
«Привет, Джули!», студия Castle Rock Entertainment, режиссёр Роб Райнер
— Почему ты с ней не дружишь, Брайс?
— Надо знать Джули.
— Я бы хотел узнать её.
— Почему?
— У неё сильный характер. Почему бы тебе не пригасить её к нам?
— Сильный характер? Она просто упрямая.
— Серьёзно?
— И она преследует меня со второго класса.
— Не каждому достаются такие соседки.
Четырнадцатилетний Брайс Лоски, парень из маленького американского городка, судя по всему, не очень-то жалует свою соседку и одноклассницу Джули Бэйкер. Зато Джули, с тех пор как впервые увидев Брайса, когда они оба ещё были детьми, каждый день только о нём и думает. И при каждой удобной возможности старается чем-нибудь его порадовать. Приносит для семьи Брайса свежие домашние куриные яйца. Рассказывает, как прекрасен мир, когда смотришь на него с верхушки старого раскидистого клёна. Но Брайс, кажется, не замечает её искренних порывов. Мы с вами как раз только что услышали фрагмент из кинофильма «Привет, Джули!». Ленту в 2010-м году снял американский режиссёр Роб Райнер. Фильм стал экранизацией популярного подросткового романа «Перевёртыш» писательницы из США Вэнделин ван Драанен. Кто-то из одноклассников дал почитать книгу одиннадцатилетнему сыну Райнера. Режиссёр решил поинтересоваться, о чём она, и... так увлёкся, что не смог оторваться, пока не прочёл полностью. «Меня восхитила неординарность, деликатность и целомудренность, с которой автор исследовала природу первого юношеского чувства», — говорил Роб Райнер. Но ещё больше режиссёр был поражён тому, что с развитием сюжета на первый план выходили куда более серьёзные проблемы. Такие, например, как умение людей слышать друг друга. Заботиться о ближних. Поддерживать. Сопереживать. «Я буквально увидел эту историю. И сразу понял, что хочу снять по ней фильм», — рассказывал режиссёр.
Киноповествование получилось динамичным и весьма оригинальным. Мы видим события глазами каждого из героев. И просто удивительно, насколько по-разному Брайс и Джули воспринимают одни и те же ситуации. Но это не только взгляд с двух разных полюсов — мужского и женского. Постепенно становится понятно, что режиссёр ненавязчиво даёт нам понять: то, каким мы видим мир вокруг себя, зависит от того, открыты ли мы сами этому миру, людям, жизни и её простым радостям.
Брайсу, например, оказывается очень непросто выбраться из своей скорлупы. В одном из эпизодов он признаётся лучшему другу, что изменил своё прежнее мнение о Джули. Но так и не может пойти до конца.
— Ты что, спятил? Ты её ненавидишь.
— Кажется, уже нет. Не могу не думать о ней.
— Её папа отдаёт все деньги на лечение умственно отсталого брата.
— Отсталого? Тогда всё ясно.
— Насчёт чего?
— Насчёт Джули.
— Что ты сказал?
— Яблоко от яблони недалеко падает.
Я не мог поверить. Мне хотелось заорать на него. Сказать, что он не знает Джули. Но я смог сказать только:
— Точно.
— Да.
Что дальше будет делать в этой ситуации Брайс, и не угаснет ли в конце концов чувство Джули к нему — мы узнаем, посмотрев фильм. Кстати, название «Привет, Джули!» ему дали в российском прокате. Оригинальное название картины — такое же, как у книги, по которой она была снята — «Перевёртыш». Почему именно такое? Мне кажется, режиссёр Роб Райнер объяснил это лучше меня. Прежде всего — в самом фильме. А ещё — в одном из интервью, где сказал такие слова: «Любовь переворачивает людей. Меняет к лучшему. И не только любовь романтическая. Любовь семьи, друзей, близких — способна пробудить в человеке самые добрые его качества».
Псалом 42. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В эти дни церковного года мы празднуем Светлое Христово Воскресение — Пасху. Печаль Великого поста сменилась пасхальной радостью, но, несмотря на это, наша жизнь осталась прежней, и мы все также не можем не переживать из-за происходящего вокруг нас. С одной стороны — возвещаемая Церковью Победа Спасителя над смертью, с другой — вокруг нас всё та же смерть во всем многообразии её проявлений, более того, она не только вокруг, она и внутри нас, и невозможно её не чувствовать. Что с этим делать? Как церковное ликование о Христе Воскресшем сделать нашим внутренним достоянием? Удивительно, но ответом нам будет ветхозаветный поэтический текст, а именно — звучащий сегодня в православных храмах во время богослужения 42-й псалом. Давайте его послушаем.
Псалом 42.
1 Суди меня, Боже, и вступись в тяжбу мою с народом недобрым. От человека лукавого и несправедливого избавь меня,
2 ибо Ты Бог крепости моей. Для чего Ты отринул меня? для чего я сетуя хожу от оскорблений врага?
3 Пошли свет Твой и истину Твою; да ведут они меня и приведут на святую гору Твою и в обители Твои.
4 И подойду я к жертвеннику Божию, к Богу радости и веселия моего, и на гуслях буду славить Тебя, Боже, Боже мой!
5 Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога; ибо я буду ещё славить Его, Спасителя моего и Бога моего.
Только что нами услышанный псалом разделён на две части: в первой из них псалмопевец говорит о несправедливости мира и о том, что Бог покинул праведника, позволив врагам одолеть его. У слов автора этого псалма Давида были весомые основания так говорить, ведь он неоднократно оказывался в крайне непростых ситуациях, иногда ему казалось, что выхода нет, и он вот-вот погибнет. Очевидно, что 42-й псалом был им составлен в один из таких моментов жизни. Вместе с этим у псалма есть и другое значение — духовное, и здесь под оскорблением от врагов стоит понимать те раны, которые нам неустанно наносит «князь мира сего» (см. Ин. 14:30), то есть диавол. Он пытается уничтожить нашу духовную радость, в том числе и пасхальную, он с неизбежностью будет пытаться сделать так, чтобы радость померкла под натиском тех проблем, которые нам кажутся неразрешимыми, или же под натиском греховных искушений, которым мы зачастую оказываемся неспособны сопротивляться.
Об этом сказано в первой части псалма, вторая же часть открывает нам секрет борьбы с оскорбляющим нас врагом рода человеческого, и начинается эта часть с воззвания Давида к Богу: «Пошли свет Твой и истину Твою; да ведут они меня и приведут на святую гору Твою и в обители Твои» (Пс. 42:3). Если вспомнить, что Давид имел в виду в первую очередь борьбу со своими физическими врагами, то получается нечто удивительное: он не просит от Бога помощи в одолении врагов, не просит верных союзников и крепкое оружие, он не просит ничего из того, что может пригодиться на брани, Давид совершенно неожиданно молится о свете и истине. Из Нового Завета мы знаем, что Свет и Истина — это одни из имён Второго Лица Святой Троицы Господа нашего Иисуса Христа, об этом, толкуя 42-й псалом, напоминал, к примеру, святитель Кирилл Александрийский: «Движимый пророческим духом и чрез него предведая будущее, блаженный Псалмопевец помышлял, что род человеческий не иначе может быть спасён, как чрез одно только явление Сына Божия, имеющего силу всё легко преобразовывать по Своему желанию».
Действительно, Сын Божий — Спаситель мира — может всё преобразовать по Своему желанию. Он без всякого физического оружия может одолеть врагов Давида, Давид об этом знал, и его упование не было посрамлено — Господь помог ему, и царь не погиб. Может Сын Божий преобразовать и нашу печаль в ликующее пасхальное торжество. Надо лишь обратиться к Нему с искренней сердечной молитвой, и мир — вокруг и вовне — станет совсем иным, он станет пасхальным!
Псалом 42. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 42. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 42. На струнах Псалтири
Молитва о защите
1 Суди меня, Боже, и вступись в тяжбу мою с народом недобрым. От человека лукавого и несправедливого избавь меня.
2 Ибо Ты Бог крепости моей. Для чего Ты отринул меня? для чего я сетуя хожу от оскорблений врага?
3 Пошли свет Твой и истину Твою; да ведут они меня и приведут на святую гору Твою и в обители Твои.
4 И подойду я к жертвеннику Божию, к Богу радости и веселия моего, и на гуслях буду славить Тебя, Боже, Боже мой!
5 Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога; ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего.
28 апреля. О смысле первого чуда Христа

Во 2-й главе Евангелия от Иоанна есть слова: «Положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его».
О смысле первого чуда Христа — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Святой апостол Иоанн Богослов, следя внимательно за каждым словом и действием Божественного Учителя, указывает нам, когда Христос начал совершать чудеса. А так как чудо — признак Божественного посланничества, то через это Евангелист дает нам понять, что именно с этого момента для окружающих начало открываться Божественное достоинство Иисуса из Назарета. Именно чудеса становились для окружающих бесспорным доказательством слов Спасителя. А Он открывал знания о Своем Небесном Отце, о Себе, как Сыне Божьем, и о Святом Духе, уверяя всех, что говорит не о трех Богах, а о едином истинном Боге. Так как учение было новым и неудобопонятным для слушающих, то в подтверждении Своих слов Христос совершал чудеса, как Он Сам и сказал: «Когда не верите Мне, верьте делам Моим». И добавил: «Дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня». Через эти дела, чудеса Господа, не только ученики, но и мы с вами верим, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, надеемся получить жизнь вечную.
Все выпуски программы Актуальная тема