
«Человек идёт за Солнцем», студия «Молдова-фильм», режиссёр Михаил Калик
— И чего тебе не переходить улицу там, где положено?
— А мне не надо туда. Я иду за солнцем.
— Вот оно что! За солнцем? Правильно! Мне ведь тоже туда, тогда садись, подвезу.
— А зачем ты за солнцем идёшь?
— А если за солнцем пойти, так всю-всю землю обойдёшь!
Ясным летним утром мальчик по имени Санду отправился в путь. Он услышал от приятелей во дворе, что если следовать за солнцем, то можно обойти всю землю, и вернуться на то же самое место, откуда начал маршрут, только с другой стороны. И побежал, недолго думая. Пойти вслед за маленьким путешественником в 1961-м году пригласил зрителей режиссёр Михаил Калик. На студии «Молдова-фильм» он снял яркую, жизнерадостную картину «Человек идёт за Солнцем». Фрагмент из неё мы с вами услышали в начале программы. По мнению современных кинокритиков, в художественном и идейном плане фильм намного опередил своё время. По крайней мере, когда лента только вышла, чиновники от кино её не оценили. И даже намеревались запретить: мол, не отражает советскую действительность. Но Михаил Калик и не ставил себе такой цели. Он хотел снять добрую притчу — и это у него, на мой взгляд, замечательно получилось.
Главный герой фильма «Человек идёт за солнцем», маленький Санду, шагает по городу. Он встречает разных людей. И каждая из этих встреч становится важной, даже если длится совсем недолго. Вот возле родильного отделения сидят молодые отцы. Они томятся и волнуются в ожидании вестей. Один из них просит мальчика помочь. Санду пробирается в больницу и приносит радостную новость: родился сын! Потом мальчик попадает на стройку, где рабочие обедают. Санду тоже проголодался. Но садится за общий стол лишь тогда, когда вносит свою лепту — маленький початок кукурузы, который случайно нашёлся у него в кармане. Это один из самых трогательных моментов фильма — когда строители принимают дар ребёнка с благодарностью, и делят початок на всех, по крошечному кусочку.
Из таких эпизодов перед зрителями вырисовывается одна большая, удивительно цельная картина — мир людей, где каждый незнакомец может оказаться нашим ближним. Безногий уличный сапожник, мальчишка, торгующий арбузами на рынке, водитель грузовика. Или работница городского парка, которая вырастила на клумбе подсолнух — он напоминает ей о родном селе. А мальчику напомнил его самого, когда девушка рассказала, откуда у цветка такое название.
— Тебе нравится подсолнух?
— А почему он подсолнухом называется?
— Потому что это цветок солнца. Куда солнышко — туда и он. Целый день к нему лицом поворачивается.
Точно так же поворачивается лицом к людям главный герой фильма — ещё ребёнок, но уже — человек, с открытой и светлой душой. И хочется стать хоть немного на него похожим — искренним, доверчивым, видеть мир ярким, верить в человеческую доброту. Невольно вспоминается заповедь Христова: «Будьте как дети». Но чем же закончится путешествие мальчика? Это зрители обязательно узнают, пройдя вместе с ним весь путь, то есть — посмотрев фильм. В нём можно полюбоваться на чудесные виды летнего Кишинёва. И услышать замечательную музыку Микаэла Таривердиева — лента «Человек идёт за солнцем» стала кинодебютом композитора.
Режиссёр Михаил Калик в одном из интервью говорил, что основой всего самого главного в жизни считает любовь. И невозможно не почувствовать, с какой огромной любовью снят его фильм «Человек идёт за солнцем».
Псалом 66. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В Псалтыри есть ряд псалмов, которые возвещают грядущее прославление Бога всеми народами. При этом в них ничего не говорится о, так сказать, технической стороне вопроса: каким образом все народы придут к познанию Бога? Когда это произойдёт? И кто сумеет привести народы к такому единству? Сегодня в православных храмах во время богослужения звучит 66-й псалом. Это пророческий мессианский псалом, и он возвещает будущее всеобщее поклонение Единому Истинному Богу.
Псалом 66.
1 Начальнику хора. На струнных орудиях. Псалом. Песнь.
2 Боже! будь милостив к нам и благослови нас, освети нас лицом Твоим,
3 дабы познали на земле путь Твой, во всех народах спасение Твоё.
4 Да восхвалят Тебя народы, Боже; да восхвалят Тебя народы все.
5 Да веселятся и радуются племена, ибо Ты судишь народы праведно и управляешь на земле племенами.
6 Да восхвалят Тебя народы, Боже, да восхвалят Тебя народы все.
7 Земля дала плод свой; да благословит нас Бог, Бог наш.
8 Да благословит нас Бог, и да убоятся Его все пределы земли.
Современный русский язык различает между собой понятия «иудей» и «еврей». Первое из них говорит о религиозной принадлежности человека, второе — о национальной. Однако такое разделение появилось относительно недавно, и есть оно далеко не во всех языках, нет его и в иврите. Причина кроется в Ветхом Завете: согласно книгам Моисея, евреем может стать любой человек, который согласится жить по данному Богом закону. То есть здесь мы видим полное тождество религии и национальности.
Если помнить об этих постановлениях закона Моисея и не верить во Христа, то прозвучавший только что псалом становится очень странным: получается, что для прославления Бога всеми народами все народы должны, простите за тавтологию, перестать быть всеми народами. Иными словами, все люди должны стать евреями, подчинившись закону Моисея. Ещё дохристианские толкователи Псалтыри понимали, что такое невозможно, а потому в псалме речь идёт о какой-то иной реальности, каком-то ином законе и о каком-то ином богопочитании, как минимум, то прославление Бога, которое подразумевает псалом, не должно уничтожать национальные различия.
Для нас очевидно, что псалом говорит о Христе и о христианах. Никто, становясь христианином, не утрачивает своей национальной идентичности. По этой причине у нас есть Поместные Церкви, есть национальное богослужение, есть множество языков молитвы, есть свои уникальные христианские традиции в каждом народе. Церковь никогда не пыталась привести всё это к некоему единому виду, а если нечто подобное когда-то где-то и происходило, то воспринималось оно церковной полнотой как грубая ошибка, нуждающаяся в исправлении.
Кроме того, в прозвучавшем только что псалме есть такая строка: «Да веселятся и радуются племена, ибо Ты судишь народы праведно и управляешь на земле племенами» (Пс. 66:5). Веселие и радость здесь поставлены в зависимость от праведного суда над народами. Однако ещё раннехристианский святой блаженный Иероним Стридонский замечал, что «везде, где справедливость и суд, там не радость, а боязнь греха», здесь же мы видим нечто иное: справедливость и суд — причина радости. Так может быть только в одном случае — если грех был истреблён, а это было сделано Христом, и потому радость — это совершенно естественное состояние искупленного Спасителем человечества. Да, у нас остаётся тяготение ко греху, у нас есть и сами грехи, но подтверждённая делами вера во Христа освобождает нас от них, и любой, кто осознаёт и чувствует это, не может не ликовать и не славить Бога.
Псалом 66. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 66. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 66. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. На струнных орудиях. Псалом. Песнь.
2 Боже! будь милостив к нам и благослови нас, освети нас лицем Твоим,
3 дабы познали на земле путь Твой, во всех народах спасение Твое.
4 Да восхвалят Тебя народы, Боже; да восхвалят Тебя народы все.
5 Да веселятся и радуются племена, ибо Ты судишь народы праведно и управляешь на земле племенами.
6 Да восхвалят Тебя народы, Боже, да восхвалят Тебя народы все.
7 Земля дала плод свой; да благословит нас Бог, Бог наш.
8 Да благословит нас Бог, и да убоятся Его все пределы земли.
Большие и маленькие. Ольга Кутанина

Там, где нас любят и с тем, кто нас любит, мы как будто становимся больше, значимей. А вот среди незнакомых людей, бывает, чувствуем себя неловко, внутренне сжимаемся. Как маленькие.
Сделать это открытие помог мой ребёнок. Однажды я собирала детей на улицу. Помогала одеваться, обсуждала с ними, куда пойдём и чем займёмся на прогулке. И вдруг трехлетний сын серьёзно так говорит: «Мама, дома я большой, а на улице маленький».
— Почему же ты дома большой? — удивилась я.
— Потому что меня тут любят.
Вот это новость! Как точно! Дома его любят, дома он бесконечно дорог и знает об этом. Здесь он единственный и неповторимый, второго такого ребёнка нет и не может быть! Дома безопасно и уютно, потому он большой.
Но стоит малышу выйти на улицу, как он видит огромный мир. Много людей, много домов, много машин. Никто им особо не интересуется. И ребёнок сразу ощущает себя маленьким, незащищённым.
Я взрослый человек. Но и для меня так же: дома, среди близких и родных, я как-то больше. На работе, говорят, незаменимых людей нет. А для близких, в семье, каждый незаменим.
Так же и в общении с Небесным Отцом, когда понимаю, как Он любит меня, как дорожит своим творением, когда осознаю, что каждый человек, и я в том числе, совершенно уникален. И за каждого Господь пострадал на кресте.
Короткий диалог с сыном взбодрил меня. Напомнил о Христе. Я шла по улице, вела за руки детей, смотрела по сторонам и пыталась понять, где я большая, а где маленькая.
Вот что пришло мне на ум. Когда Бог для нас — некто далёкий, мы маленькие в этом мире. Беспомощные и уязвимые. Если же любим Бога всей душой, то становимся больше, сильнее и увереннее. Ведь с нами рядом сам Творец вселенной и мы Ему не чужие!
Автор: Ольга Кутанина
Все выпуски программы Частное мнение