
Апостол Пётр
1 Пет., 62 зач., IV, 12 - V, 5.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В Евангелии, а также в посланиях апостолов Церкви, очень часто и много говорится о том, что ученикам Христовым предстоит претерпеть гонения. Большинство из нас живёт в относительно спокойное время и в относительно спокойном месте. Каким же образом эти упоминания касаются нас с вами? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 4-й и 5-й глав 1-го послания апостола Петра, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 4.
12 Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного,
13 но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете.
14 Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется.
15 Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое;
16 а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь.
17 Ибо время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас начнется, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию?
18 И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится?
19 Итак страждущие по воле Божией да предадут Ему, как верному Создателю, души свои, делая добро.
Глава 5.
1 Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться:
2 пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия,
3 и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду;
4 и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы.
5 Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.
«Огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного». Таким призывом начинается только что прозвучавший отрывок. О чём же именно говорит апостол Петр?
В первую очередь, конечно, речь идёт о страданиях за веру. Христиане вели совсем иной образ жизни, нежели язычники. Во всём они старались полагаться на Бога, хранить чистоту, во всех своих делах исполнять Евангелие. У большинства людей это вызывало негативную реакцию. Верующие во Христа являлись для них живым упрёком. Вид, слова, манера общения христиан обличали разнузданный нрав окружающих, будоражили их совесть. Сам факт существования христиан вынуждал язычников посмотреть на себя критически и что-то поменять в своей жизни. Причём поменять немедленно. Но так устроен человек, что зачастую ничего менять не хочет. Если ему комфортно и всё идёт по накатанной, к чему какие-то перемены? Эгоист очень не любит, когда ему прямо или косвенно намекают на то, кто он есть. В такой ситуации он сразу чувствует внутреннее напряжение. В нём возникают раздражение и неприязнь. Так работают защитные механизмы больной самости. Если в руках такого человека сосредоточена власть, он использует её против источника раздражения. Чем больше власти, чем больше угроза кардинальных изменений, тем больше гнева, ярости и злобы обрушится на того, кто нарушает спокойствие. Вот так и христианство назвали зловредной сектой, повесили на христиан ярлык одержимых фанатиков и тем самым разрешили себе их уничтожать физически. Нет человека, нет проблемы. Поэтому апостол Пётр, обращаясь к своим адресатам, говорит, что, если вы Христовы, вам придётся пройти огненное горнило страданий. И это не должно быть чем-то странным для вас. Ведь этим путём прошёл Христос. А ученики всегда пьют чашу, которую пил их Учитель, то есть идут тем путём, которым прошёл Он.
Слова апостола Петра имеют и другой смысл. Выражение «огненное искушение» можно понимать в свете слов Иоанна Крестителя о Спасителе. Пророчествуя о Христе, он говорил: «я крещу вас водой. Он будет крестить вас Духом Святым и огнём». Итак, апостол Пётр говорит не только о гонениях. Их может и не быть. Однако каждый, кто искренне ищет Спасителя и идёт за Ним, неизбежно испытает на себе действие внутреннего огня. Ведь в принципе мы мало чем отличаемся от древних язычников. Нам также зачастую не хочется ничего менять в жизни, даже если мы уже переступили порог Церкви и приняли Крещение. Но нередко мы просто не видим и не понимаем, что именно мы должны менять. Не видим, что именно нам мешает стать ближе к Богу. Слишком крепко мы цепляемся за наши привычки, связи и представления о жизни. Тогда Господь по своей милости посылает нам череду событий. Череду потрясений. Мы испытываем душевную боль. Внутри словно горит огонь. И в нём сгорают старые привычки, старые связи, старые представления. Сами бы мы и не смогли от них отказаться. Да мы бы и не подумали о том, что они — какая-то помеха на пути к Богу. Но, именно пройдя через эти огненные испытания, мы находим себя обновлёнными, очищенными, наполненными Божественной благодатью и светом новой жизни.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
5 декабря. О добродетели благодарения Богу

В 4-й главе 1-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением».
О добродетели благодарения Богу — игумен Назарий (Рыпин).
Благодарность — это вообще духовное состояние христианина, необходимое, потому что в этом есть уже предвкушение жизни будущего века, где всякая тварь будет воздавать поклонение Богу и благодарение Ему. Поэтому очень важно в нашей христианской жизни не только каяться, не только смиряться, но, конечно же, иметь благодарность Богу.
И на это обращает внимание апостол Павел, чтобы мы в том, что избираем, благодарили Бога. Это отсылка ещё к иудейским воззрениям на чистые и нечистые продукты. И то, что было ещё апостолу Петру открыто, то, что Бога светил ты не скверни, то есть не оскверняй. Поэтому всё, что принимается с благодарением, будет нам на пользу, потому что не то, что входит в уста, оскверняет нас, — сам Христос сказал об этом в Евангелии, — но то, что исходит из наших уст. Это всякие гнилые слова, гневные слова, оскорбительные и так далее, слова, которые убивают.
Поэтому важно смотреть на то, что в нас, и с благодарением принимать то, что нам подаётся от Бога.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 декабря. О мотивации добровольного служения ближним
Сегодня 5 декабря. День волонтёра в России.
О мотивации добровольного служения ближним — протоиерей Михаил Самохин.
Добровольчество — категория, безусловно, христианская. «Друг друга бремена носите, и так исполните закон Христов», — призывает нас святой апостол Павел. И это не только о взаимном терпении недостатков, к которому призван каждый из нас. Это и прямой призыв к тому, чтобы помогать ближним.
Пример добровольного служения ближним показали нам многие святые. Один из близких к нам по времени примеров — служение сёстрами милосердия святых царственных страстотерпцев, императрицы Александры и великих княжон Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии. И это, конечно же, далеко не единственный пример.
Мотивация христианина, добровольно помогающего своему ближнему, предельно проста: он делает то, что делает ради Христа, видя в ближнем образ Спасителя и зная, что сам Господь поступал так же, исцеляя, воскрешая из милосердия, жалости и любви к людям.
К сожалению, сейчас доброе имя волонтёра стало использоваться разного рода посредниками. Между нашими воинами и тем, кто хочет им помочь здесь, в мирной жизни, волонтёрству нужно вернуть доброе имя. И сделать это можем в том числе и мы, православные христиане, своим примером, совершая подвиг служения ближним ради Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 декабря. О личности Афанасия Фета

Сегодня 5 декабря. В этот день в 1820 году родился русский поэт и переводчик Афанасий Фет.
О его личности — протоиерей Василий Гелеван.
Воспоминания о детстве Афанасия Афанасьевича крайне редко встречаются. Это продиктовано особенностями характера его отца: он был человек суровый, скупой на ласку, а вот мать была терпеливой, покорной женщиной. В доме царила атмосфера тоски, мрака и тягости. Афанасию было просто неуютно в родительском доме, поэтому, как только получилась такая возможность, он тут же оставил родителей.
В 14 лет его огорошили известием о том, что он не имеет права носить фамилию своего отца, и дворянство тоже он лишается. А всё потому, что его родители венчались после того, как родился малыш. Суров закон, но закон. Конечно, это ударило по честолюбию юноши, и он поставил себе цель во что бы то ни стало однажды вернуть себе дворянство.
Когда-то в его жизни появилась девушка по имени Мария Лазич, сербских корней. Девушка, которая искренне любила его и которую он любил, но в то время он ещё был одержим своим идеями по восстановлению своего дворянского чина. И когда он сказал девушке о том, что сейчас не готов, что «мы ещё слишком бедны, у нас ещё своего угла нет», и всё прочее, что на самом деле актуально и сегодня, что можно услышать из уст молодых людей, что является своего рода препятствием к вступлению в брак, они всё оттягивают это на потом и даже вступать в брак не хотят. Всё встать на ноги хотят.
Вот история Афанасия Фета очень поучительна в этом смысле. Он сказал эти слова девушке, а девушка ему ответила, что она готова с ним идти на край света и даже просто впроголодь жить, но лишь бы только вместе с ним.
А он развернулся и поехал по служебным делам. И вскоре, когда командировка кончилась, он вернулся и узнал, что на самом деле случилась трагедия, что девушка сгорела буквально заживо. Его единственная любовь ушла из этого мира, и он понял, что он больше никогда не будет любить никого так и что ушла та, которая любила его больше, чем все вокруг. А он потом ещё женится, причём удачно, он станет богатым человеком и даже дворянство восстановит. Но счастья он больше никогда не встретит. И все его лирические посвящения будут адресованы Марии Лазич, единственной любви его жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема











