгоизм. Духовный, потому что не направлен на выживание, а рождается в атмосфере изобилия. Он виден во всех сферах нашей жизни.
Эпоха изобилия непременно закончится. Она уже потихоньку заканчивается. И станут востребованы такие качества, как жертвенность, терпение, смирение, самоограничение. Глядь — а их-то у нас и нет.
И, пока вот такие бабушки еще живы, надо у них учиться.
Автор: Сергей Комаров
Все выпуски программы Частное мнение
Принять участии в ежегодной Рождественской акции «Гирлянда Добра»
Уже 6-й год подряд московская Марфо-Мариинская обитель проводит Рождественскую акцию «Гирлянда Добра», чтобы утешить и порадовать подопечных — одиноких пожилых людей, детей с инвалидностью, малоимущие семьи и всех, кто находится в трудной ситуации.
Обитель была основана в начале XX века великой княгиней Елизаветой Фёдоровной Романовой. Она создала здесь очаг доброты и милосердия, у которого отогревались сотни страждущих. Сегодня, как и 115 лет назад, люди по-прежнему получают в монастыре необходимую помощь.
Галина Ивановна и её взрослая дочь Татьяна — подопечные патронажной службы Марфо-Мариинской обители. Обеих сильно подводит здоровье, и заботиться друг о друге они уже не в силах. Сотрудники патронажной службы помогают им в быту, наводят порядок в доме и участвуют в решении вопросов, связанных с уходом и медицинской помощью. Также они поздравляют семью с праздниками, радуют их нужными и полезными подарками.
Сегодня в обители действуют 8 социальных проектов, в которых взрослые и дети получают продукты, лекарства, психологическую, медицинскую и духовную помощь. Важно, чтобы они продолжали действовать.
Примите участие в Рождественской акции «Гирлянда Добра» и поддержите дела милосердия Марфо-Мариинской обители. Сделать это просто — можно оставить любой благотворительный взнос на странице «Гирлянда Добра». Либо привезти в монастырь сладкие подарки, которыми порадуют подопечных в дни проведения рождественской акции.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Письма Баламута». Архимандрит Симеон (Томачинский)
Вместе с доцентом Московской духовной академии архимандритом Симеоном (Томачинским) мы читали и обсуждали фрагменты книги Клайва Стейплза Льюиса «Письма баламута» и смотрели, как художественные образы этого текста сочетаются с тем, что об искушениях в жизни христианина говорит православная традиция.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
Свято-Георгиевский женский монастырь
Свято-Георгиевский женский монастырь — пример того, как люди, благодаря своей вере и любви, могут творить чудеса. На горе Дубровка, расположенной рядом с городом Ессентуки, еще 20 лет назад ничего не было. А сейчас — этот монастырь, посвященный Святому Великомученику Георгию Победоносцу, один из ярких уголков Кавказских Минеральных Вод. Сюда едут туристы, паломники и постоянные прихожане, чтобы побывать на службах, где очень проникновенно поют воспитанницы детского приюта — пансиона «София» и монахини, прикоснуться ко множеству святынь, а главное, посмотреть на свою жизнь с высоты, ведь это важно.
О том, как был построен этот монастырь, кто его помощники, как здесь живут и трудятся замечательные сестры обители, во главе с Матушкой Игуменьей Варварой Шурыгиной, а еще о том, как воспитать в детях веру в Бога, расскажет наша программа.
Все выпуски программы Места и люди