На полотне Михаила Нестерова «На Руси» чудесным образом собраны вместе представители разных эпох, слоёв общества и поколений нашего народа. А приглядевшись повнимательнее, здесь можно заметить и некоторых великих русских писателей

— Маргарита Константиновна, какая грандиозная картина! «На Руси». Занимает целую стену в зале Михаила Нестерова в Третьяковской галерее! В ширину, наверное, около пяти метров, и в высоту больше двух!
— Да, Наташенька, она и впрямь грандиозна. Но мне бы не хотелось рассуждать об искусстве с линейкой в руках. Величина работы Михаила Нестерова «На Руси» — не главное её достоинство.
— А что же главное?
— Художнику удалось создать собирательный портрет России — живой, проникновенный, содержательный. В нём передан внутренний настрой русского общества. Недаром второе название картины — «Душа народа».
— Сморите, Михаил Нестеров объединил на полотне богатых и бедных, мужчин и женщин, стариков и молодых.
— Здесь изображены не только разные социальные группы, но и многие поколения русских людей. Так, среди толпы мы видим царя. На нём шапка Мономаха — древнейший символ самодержавия. Ею венчали на царство до середины восемнадцатого века. То есть перед нами кто-то из монархов того далёкого времени.
— А рядом с царём стоит патриарх?
— Да, в красном пасхальном облачении. Для художника он тоже герой из прошлого. Михаил Нестеров работал над полотном «На Руси» с 1914 по 1916 год. В то время патриаршество уже почти двести лет как отменили, Церковью управлял Священный синод.
— А современники художника есть на картине «Душа народа»?
— Конечно! Несколько лиц вот здесь, справа, вполне узнаваемы. Приглядись, может быть, кто-то знаком тебе?
— Кажется, да. Седобородый старец в белой рубахе — это же Лев Толстой?
— Правильно. А рядом с ним Фёдор Достоевский. Тут же Владимир Соловьёв — религиозный мыслитель конца девятнадцатого века, академик изящной словесности. Чуть впереди от них — слепой юноша в солдатской шинели. Его ведёт за руку девушка в одежде сестры милосердия. Образы этих безымянных героев — тоже примета времени, в которое создавалась картина. Страшных лет Первой мировой войны.
— А что за таинственная фигура в центре картины? В чёрном одеянии, расшитом крестами, с капюшоном до самых бровей.
— Это схимник — монах, принёсший Богу строгие обеты.
— А вот ещё один загадочный персонаж с лохмотьями на бёдрах. То ли приплясывает, то ли молится, подняв руки к небу.
— Юродивый. Он принял вид безумного, чтобы обрести смирение и приблизиться ко Христу.
— Какие разные герои! Что же их объединяет?
— Вера в Спасителя. Она отражается в облике персонажей. Купцы в чёрных кафтанах несут древнюю икону. Девушки в старинных сарафанах стоят с зажжёнными свечами. Священник держит перед собой крест.
— Все эти люди выстроились в ряд на берегу реки. Они замерли, словно ожидают чего-то важного. И только мальчик лет двенадцати оторвался от толпы. Он идёт вперёд — глаза широко распахнуты, рука прижата к груди.
— Мальчик — иллюстрация евангельской строки «блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». Благодаря этому персонажу мы угадываем присутствие Христа за пределами картины. Он там, куда обращён исполненный надежды взгляд отрока. Навстречу Спасителю устремлена и душа народа, сотканная из множества образов в живописном произведении Михаила Нестерова «На Руси». Замрёшь перед этой картиной в Третьяковской галерее — и ощутишь свою причастность и Богу.
— И к родине!
Псалом 128. Богослужебные чтения

Если вы когда-нибудь видели, как плугом вспахивают землю, то, несомненно, удивились, насколько это зрение — завораживает! Казавшаяся скованной неприступной коркой земля вдруг разрыхляется, переворачивается — и открывает свои совсем иные глубины.
Этот образ активно использует псалмопевец Давид в 128-м псалме, который читается сегодня в храмах за богослужением. Давайте послушаем!
Псалом 128.
Песнь восхождения.
1 Много теснили меня от юности моей, да скажет Израиль:
2 много теснили меня от юности моей, но не одолели меня.
3 На хребте моём орали оратаи, проводили длинные борозды свои.
4 Но Господь праведен: Он рассёк узы нечестивых.
5 Да постыдятся и обратятся назад все ненавидящие Сион!
6 Да будут, как трава на кровлях, которая прежде, нежели будет исторгнута, засыхает,
7 которою жнец не наполнит руки́ своей, и вяжущий снопы — горсти своей;
8 и проходящие мимо не скажут: «благословение Господне на вас; благословляем вас именем Господним!»
Не просто так Давид обращается к понятному образу вспахивания: но его образ — пронзителен. Он говорит о том, что на его «хребте» — то есть спине — грешники «вели длинные борозды плугом» — ничего себе такая аллегория долгой, растянутой по времени, непрекращающейся боли! Святитель Иоанн Златоуст так комментирует этот стих: «грешники... строили козни, не как случилось, но с великими усилиями и хитростями, составляя обманы, нападая тайно; выражение: „на хребте моём“ означает или хитрость и коварство, или напряжённость и великую силу; т. е. они старались сокрушить саму силу мою... они козни против праведника обратили в занятие».
Но 128-й псалом, при всём драматизме начала — причём, наверное, едва ли где ещё в Псалтири можно встретить столь «физиологическое» измерение, — заканчивается вполне позитивно: никакие попытки «сломать хребет» праведнику не закончились успехом! Более того: Бог обратил усилия грешников не во вред, а на пользу праведнику!
Нередко, когда нас посещают скорби, или мы становимся объектом чьей-то целенаправленной травли, или просто, как говорят в народе, «куда ни кинь — один клин!» — нам хочется поскорее, любыми способами выбраться из неприятности. И в этот момент очень хорошо вспомнить сегодняшний 128-й псалом — точнее, его образ: на «вспаханной глубокими бороздами» земле жизни праведника — Бог сеет семена Своих благословений! Не было бы такой глубокой «пропашки» — и семена быстро бы погибли: чем тщательнее возделана пашня — тем лучший урожай будет!
Так что, дорогие друзья, не будем унывать в скорбях — а лучше будем представлять себя податливой землёй в руках заботящегося о нас Земледельца!
Псалом 128. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 128. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 128. На струнах Псалтири
1 Много теснили меня от юности моей, да скажет Израиль:
2 много теснили меня от юности моей, но не одолели меня.
3 На хребте моем орали оратаи, проводили длинные борозды свои.
4 Но Господь праведен: Он рассек узы нечестивых.
5 Да постыдятся и обратятся назад все ненавидящие Сион!
6 Да будут, как трава на кровлях, которая прежде, нежели будет исторгнута, засыхает,
7 которою жнец не наполнит руки своей, и вяжущий снопы - горсти своей;
8 и проходящие мимо не скажут: "благословение Господне на вас; благословляем вас именем Господним!"
13 июня. О важности изучения православной веры

Во 2-й главе Послания Апостола Павла к римлянам есть слова: «Как же ты, уча другого, не учишь себя самого?»
О важности изучения православной веры — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Несомненно, христианское учение имеет здравый смысл, логично и непротиворечиво. В отличие от заблуждающегося человека, который может менять свое мнение, лукавить и оправдывать себя, Божье учение стройно, правдиво и истинно. В его свете видны все изъяны и несовершенства.
Ещё Христос напомнил людям древнюю пословицу: «Врач, исцели самого себя», — то есть, прежде чем кого-то учить, что-либо проповедовать, к чему-то призывать, надо, чтобы сам человек соответствовал требованиям, предъявляемым им к другим. И это справедливо.
Писание считает, что лицемерам, двоедушным людям нет места в Царстве Небесном. Поэтому не может войти туда тот, кто говорит одно, а делает другое.
Так апостол Павел и восклицает: «Как же ты, уча другого, не учишь самого себя? Проповедуя не красть, крадешь; говоря: не прелюбодействуй, прелюбодействуешь; гнушаясь идолов, святотатствуешь; хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога».
Если мы замечаем это за собой, то значит, нам надо приложить много усилий, чтобы вера не расходилась с делами. А для этого нужно духовно совершенствоваться, стремиться, чтобы правда Божья стала основой нашей жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема