
В московский госпиталь на Яузе каждый день привозили с фронта больных и раненых. Шёл 1916 год, в разгаре была Первая мировая война. Сестра милосердия по имени Вера вот уже несколько суток самоотверженно ухаживала за пациентами. Она не помнила, когда в последний раз спала. От усталости гудело в ушах и закрывались глаза. Девушка собралась сходить за свежей водой, но вдруг пошатнулась и стала оседать на пол. От переутомления и бессонницы она потеряла сознание. А когда очнулась, увидела над собою встревоженное лицо одного из больных. «Как вы меня напугали! — воскликнул он. — Если бы с вами что-то случилось, я бы не смог без вас жить!» Так познакомились скульптор Вера Игнатьевна Мухина и её муж, Алексей Андреевич Замков.
Вместе они пройдут долгий и счастливый путь длиною в 37 лет. Вместе переживут славу и гонения, радости и тревоги. И до самого конца сохранят трепетную любовь друг к другу. А пока вечерами они выходят прогуляться в больничный парк и подолгу разговаривают. Вера рассказывает, что она — начинающий, но уже довольно известный скульптор. Что училась монументальному искусству в Париже, в мастерской самого Родена. А Алексей признаётся, что родился в бедной крестьянской семье, и только в 26 лет смог воплотить свою мечту — выучиться на врача.
Однажды девушка, смущаясь, спросила, не согласится ли Алексей ей позировать. И вот он в маленькой студии Веры. Не отрываясь, смотрит, как порхают её удивительные руки и вдыхают жизнь в бесформенный кусок глины. А она бросает на Алексея короткие взгляды из-под густых бровей, и думает о том, что всем сердцем любит этого человека. «Я чувствовала в нём силу, монументальность и одновременно большую душевную тонкость», — скажет годы спустя о муже Вера Игнатьевна.
В 1918-м, тяжёлом послереволюционном году, влюблённые обвенчались. Родные Веры — бывшие купцы-миллионеры — настойчиво уговаривали супругов покинуть большевистскую Россию. Но Вера и Алексей не решились на эмиграцию. Они надеялись, что даже при новой власти сумеют сохранить в себе те крепкие, старые традиции, в которых были воспитаны. До революции отец Веры занимался благотворительностью, помогал православным храмам. Мать Алексея, простая крестьянка, с детства учила сына любить людей. На принципах любви и милосердия супруги и хотели строить свою совместную жизнь.
Они ценили и уважали друг друга. Когда Мухина пропадала в студии, Алексей Андреевич старался не отвлекать её и не упрекал, даже если она, забыв о времени, не появлялась дома по несколько дней. А Вера Игнатьевна содействовала работе мужа над созданием новейшего лекарственного препарата. Получив крупное наследство от родственников, Мухина потратила его на подарок супругу — купила для него первый в России электронный микроскоп.
В 1937 году Вера Игнатьевна уехала в Париж — сопровождала свой монумент «Рабочий и колхозница» на Всемирную выставку. Она планировала провести там 3 месяца, но едва выдержала два — соскучилась по любимому мужу. А во время Великой Отечественной войны, когда супруги жили в эвакуации на Урале, Веру неожиданно вызвали в Москву — работать над бюстами героев-фронтовиков. И муж писал ей полные нежности письма: «Милая Веруша! Я закрываю глаза, и ты встаёшь предо мною».
Не многие знают, что после свадьбы Вера Игнатьевна взяла фамилию мужа. Свои письма скульптор подписывала как Мухина-Замкова. И хотя девичью фамилию ставила первой, близкие и друзья вспоминали, с какой любовью к супругу она говорила: «В нашей семье я «вторая скрипка».
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Послание к Галатам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Гал., 204 зач., II, 21 - III, 7.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Простите, если сразу введу в смущение — но придётся потерпеть. Хорошо ли вы понимаете, чем «дурак» отличается от ... «дурня?» Эту разницу нам поможет понять отрывок из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 2.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Апостол Павел обращается с посланием к Галатам в связи с тем, что вскоре после его отъезда из Галатии — а это область в центральной Анатолии, территории нынешней Турции — как они быстро капитулировали перед иудействующими проповедниками, которые утверждали прямо противоположное Павлу: верить во Христа недостаточно, необходимо также обрезание и вообще соблюдение иудейских религиозных предписаний. Неудивительно, что, узнав об этом, апостола охватывает искреннее возмущение — не потому, что ходят всякие еретики, а именно потому, что галаты очень быстро и легко переметнулись на противоположную сторону.
Вот мы и подошли к слову, с которого начали сегодняшний комментарий — в греческом это слово звучит так: «ὦ ἀνόητοι Γαλάται τίς ὑμᾶς ἐβάσκανεν οἷς κατ᾿ ὀφθαλμοὺς Ἰησοῦς Χριστὸς προεγράφη ἐσταυρωμένος (Γαλ.3:1)» Здесь каждое слово заслуживает тщательного разбора. ἀνόητοι — утратившие разумение, или «съехавшие с катушек», «объюродившие» — но в контексте самой тональности послания это кажущееся оскорбительным слово всё же звучит иначе, не как оскорбительное «ну и дурак же ты!» — а как «ну ты и дурень!» Чувствуете разницу?
Дальше — ещё интереснее. Великолепная игра слов и смыслов. Русский перевод эту игру не передаёт: «кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?». «Прельстил» — глагол βασκαίνω — околдовывать, «сглазить», обольщать. Причём именно «сглаз» — наиболее точно передаёт смысл. Что? Апостол допускает возможность сглаза? Одним словом, полное фиаско. Но — не будем торопиться.
Сглаз или очарование — одно из наиболее понятных для простых людей представление о силе магического воздействия, волшебном мороке, в который может погрузить другого человека колдун своими действиями. Сегодня бы мы сказали, это нахождение в состоянии изменённого сознания, когда сам человек уже не вполне как бы понимает, что он делает: он сбит с толку, эмоционально перегружен, интеллектуально запутан, и его «внутренний процессор» перегревается и хочет только одного — остыть. Чтобы человек не вышел из этого состояния, необходимо как бы «подвесить перед глазами» какую-то очень заманчивую, маячащую идею, или образ, или мечту — устремляясь к которой человек и не сможет выйти из этого морока.
И смотрите, что дальше говорит апостол. «Кто же, и главное — чем — вас смогли так заморочить, когда перед вами — явный, выразительный, пронзительный образ Распятого Спасителя? Настолько живо воспринятый вами — что словно бы и распят он был прямо здесь?» Как можно было оторвать взор своей души от Него — и увлечься... чем? Замшелой ветхозаветной казуистикой, совершенно чуждой и даже противной вам самим? Ну, ребята, вы и дурни!.. совсем не туда смотрите!
Вот к какому выводу подталкивает нас весь этот эпизод: иметь в своём внутреннем мире определённые «якоря», зацепки, которые были бы достаточно сильно эмоционально окрашены, чтобы, когда нас начинает бросать из стороны в сторону, мы могли бы за них крепко ухватиться, особенно если нас кто-то пытается сбить с толку!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизнь как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о жизни, как удивительном даре от Бога и как достойно распорядиться этим даром.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Все выпуски программы Светлый вечер
«Союз русских женщин». Каролина Коваль, Анна Садриева

У нас в студии были президент фонда Императора Николая II Анна Садриева и историк, председатель Союза русских женщин Каролина Коваль.
Разговор шел об основанном императрицей Александрой Фёдоровной Союзе русских женщин, как эта организация занималась благотворительностью и содействием развитию ремёсел и как сегодня возрождаются эти традиции.
Все выпуски программы Светлый вечер