
Апостол Пётр
1 Пет., 58 зач., I, 1-2, 10-12; II, 6-10.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. Церковь призвана служить объединению людей, это очевидно для любого, кто знаком с её верой и проповедью. Но люди могут объединяться на разных основаниях: от любви к футболу до самых сложных научных или философских концепций. А что же Церковь? На каком основании может объединять она? Ответ на этот вопрос мы найдём в трёх отрывках из 1-й и 2-й глав первого послания апостола Петра, которые читаются сегодня в храмах во время богослужения. Давайте их послушаем.
Глава 1.
1 Петр, Апостол Иисуса Христа, пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии, избранным,
2 по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится.
10 К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати,
11 исследуя, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу.
12 Им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес, во что желают проникнуть Ангелы.
Глава 2.
6 Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится.
7 Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна,
8 о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены.
9 Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет;
10 некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы.
Римскую империю по праву можно назвать котлом цивилизаций: Восток и Запад, Европа и Африка... Очень разные народы и религии соединялись в ней в самые причудливые сочетания. На их фоне зародившееся на задворках империи, как тогда считалось, небольшое течение в рамках иудаизма, выглядело совершенно незначительным и ни на что не влияющим. Какого-то человека люди посчитали Богом, пришедшим во плоти. Богом, который решил спасти их от греха проклятия и смерти, Который решил дать им не просто новую жизнь, но открыть им Свою блаженную жизнь, сделать её доступной, соединить людей с Собою. Конечно, люди, которые входили в число Его учеников, и сами воспринимали себя как незначительную группу. Неслучайно апостол обращается к ним как к пришельцам, странникам, которые рассеяны по разным уголкам Римской империи. Они были практически не заметны в общественной жизни и в быту отличались лишь нравственной строгостью, оставаясь членами того же общества, что и все остальные. Их вера была необычной и местами казалась абсурдной, ведь они отказывались почитать общих богов и при этом, например, верили в физическое воскресение тел... Но самое главное, что их отличало — глубочайшая уверенность, что вера, которая им открыта, должна быть распространена на всех. Прекрасно осознавая свою разность с миром, который во зле лежит, они в то же время, видели в мире необъятное поле для миссии. Зная о любви, Божией, которая обращена ко всем людям, ученики Христовы стремились и самих людей обратить к Небесному Отцу, потому что знали, что только в Боге люди могут обрести подлинное единство. Собственно, это и есть то самое основание, на котором Церковь с древнейших времен объединяет людей. Для неё не важны никакие другие основания, ни национальные, ни политические, ни культурные. Она готова принимать всё, что не противоречит главному — вере и праведной жизни. Неслучайно апостол Пётр подчёркивает, что все вопросы так или иначе сводятся к главному: кто для тебя Христос и что Его слово значит в твоей жизни. Так, для одних Он является проблемой и причиной для возмущения, в то время как для других — оказывается твёрдой опорой, которая никогда не подведёт. Сегодня люди много говорят о единстве, хотя на самом деле постоянно находят поводы для всё большего и большего разделения. А ведь Бог призвал нас из тьмы наших разделений в Свой чудный всё просвещающий и очищающий, всех примиряющий и милующий Свет... Нам осталось только одно: прийти к Нему.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
5 сентября. О признаках лжеапостолов

В 11-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид апостолов Христовых».
О признаках лжеапостолов — протоиерей Владимир Кашлюк.
Апостол Павел предупреждает о серьёзной духовной опасности — появлении лжеапостолов, которые искусно маскируются под истинных служителей Христовых.
Лжеапостолы распознаются по следующим признакам. Первое: они являются лукавыми делателями, которые только кажутся созидающими, но на самом деле разрушают насаждённые истинные учения. Второе: притворяются апостолами Христовыми, принимая их внешний вид и образ, то есть действуют как волки в овечьей шкуре. И третье: действуют лицемерно и обманчиво, скрывая свои истинные намерения под личиной истины.
Важно напомнить, что сам Сатана умеет принимать вид Ангела Света, поэтому неудивительно, что его служители маскируются под служителей правды.
Последствия общения с лжеапостолами могут быть губительными для души, поэтому важно сохранять бдительность и распознавать их по плодам их учения и жизни.
Истинные служители Христовы, в отличие от лжеапостолов, действуют открыто, не искажают Слово Божие и проповедуют Христа, а не себя.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 сентября. О трудах и подвиге Священномученика Иринея, епископа Лионского

Сегодня 5 сентября. День памяти Священномученика Иринея, епископа Лионского, пострадавшего за Христа в 202 году.
О его трудах и подвиге — священник Августин Соколовски.
Святой Ириней был епископом, философом, богословом и мучеником. Он был усечён мечом за веру во Христа в правление императора Септимия Севера в самом начале III века.
Среди всех древних святых празднование в честь Иринея, несомненно, одно из самых важных. Ведь он был первым по времени отцом Церкви и богословом-догматистом в истории. Его труды и учения стали олицетворением того славного времени, когда все христиане ожидали скорого возвращения Господа во Втором пришествии.
Сведения о жизни Иринея дошли до нас благодаря церковной истории Евсевия Кесарийского, святому Иерониму и Григорию Турскому, а также благодаря его собственным произведениям, главным из которых была книга «Против ересей».
Святой Ириней боролся с гностиками. Опасность гностицизма заключалась в том, что, в отличие от римского язычества, гностицизм не пытался бороться с Церковью, а наоборот, старался использовать её для своих целей. К подлинным Евангелиям гностики примешивали свои собственные писания.
При этом они не обладали каким-либо видимым единством организации. По сути, они стали прототипом всей последующей эзотерики, оккультных и магических, по сути, представлений, которые будут распространяться от имени христианства и пользоваться всеобщим невежеством до скончания века.
Когда глас Церкви умолкает, когда православные христиане не изучают богословие, мир буквально глохнет от рёва лжепророков. Да избавит нас Господь от невежества молитвами святого Иринея.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 сентября. О милосердии

Сегодня 5 сентября. Международный день благотворительности.
О милосердии — священник Александр Ермолин.
Священное Писание говорит нам о том, что Бог щедр и милостив. Именно так гласит книга Псалтирь: «Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив».
И давайте вспомним ещё один прекрасный пример из Священного Писания. Это пример милосердного самарянина: человек отправился в путешествие и увидел, что на обочине дороги лежит другой человек, которого избили разбойники и оставили умирать. Он не рассуждает, кто он, какая его национальность, зачем он сюда пошёл и так далее. Он просто отправляет его в гостиницу. Именно так говорит нам Священное Писание. Писание оплачивает все издержки и даже обещает, что, когда он вернётся, оплатит ещё больше, если будут какие-то дополнительные расходы. Вот пример настоящего, подлинного, живого милосердия.
И надо помнить ещё одни прекрасные слова о том, что потому люди узнают, что вы Мои ученики, если вы будете иметь любовь между собой. Именно любовь по отношению к людям, по отношению к другим людям, как раз является показателем нашей с вами христианской веры.
Поэтому нужно творить дела милосердия. И вот так вот люди увидят нашу веру и задумаются о том, что Бог щедр, долготерпелив и многомилостив.
Все выпуски программы Актуальная тема