
Ирина Собыленская
Недавно в книге одного священника прочитала интересную мысль: если записать на бумаге все свои грехи и примерно разделить их на годы и месяцы оставшейся жизни, окажется, что в год надо напрочь оставлять хотя бы по одному греху за пост, чтобы до смерти успеть расстаться со всем списком. Конечно, никто не знает, сколько ему отмерено жить, но давайте надеяться на лучшее.
Шла подготовительная неделя перед Великим постом. И я решила воспользоваться случаем — выбрать, с каким грехом попрощаться в этот раз. Думаете, это очень просто — выбрать всего лишь один грех? Как бы не так! С удивлением я обнаружила, что настолько сроднилась со своими грехами, что мне трудно вычеркнуть даже один. Представить сложно, что нужно попрощаться не на период поста, а навсегда: с осуждением, чревоугодием, гордостью или тщеславием... Получается, что я не просто не могу, а я не хочу расставаться с грехами. Вот причина того, что на Исповедь каждый раз прихожу с одним и тем же списком грехов.
Святые отцы писали, что одна из причин нашего снисходительного отношения к грехам — в том, что мы, люди, разучились отличать добро от зла. В течение жизни мы постоянно сталкиваемся с этими двумя понятиями, но граница между ними становится все более размытой. С разных сторон мы слышим оправдания злу: «живи как хочется, пользуйся всем, чем можно, лови радости и удовольствия».
Святитель Иннокентий Херсонский называл это «вкусом душевным». Человек создан для блаженства, и по природе своей неудержимо и постоянно стремится к нему. Когда «вкус душевный» чистый и здравый, все доброе кажется нам приятным, добродетель привлекает, а порочное — становится горьким и отталкивает. Когда чувственное тело берет верх над душой, когда оправдания плохих поступков заглушают нашу совесть, то и «вкус душевный» портится. Тогда порок кажется сладким, а добродетель, наоборот, горькой. Человек, жаждущий блаженства, устремляется к пороку вместо добродетели.
Опасность греха в том, что он открывает нам только обольстительную сторону, а сторону вредоносную и пагубную всегда скрывает, как будто ее не существует. Если бы мы могли видеть последствия греха для души, то вся наша жизнь превратилась бы в оплакивание того, чего мы лишились. Но лишь Бог знает и видит, что сделал, делает и может сделать с нами грех.
Как поется в воскресном каноне: «Едине ведый человеческого существа немощь!». Поэтому не стоит надеяться, что мы самостоятельно разглядим свои недостатки и быстро с ними разберемся. В противостоянии греху важно опираться на помощь Божию, просить Господа раскрыть наши глаза на собственные несовершенства, чтобы мы искренне захотели избавиться от греха, а не лелеяли его как любимую игрушку. И, конечно, не будем забывать про совершенствование «вкуса душевного» — чтение Евангелия, творений святых отцов, участие в богослужениях и Таинствах.
Автор: Ирина Собыленская
Все выпуски программы Частное мнение
Охотск (Хабаровский край). Храм Преображения Господня
На самом севере Хабаровского края есть небольшой поселок Охотск. Его название не имеет отношения к охоте, как может показаться. Оно произошло от слова «охота». Это топоним, с языка коренных жителей он переводится просто — «река». В устье речки Охоты и раскинулось одно из старейших на Дальнем Востоке селений.
Русское зимовье появилось здесь ещё в 1647 году. Три десятка казаков, следовавших из Сибири на Камчатку, добрались тогда до берегов Охотского моря, которое является частью Тихого океана. Первопроходцы срубили добротную деревянную крепость — острог и через некоторое время заложили в ней храм в честь праздника Преображения Господня.
Когда точно в Охотске появилась первая церковь, сегодня и не скажешь. Доподлинно известно, что в 1737 году она уже существовала. Тогда здесь была основана «Охотская навигацкая школа». В ней молодые казаки постигали премудрости мореходства. Инициатором создания школы был российский мореплаватель Витус Беринг. Он возглавлял экспедицию по созданию на Тихом океане постоянного российского флота. В рамках этой кампании в Охотске развернулось судостроение. В 1740 году на воду были спущены два первых судна, названные именами святых апостолов Петра и Павла.
Охотск стремительно развивался как центр мореплавания. Преображенская церковь на протяжении многих десятилетий оставалась духовной опорой для его жителей. Деревянное здание несколько раз горело, но неизменно восстанавливалось. В последний раз его перестроили и освятили в 1891 году.
После революции 1917-го храм Преображения Господня разрушили безбожники. Общинная церковная жизнь в Охотске вновь затеплилась в девяностых годах двадцатого века. Вначале православные собирались в здании бывшего кинотеатра, затем оборудовали под церковь маленькую избушку на берегу реки Охоты.
А в 2012-ом начали строительство нового храма! Верующие сами заготавливали брёвна в тайге, сами пилили, красили, штукатурили и спустя четыре года над деревянной церковью засияли купола. Её освятили, по старинной традиции, в честь Преображения Господня.
Вскоре здесь появились свои святыни. Одна из них — икона Николая Чудотворца, выполненная по заказу московским мастером. Образ этот особенный. За спиной у святителя иконописец изобразил новый Преображенский храм в окружении сопок и Тихий океан. А в волнах видны парусники — «Апостол Пётр» и «Апостол Павел». Те самые два первых судна, что изготовили в Охотске на заре его истории для экспедиции Витуса Беринга.
Все выпуски программы ПроСтранствия
24 ноября. О воздаянии

В 1-й главе 2-го Послания апостола Павда к фессалоникийцам есть слова: «Праведно пред Богом — оскорбляющим вас воздать скорбью, а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба».
О воздаянии — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Воздаяние является основанием христианской надежды. Действительно, надежда направлена в будущее, имеет цель. Если бы Христос сказал: «Исполняйте заповеди Мои», но при этом не определил смысл такой жизни, последующую награду, если бы вместо ожидаемых благ нам просто сказали: «Молодец», то некоторые не стали бы проходить так ревностно своё служение и жить благочестиво.
Однако Христос исполнителям воли Божией говорит: «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах». Хотя мы понимаем, что с Богом у нас установлены не торговые отношения «ты мне — я тебе».
Иоанн Богослов замечает: «Обетование, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная». Вот что важно. Все, исполняющие заповеди Божии, будут иметь вечную жизнь. Это лучшее и большее, что хочет дать Бог верующим в Него и любящим Его. Воздаяние есть следствие правды Божией, Его справедливости, ведь Он не только милостивый Судья, но и праведный. Будем помнить призыв апостола любви — быть со Христом: «Дети, пребывайте в Нём, чтобы, когда Он явится, иметь нам дерзновение и не постыдиться пред Ним в пришествии Его».
Все выпуски программы Актуальная тема
24 ноября. О личности Александра Суворова

Сегодня 24 ноября. В этот день в 1730 году родился русский полководец Александр Суворов.
О его личности и служении — протоиерей Андрей Ефанов.
Величайший российский полководец, генералиссимус Александр Васильевич Суворов показал нам ярчайший пример того, как в одном человеке могут сочетаться патриотизм, воинский талант и глубочайшая религиозность.
Как полководец Александр Васильевич прославился непобедимым военачальником. Забота Суворова о своих офицерах и солдатах стала легендарной и до сих пор является примером для всех военных.
Претерпев гонения во времена правления императора Павла I, Суворов не озлобился и вернулся к служению отчизне, как только это потребовалось. Не менее важной чертой Александра Васильевича была его глубокая религиозность. Читая с детства в храме Псалтырь, он выучил наизусть почти все псалмы. Его домашняя часовня была постоянным местом посещения и молитвы гениального полководца. В храме Суворов помогал за богослужением в алтаре и на клиросе. Имея перед глазами пример Суворова, мы можем и свою жизнь строить так, чтобы сочетать глубокую веру и патриотизм.
Все выпуски программы Актуальная тема







