1 Ин., 69 зач., I, 8 - II, 6.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из мыслей, которая неоднократно звучит в новозаветных текстах, написанных апостолом Иоанном Богословом, говорит о том, что исполнение Христовых заповедей равно познанию Христа и любви к Нему. Так, в Евангелии от Иоанна эту мысль мы находим выраженной Самим Спасителем: «Кто любит Меня, тот соблюдёт слово Моё» (Ин. 14:23). А в Первом соборном послании Иоанна Богослова мы видим схожую мысль, но произносит её апостол Иоанн как свою собственную: «А что мы познали Его, узнаём из того, что соблюдаем Его заповеди». Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 1-й и 2-й глав Первого соборного послания Иоанна Богослова, именно в этом отрывке звучат слова о неразрывной связи соблюдения Христовых заповедей и познания Спасителя. Давайте послушаем этот фрагмент апостольского послания и попытаемся понять, каким образом евангельское устроение жизни свидетельствует о познании Воплощённого Бога.
Глава 1.
8 Если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя, и истины нет в нас.
9 Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды.
10 Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас.
Глава 2.
1 Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника;
2 Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира.
3 А что мы познали Его, узнаём из того, что соблюдаем Его заповеди.
4 Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины;
5 а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаём, что мы в Нем.
6 Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал.
В русском языке слово «познание» имеет очевидное для любого носителя языка содержание: говоря о познании, мы подразумеваем обладание некоторой суммой знаний о том или ином предмете. Справедливо это и в отношении к познанию одним человеком другого, мы говорим, что мы знаем такого-то человека в том случае, если у нас есть с ним какое-то общение, есть контактные данные, и если тот человек, о котором мы говорим, что знаем его, знает и помнит нас.
На языке Библии понятие «познание» имеет значительно более глубокое наполнение, оно не ограничивается суммой информации о ком-либо или же о чём-либо. Библейский язык вкладывает в «познание» некоторое личное глубокое проникновение в жизнь другого, это уже не просто знание фамилии, имени, набора внешних признаков и приблизительное понимание особенной личности, это взаимное и как можно более полное раскрытие себя другому. Именно в этом ключе писали о познании Бога древние пророки Израиля, именно в этом ключе, будучи укоренённым в библейском мировоззрении, писал Иоанн Богослов, и, вне всякого сомнения, такое познание имел в виду и Сам Христос, Который не изобретал новый язык, а пользовался существующим понятийным аппаратом.
Однако у библейского понятия познания Бога есть и ещё один аспект, его мы можем увидеть, к примеру, в обличительной речи пророка Иеремии, обращённой к иудейскому царю Иоакиму: «Неужели ты стал царём, чтобы кедром своим кичиться? Вот отец твой — и ел, и пил он, но поступал по справедливости и правде, потому и был благополучен. Разбирал он дело бедняка и нищего, потому и был благополучен. Это и значит — знать Меня! — говорит Господь» (Иер. 22:15–16).
И из слов пророка Иеремии, и из слов Иоанна Богослова, и, конечно же, из слов Христа мы можем сделать вывод, что процесс познания Бога неразрывно связан с жизнью по заповедям. Причём этот процесс обладает своей динамикой: исполняя заповеди, человек познаёт Бога, познавая Бога, человек глубже осознаёт истинный смысл заповедей, потому как заповеди — это выражение воли нашего Творца, и, познавая Творца, мы познаём и заповеди, точно также, как и человеческие слова в полноте обретают свой смысл лишь тогда, когда мы хорошо знаем того, кто их произнёс.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Творчество и вера». Богдан Мамонов
У нас в студии был художник, педагог Богдан Мамонов.
Мы говорили с нашим гостем о его пути к вере, как это повлияло на его творчество и что для него значит быть христианином в современном мире.
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья
«Мужчина и женщина». Свящ. Ярослав Ерофеев, Ия Батаногова, Елизавета Берназ
В этой программе настоятель храма Серафима Саровского в поселке Уваровка священник Ярослав Ерофеев, регент Елизавета Берназ и супруга священника, мама троих детей Ия Батаногова размышляли о том, какими Господь задумал и создал мужчину и женщину, в чем их особенности и отличия и какими должны быть отношения между ними.
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Алексей Корин. «Бабушка и внучка»
— Здесь, в Пермской художественной галерее, меня всегда накрывают воспоминания.
— Почему, мама?
— Потому что меня сюда в детстве водила бабушка. Точнее сказать, прабабушка. Елена Кондратьевна. Я ребёнком часто жила у неё подолгу. Баба Лена говорила тихо, ласково, никогда не ругала и охотно откликалась на мои затеи. Мы жили, как две подружки, старая и малая.
— Как на картине Алексея Корина? Смотри, она так и называется — «Бабушка и внучка». Старушка сидит в кресле, а напротив неё устроилась на скамеечке девочка лет шести. С косичкой, в розовом платьице, держит открытую книжку на коленях.
— Действительно, похоже. Мы так же коротали вечера — я читаю вслух, баба Лена вяжет носки. Слушает, слушает, да и задремлет. А я смеюсь, как эта малышка на картине: «Бабушка, ты опять уснула!».
— На старушке чепец интересный — с рюшами, ленты завязаны в бант у подбородка. У твоей бабушки тоже такой был?
— Нет, это старинный головной убор, в годы моего детства такие уже никто не носил. Видишь, тут указано, что картина была написана аж в 1893 году. Хотя многие детали интерьера как в нашей пермской квартире — ковёр на стене, подушки на кровати уложены пирамидкой одна на другую, обои в цветок. Старинные иконы в углу.
— Интересно, а художник здесь, в Перми, свою картину написал?
— Не знаю. Я даже не слышала такую фамилию раньше — Корин. Придём домой, почитаем про него в интернете.
— Стоил ли откладывать? Я мог бы вам прямо сейчас рассказать об этом замечательном живописце.
— Вот это удача!
— Расскажите, пожалуйста! Алексей Корин — малоизвестный художник.
— Скорее, забытый. До революции 1917 года имена всех участников Товарищества передвижных художественных выставок были на слуху.
— Так он из передвижников?
— Да. Правда, в отличие от других участников творческого объединения, остросоциальным темам предпочитал тёплые семейные сюжеты. Подобные тому, что представлено на полотне «Бабушка и внучка».
— А скажите, это наши землячки на картине? Сам художник из Перми?
— Нет, он родился во Владимирской губернии, в селе Палех. А большую часть жизни провёл в столице — окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, позднее там же преподавал. Так что на полотне «Бабушка и внучка», скорее всего, мы видим москвичек.
— А как картина оказалась в нашем городе?
— О, это интересная история! Полотно приобрёл у художника московский меценат Иван Цветков. Его коллекция русских полотен могла сравниться со знаменитой Третьяковской, но была разорена после революции 1917 года. Картина «Бабушка и внучка» попала в государственный музейный фонд. А в 1928-ом стала достоянием Пермской галереи — первого художественного музея на Урале.
— Что очень отрадно!
— А мне жаль, что героини картины не из Перми! Так хотелось, чтоб это были наши родственницы!
— Такое чувство понятно! У всякого, кто смотрит на картину Алексея Корина «Бабушка и внучка», теплеет на душе. И хочется ощутить причастность к той любви, которой дышит старое полотно.
Картину Алексея Корина «Бабушка и внучка» можно увидеть в Пермской государственной художественной галерее
Все выпуски программы: Краски России