
— Добрый день, Владимир Николаевич! Я смотрю, у вас маленький филиал читального зала на лавочке. Обложились литературой — здесь и книги, и художественные журналы, и какие-то вырезки с чертежами.
— Здравствуйте, Маргарита Константиновна! Да вот, хочу дома уголок с иконами обустроить. Изучаю теорию на свежем воздухе!
— Вот как! Неожиданно!
— А что ж тут неожиданного. У меня до сих пор один образок на стене висел, от мамы ещё остался. А я как в церковь стал ходить, решил сделать всё по правилам. Я ведь, как вы знаете, человек военный, люблю, чтоб порядок был.
— И что же вам удалось узнать?
— Узнал немало! Нашёл чертёж как полочку подходящую изготовить. Прочитал, что, оказывается, место в доме, где размещаются иконы, называется красным углом! Разбираюсь, почему так.
— Красный в данном случае означает красивый. Под образа православные всегда отводили лучшее место в комнате. Так, в крестьянской избе это, как правило, был угол с восточной стороны между двумя окнами — самый светлый, солнечный.
— Как на картине Василия Максимова! Она так и называется — «Красный угол в избе». Там изображены два окна, а между ними иконы. В центре — большая, в массивной оправе, а вокруг неё поменьше — и писаные, и металлические, литые. Да что я рассказываю, у меня же в журнале есть репродукция — вот, взгляните.
— Я видела это полотно в Санкт-Петербурге, в Русском музее. Василий Максимов написал его в 1869 году, во время учебы в Императорской академии художеств. Работа студенческая, но очень выразительная. Мне тогда показалось, что от неё словно жар исходит.
— Да! Точно! Я тоже как будто согрелся, когда смотрел на картину. Казалось бы, горит одна лампадка, а всё вокруг сияет! На окнах пляшут золотые блики. На оконных рамах, лавках и деревянных половицах — тёплый медовый отсвет. А центральная икона и вовсе пламенеет. Она как будто не отражает, а источает свечение.
— Да, эта икона на картине Василия Максимова — словно третье окно, в мир иной и прекрасный. И из него льётся свет.
— А что это за икона, Маргарита Константиновна?
— Художник представил её достаточно схематично. Но, судя по композиции, это образ праздника Преображения Господня. Помните евангельское событие, когда Христос поднялся с апостолами Петром, Иаковом и Иоанном на гору Фавор и предстал перед ними в нетварном, неземном свете?
— Помню, да! Пётр тогда ещё воскликнул: «Хорошо нам здесь быть!»
— Может быть, эти самые слова держал в сердце и Василий Максимов, когда писал картину «Красный угол в избе». Потому ещё так тепло на душе от его работы.
— Вполне вероятно! Ведь только искренне верующий человек мог написать такую картину.
— Вера во Христа занимала особое место в жизни Максимова. Он в шесть лет потерял отца, а в десять лишился и матери. Мальчика отдали на воспитание в Николаевский монастырь в Старой Ладоге, где его опекал иеромонах Антоний Бочков. Став взрослым, Василий добрым словом вспоминал своего наставника за то, что тот помог пережить утрату, научил находить утешение и опору в общении с Богом.
— Может быть, те детские воспоминания и подтолкнули Василия Максимова написать картину «Красный угол в избе».
— Написать, чтобы поделиться сокровенной мыслью — соприкосновение в молитве с Горним миром преображает жизнь, насыщает её светом и радостью.
— Непременно хочу увидеть это полотно своими глазами! Где, вы говорите, оно хранится?
— В Русском музее в Санкт-Петербурге.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема