
Ирина Собыленская
Недавно в книге одного священника прочитала интересную мысль: если записать на бумаге все свои грехи и примерно разделить их на годы и месяцы оставшейся жизни, окажется, что в год надо напрочь оставлять хотя бы по одному греху за пост, чтобы до смерти успеть расстаться со всем списком. Конечно, никто не знает, сколько ему отмерено жить, но давайте надеяться на лучшее.
Шла подготовительная неделя перед Великим постом. И я решила воспользоваться случаем — выбрать, с каким грехом попрощаться в этот раз. Думаете, это очень просто — выбрать всего лишь один грех? Как бы не так! С удивлением я обнаружила, что настолько сроднилась со своими грехами, что мне трудно вычеркнуть даже один. Представить сложно, что нужно попрощаться не на период поста, а навсегда: с осуждением, чревоугодием, гордостью или тщеславием... Получается, что я не просто не могу, а я не хочу расставаться с грехами. Вот причина того, что на Исповедь каждый раз прихожу с одним и тем же списком грехов.
Святые отцы писали, что одна из причин нашего снисходительного отношения к грехам — в том, что мы, люди, разучились отличать добро от зла. В течение жизни мы постоянно сталкиваемся с этими двумя понятиями, но граница между ними становится все более размытой. С разных сторон мы слышим оправдания злу: «живи как хочется, пользуйся всем, чем можно, лови радости и удовольствия».
Святитель Иннокентий Херсонский называл это «вкусом душевным». Человек создан для блаженства, и по природе своей неудержимо и постоянно стремится к нему. Когда «вкус душевный» чистый и здравый, все доброе кажется нам приятным, добродетель привлекает, а порочное — становится горьким и отталкивает. Когда чувственное тело берет верх над душой, когда оправдания плохих поступков заглушают нашу совесть, то и «вкус душевный» портится. Тогда порок кажется сладким, а добродетель, наоборот, горькой. Человек, жаждущий блаженства, устремляется к пороку вместо добродетели.
Опасность греха в том, что он открывает нам только обольстительную сторону, а сторону вредоносную и пагубную всегда скрывает, как будто ее не существует. Если бы мы могли видеть последствия греха для души, то вся наша жизнь превратилась бы в оплакивание того, чего мы лишились. Но лишь Бог знает и видит, что сделал, делает и может сделать с нами грех.
Как поется в воскресном каноне: «Едине ведый человеческого существа немощь!». Поэтому не стоит надеяться, что мы самостоятельно разглядим свои недостатки и быстро с ними разберемся. В противостоянии греху важно опираться на помощь Божию, просить Господа раскрыть наши глаза на собственные несовершенства, чтобы мы искренне захотели избавиться от греха, а не лелеяли его как любимую игрушку. И, конечно, не будем забывать про совершенствование «вкуса душевного» — чтение Евангелия, творений святых отцов, участие в богослужениях и Таинствах.
Автор: Ирина Собыленская
Все выпуски программы Частное мнение
«Путь к священству». Священник Кирилл Беляев

У нас в гостях был клирик храма Тихвинской иконы Божией Матери в Троицке священник Кирилл Беляев.
Наш гость расскажет о своем пути к священническому служению через сомнения и поиски и почему он не сразу решился пойти по стопам своего отца-священника.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Помощь людям с зависимостями». Игумен Иона (Займовский)
Гостем программы «Делатели» был руководитель программы помощи зависимым «Метанойя» при Свято-Даниловом монастыре в Москве игумен Иона (Займовский).
Наш гость рассказал, почему он стал заниматься помощью людям с зависимостями, по каким признакам можно определить, что проблема есть, почему важно помогать не только зависимому человеку, но и его родственникам, а также какую роль в исцелении от зависимостей играет духовная поддержка.
Ведущие программы: Тутта Ларсен и пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.
Все выпуски программы Делатели
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.