1 Пет., 62 зач., IV, 12 - V, 5.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В Евангелии, а также в посланиях апостолов Церкви, очень часто и много говорится о том, что ученикам Христовым предстоит претерпеть гонения. Большинство из нас живёт в относительно спокойное время и в относительно спокойном месте. Каким же образом эти упоминания касаются нас с вами? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 4-й и 5-й глав 1-го послания апостола Петра, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 4.
12 Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного,
13 но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете.
14 Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется.
15 Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое;
16 а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь.
17 Ибо время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас начнется, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию?
18 И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится?
19 Итак страждущие по воле Божией да предадут Ему, как верному Создателю, души свои, делая добро.
Глава 5.
1 Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться:
2 пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия,
3 и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду;
4 и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы.
5 Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.
«Огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного». Таким призывом начинается только что прозвучавший отрывок. О чём же именно говорит апостол Петр?
В первую очередь, конечно, речь идёт о страданиях за веру. Христиане вели совсем иной образ жизни, нежели язычники. Во всём они старались полагаться на Бога, хранить чистоту, во всех своих делах исполнять Евангелие. У большинства людей это вызывало негативную реакцию. Верующие во Христа являлись для них живым упрёком. Вид, слова, манера общения христиан обличали разнузданный нрав окружающих, будоражили их совесть. Сам факт существования христиан вынуждал язычников посмотреть на себя критически и что-то поменять в своей жизни. Причём поменять немедленно. Но так устроен человек, что зачастую ничего менять не хочет. Если ему комфортно и всё идёт по накатанной, к чему какие-то перемены? Эгоист очень не любит, когда ему прямо или косвенно намекают на то, кто он есть. В такой ситуации он сразу чувствует внутреннее напряжение. В нём возникают раздражение и неприязнь. Так работают защитные механизмы больной самости. Если в руках такого человека сосредоточена власть, он использует её против источника раздражения. Чем больше власти, чем больше угроза кардинальных изменений, тем больше гнева, ярости и злобы обрушится на того, кто нарушает спокойствие. Вот так и христианство назвали зловредной сектой, повесили на христиан ярлык одержимых фанатиков и тем самым разрешили себе их уничтожать физически. Нет человека, нет проблемы. Поэтому апостол Пётр, обращаясь к своим адресатам, говорит, что, если вы Христовы, вам придётся пройти огненное горнило страданий. И это не должно быть чем-то странным для вас. Ведь этим путём прошёл Христос. А ученики всегда пьют чашу, которую пил их Учитель, то есть идут тем путём, которым прошёл Он.
Слова апостола Петра имеют и другой смысл. Выражение «огненное искушение» можно понимать в свете слов Иоанна Крестителя о Спасителе. Пророчествуя о Христе, он говорил: «я крещу вас водой. Он будет крестить вас Духом Святым и огнём». Итак, апостол Пётр говорит не только о гонениях. Их может и не быть. Однако каждый, кто искренне ищет Спасителя и идёт за Ним, неизбежно испытает на себе действие внутреннего огня. Ведь в принципе мы мало чем отличаемся от древних язычников. Нам также зачастую не хочется ничего менять в жизни, даже если мы уже переступили порог Церкви и приняли Крещение. Но нередко мы просто не видим и не понимаем, что именно мы должны менять. Не видим, что именно нам мешает стать ближе к Богу. Слишком крепко мы цепляемся за наши привычки, связи и представления о жизни. Тогда Господь по своей милости посылает нам череду событий. Череду потрясений. Мы испытываем душевную боль. Внутри словно горит огонь. И в нём сгорают старые привычки, старые связи, старые представления. Сами бы мы и не смогли от них отказаться. Да мы бы и не подумали о том, что они — какая-то помеха на пути к Богу. Но, именно пройдя через эти огненные испытания, мы находим себя обновлёнными, очищенными, наполненными Божественной благодатью и светом новой жизни.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помогать Благотворительной клинике и бездомным людям
Григорий из Санкт-Петербурга в прошлом бизнесмен. Восемь лет назад под Новый год его жизнь круто изменилась. Мужчина потерял работу, деньги, дом и оказался на улице.
«Моя история про то, как резко всё может поменяться, — рассказывает Григорий. — Однажды летом я выходил из ресторана и, проходя мимо бездомного человека, пнул его ногой. И ещё добавил: „Что тут расселся? Иди работай!“. И когда спустя пару лет я замерзал у метро и просил у прохожих деньги на проезд, а все шли мимо, я очень отчетливо вспомнил эту историю».
В один из дней, между поисками жилья и заработка, Григорий набрёл на маленький храм под Петербургом. Там он встретил женщину, которая рекомендовала ему поехать в посёлок Вырица, в Ленинградской области. Так мужчина оказался в Серафимо-Вырицком монастыре, где обрёл кров и поддержку. То, что с ним произошло, полностью изменило его взгляды на жизнь. Теперь дни Григория наполнены смыслом, верой и помощью ближним.
Сегодня он трудится в монастыре, выполняя разные послушания, работает в строительной сфере и помогает Благотворительной больнице. Это место, где бесплатно принимают пациентов, у которых нет дома, денег или документов. Им перевязывают раны, проводят обследования, выдают лекарства и в целом помогают выбраться из трудной ситуации.
Григорий всегда готов здесь что-то починить или решить другие важные задачи. Кроме этого, он не оставляет без внимания и людей, оказавшихся на улице — при случае накормит и направит за поддержкой в Благотворительную больницу.
Если вы тоже, как и Григорий, хотите помогать проекту и людям, попавшим в беду, переходите на сайт Благотворительной больницы — заполните анкету волонтёра или сделайте любой денежный перевод: https://charityhospital.ru/donate/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Послания апостола Павла к Ефесянам и Колоссянам». Прот. Андрей Рахновский
У нас в студии был настоятель храма Ризоположения в Леонове протоиерей Андрей Рахновский.
Разговор шел о посланиях апостола Павла к Ефесянам и Колоссянам: как они были написаны и как в них формулируется учение о Христе и Церкви.
Все выпуски программы Светлый вечер
Бугабашская икона Божией Матери
В конце девятнадцатого века русский солдат Тит Петрович Табаков возвращался с ратной службы домой. Он держал путь в родное село Бугабашево Уфимской губернии, сейчас это республика Башкортостан. По дороге благочестивый воин посетил Седмиозерную пустынь в восемнадцати верстах от Казани. Тит помолился перед хранящимся здесь чудотворным списком Смоленской иконы Богородицы. Это образ, написанный в традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница.
На память о богомолье солдат решил взять камень из монастырского озера. Он подобрал со дна булыжник, похожий на каравай хлеба. Но, устав в пути, выбросил тяжёлую ношу. И неожиданно ослеп! Служивый на ощупь нашёл камень, вновь положил в свою суму, и зрение вернулось к нему.
Происшествие много лет не давало покоя Титу Петровичу. В 1900 году он отправился с односельчанами крестным ходом к целебному источнику в башкирское село Николо-Берёзовка. И взял удивительный камень с собой в паломничество. Придя к роднику, богомолец окунул булыжник в святую воду, а когда достал, то увидел на нём очертания Смоленской иконы Божией Матери. Тит рассказал о случившемся Уфимскому епископу Антонию (Храповицкому) и показал камень. Владыка пригласил каменотёса и попросил высечь по намеченному контуру объёмный образ Божией Матери.
Новоявленная икона вскоре прославилась чудотворениями. По благословению владыки Тит Табаков пожертвовал деньги на обустройство в родном селе женской монашеской обители. В 1902 году в Бугабашево освятили храм в честь Смоленской иконы Божией матери. Монастырь стал называться Богородице-Одигитриевским. Высеченный на камне образ Пречистой Девы стал главной его святыней.
После революции 1917 года обитель в Бугабашево разорили безбожники. Но рельефную икону Царицы Небесной верующие сохранили. И вернули в монастырь, когда он вновь стал действующим в 2007 году. Ежегодно 10 августа в Богородице-Одигитриевском монастыре проходят торжества, посвящённые чудотворному Бугабашскому образу Божией Матери.
Все выпуски программы Небесная Заступница