
Севак Мирабян
Помню, как, сделав одно небольшое доброе дело, поймал себя на желании поскорее кому-нибудь рассказать, какой я молодец.
— Ну а что? Даже нельзя похвастаться? — удивлялся один мой неверующий знакомый моему смущению от желания похвастаться своим доброделанием. «У вас, у верующих, куда ни глянь, все грех!» — сетовал он.
Как ему объяснить, что тщеславие — грех. Я всерьез задумался. Как видят ситуацию люди, не принявшие христианскую систему координат: убийство, воровство, клевета и ложь ни у кого не вызовут вопрос, а грех ли это? А с тщеславием ситуация иная. Ведь человек никому не причиняет зла, он, как принято сейчас говорить: «пиарит» себя.
Однако, еще с древних времен христианские святые особенно подчеркивали коварность тщеславия и его губительность для человека. Считали одним из самых трудных для искоренения грехов. Точнее, страстей.
Главная опасность тщеславия в том, что человек, ожидая одобрения от других, незаметно, постепенно, становится настолько зависимым от мнения людей, что теряет себя, в своем желании угодить всем. Легко становится объектом манипуляции. Помимо прочего он часто не замечает своих реальных недостатков, за лоском внешнего эффекта, значительности и таланта. Почему так происходит и что с этим делать?
Согласно святому Иоанну Лествечнику, любая греховная страсть есть заблудившаяся добродетель. Бог вложил в нас желание быть узнанным и принятым, но грех все исказил. «От природы есть в нас стремление к славе, но к славе горней, а не земной» — говорит святой Иоанн. Иными словами, жаждать признания и оценки своих трудов — это нормально, но в первую очередь мы должны искать одобрения у Бога, без какой-либо показухи и наигранности.
Как это делать? Самый, на мой взгляд, простой и работающий способ дать тщеславию отпор — это вслушаться в слова Спасителя из Нагорной проповеди: «Когда творишь милостыню не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была в тайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно».
Автор: Севак Мирабян
Все выпуски программы Частное мнение
«Самолюбие как путь к конфликтам в семье». Священник Дмитрий и Ника Кузьмичевы

Гостями программы «Семейный час» были настоятель храма Воскресения Христова в Толстопальцево священник Дмитрий Кузьмичёв и его супруга Ника.
Мы говорили о том, как самолюбие приводит к семейным конфликтам — и что помогает из них выходить по-христиански.
Гости программы говорят о том, что ссоры и обиды неизбежны, но важно не оставаться в состоянии гнева, а вовремя остановиться, посмотреть «на небо» и обратиться к Богу. Семья — это не поиск виноватого, а труд каждого над собой. Осознать собственную неправоту, попросить прощения первым, заметить свои слабости — всё это открывает путь к примирению.
Отец Дмитрий и матушка Ника подчёркивают: важна совместная работа супругов. Полезно делиться мыслями, вести «дневники», чтобы честно видеть себя и друг друга. Помогает и молитва — не только о себе, но и друг за друга. Именно она возвращает мир в семью, даёт силы прощать и понимать ближнего.
О том, как в браке преодолевать обиды, сохранять доверие и вместе расти духовно — в программе «Семейный час».
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Семейный час
Гость-счастье в доме

Фото: PxHere
Давно это было. Жили в одном селении три брата, бедные-пребедные.
В те времена крестьяне в конце лета отмечали праздник жатвы. В этот день они наряжались, выходили в поле с серпами, срезали несколько колосьев, а потом усаживались пировать и веселиться.
А нашим братьям даже на праздник жатвы нечего было взять с собой поесть-попить, кроме кусочка чёрствого хлеба да кувшина воды.
Вот вышли крестьяне в поле, сели праздновать. Вдруг откуда-то появился незнакомый старик. Идёт мимо крестьян, и с каждым здоровается. Все ему кивают, но никто к себе не зовёт, ничем не угощает. Подошёл старик и к трём братьям.
— Присядь, отец, поешь с нами хоть хлебушка, — предложили они старику.
Присел старик к ним, спрашивает:
— Все поют, веселятся, а вы чего такие невесёлые?
— Да какое веселье — пустой хлеб есть да водой запивать!
— Ничего, налейте, выпьем хоть воды, — говорит старик.
Взял один из братьев кувшин, а в нём — не вода, а густое вино!
— Поглядите вон на ту горку, не овца ли там? — спрашивает старик.
— Нет, это камень большой, — отвечают они, но всё-таки послали младшего брата посмотреть.
Поднялся он на горку, а там — туша откормленной овцы и белый хлеб лежит рядом, будто для него положены.
Зажарили братья овцу, и пошёл у них пир горой с весёлыми песнями.
— Чего вы хотите, о чём больше всего мечтаете? — спрашивает у них старик.
— Мне бы земли немного, чтобы я мог семью прокормить, —говорит старший брат.
—А мне бы скотиной обзавестись, — стал мечтать вслух средний.
— А я мечтаю на хорошей девушке жениться и добрую хозяйку в дом привести, — признался младший брат.
— Будет у вас и земля, и стада тучные, а у тебя жена добрая. Будете счастливыми, покуда будете гостеприимными, — сказал старик и исчез.
Поняли братья, что не простой это был гость. Зажили они с той поры совсем по-другому, не ведая больше ни горя, ни нужды.
Но однажды отправился старик-волшебник проведать наших братьев: узнать, как они живут, как его наказ выполняют. Постучался он в дом старшего брата и попросил приюта.
— Ступай прочь, на вас, бродяг, хлеба не напасёшься! — сказал тот из-за двери.
Постучался старик к среднему брату, а тот даже на порог гостя не пустил.
— Коли так, живите по-прежнему! — молвил старики отправился к младшему брату.
Отворила дверь его жена — красивая, да только очень печальная.
— Входи, дедушка, — пригласила она в дом старика. — Сынок у нас болеет, но для гостя всегда место найдётся.
Пошла хозяйка в погреб за угощением, вернулась — а её сын рядом с мужем и гостем за столом здоровый и весёлый сидит.
Не зря говорят, что гость счастье в дом приносит. А когда старший и средний брат тоже это поняли, их жизнь снова наладилась.
( по мотивам грузинской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
«Совесть — голос Бога?» Священник Георгий Белькинд

Гостем программы «Пайдейя» был президент образовательного фонда имени Сергея и Евгения Трубецких священник Георгий Белькинд.
Мы говорили о христианском взгляде на совесть, можно ли сказать, что это «голос Бога в человеке», как обращение к совести может помогать в образовании и воспитании.
Ведущие: Константин Мацан, Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Пайдейя