
— Маргарита Константиновна, взгляните, какая акварель — прозрачная, воздушная!
— Ты говоришь про работу Аркадия Чумакова «Вид Ипатьевского монастыря в Костроме», Наташа?
— Да, про неё. Наглядеться не могу. Здания обители выстроились в ряд над рекой. Белёсое небо с кучевыми облаками отражается в воде, и кажется, что храмы парят в воздухе!
— Написано умело и проникновенно. Здесь, в Эрмитаже, богатая коллекция русской графики, и акварели Аркадия Чумакова, посвящённые Костроме — значимая её часть.
— Художник был родом из Костромы?
— Нет, Аркадий Афанасьевич родился в Севастополе. В девятнадцать лет поступил в училище живописи, скульптуры и архитектуры при Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге. Затем много лет жил в Москве. А в Костроме он работал над серией акварелей к трёхсотлетию дома Романовых.
— А почему именно там?
— В этом городе в семнадцатом веке был призван на царство первый монарх из династии Романовых — Михаил Фёдорович. В годы Смутного времени он жил в Ипатьевском монастыре. И там принял делегацию Земского собора, на котором представители всех русских земель и сословий избрали его царём.
— Кажется, это было в 1613 году?
— Совершенно верно. В мае 1913-го костромичи широко праздновали это событие. На торжества пожаловал император Николай Второй с супругой Александрой Фёдоровной. На набережной Волги горожане выстроили деревянные павильоны, в них проходили спектакли, концерты, выставки. В одном из таких теремков и была впервые представлена акварель Аркадия Чумакова «Вид Ипатьевского монастыря».
— Художник создал её незадолго до праздника?
— Он писал Кострому весной 1913-го. Монастырь на рисунке окружён водой — на реке весенний разлив. Значит, это конец марта — начало апреля.
— Больше ста лет с тех пор прошло, а как будто вчера написано! Обитель почти не изменилась. Я была там в прошлом году — вид на монастырь с противоположного берега реки такой же прекрасный.
— Да. Всё так же величаво высится над святыми воротами белый шатёр храма Хрисанфа и Дарии. От него в обе стороны тянутся зелёные крыши архиерейского корпуса. Окрестности по-прежнему осеняют мощные купола собора Святой Троицы. Именно в этом храме Михаил Романов встретил весть о том, что призван взять в свои руки власть в России и ответственность за неё.
— Какие важные события помнят эти древние стены! Так радостно, что ансамбль Ипатьевского монастыря уцелел в двадцатом веке, когда храмы уничтожали безбожники.
— Уцелел, но не весь. Церковь Рождества Богородицы, что представлена на акварели чуть левее Троицкого храма, разрушили в 1936 году. Вот её серебристо-голубые купола, видишь? Похожи на облака...
— Но как же, Маргарита Константиновна? Я видела этот храм во время своей прошлогодней поездки!
— Ты видела церковь, которую построили в 2013 году взамен утраченной.
— Значит, неповторимый облик Ипатьевского монастыря, запечатлённый Аркадием Чумаковым, восполнен!
— Это правда! А что ещё важнее — к людям возвращается то трепетное отношение к отечественным святыням, которым дышит пейзаж «Вид Ипатьевского монастыря в Костроме». Нежности к родине полны и другие акварели Аркадия Чумакова, представленные в Эрмитаже.
Псалом 89. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В какой-то момент люди решили, что «человек звучит гордо». Да, сама эта фраза появилась чуть более ста лет назад, однако она стала выражением того процесса, который начался задолго до появления на свете её автора — Максима Горького. Звучащий гордо человек — это манифест гуманизма, предполагающего, что, как сказал древнегреческий философ Протагор, человек — это мера всех вещей. Библия не согласна ни с Протагором, ни с Горьким. У Библии свой взгляд, и он выражен, к примеру, в звучащем сегодня в православных храмах во время богослужения 89-м псалме. Давайте его послушаем.
Псалом 89.
1 Молитва Моисея, человека Божия.
2 Господи! Ты нам прибежище в род и род.
3 Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты — Бог.
4 Ты возвращаешь человека в тление и говоришь:
«возвратитесь, сыны человеческие!»
5 Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошёл, и как стража в ночи.
6 Ты как наводнением уносишь их; они — как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветёт и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;
7 ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.
8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.
9 Все дни наши прошли во гневе Твоём; мы теряем лета наши, как звук.
10 Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.
11 Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?
12 Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.
13 Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.
14 Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
15 Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие.
16 Да явится на рабах Твоих дело Твоё и на сынах их слава Твоя;
17 и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.
Только что прозвучавший псалом имеет надписание, говорящее, что его автором был не кто иной, как Моисей. Конечно, в авторстве Моисея можно было бы усомниться хотя бы по той причине, что в псалме сказано о продолжительности жизни человека в «семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет», тогда как сам Моисей прожил значительно дольше. Однако мы не знаем, в какой период своей жизни Моисей мог составить этот псалом, да и сама его жизнь была настолько исключительной, что о ней не стоит говорить как о среднестатистической, тогда как именно о таком человеке говорит псалом.
В псалме совершенно ясно и недвусмысленно выражена идея абсолютного превосходства Бога: Бог всегда, везде и над всеми, человек же обретает свою ценность лишь во взаимоотношениях с Богом, без Бога же человек — лишь прах, который на небольшое время появляется из небытия и снова в него возвращается.
Означает ли такое положение дел, что человек должен ходить с поникшим лицом, ощущая себя под гнётом всемогущей непредсказуемой силы? Или, может, оно означает, что человеку необходимо стремиться освободиться от подавляющего его Бога?
Вполне естественно, что псалом на оба эти вопроса отвечает резко отрицательно, псалом предлагает поступать иначе: войти во общение с Богом и не пытаться себя Ему противопоставлять. Собственно, именно общением является и сам псалом, ведь он обращается не к человеку, а к Богу, и начинается с утверждения, что Бог для любящих и чтущих Его людей — «прибежище в род и род». Если так относиться к Богу, если жить с молитвой и благоговением, то исчезнет само стремление каким-то образом показывать свою отделённость от Бога, и вместо этого придёт понимание, что полнота нашей жизни — в Боге, а не в мнимом удалении от Него.
Псалом 89. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 89. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 89. На струнах Псалтири
1 Молитва Моисея, человека Божия.
2 Господи! Ты нам прибежище в род и род.
3 Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты - Бог.
4 Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: "возвратитесь, сыны человеческие!"
5 Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи.
6 Ты как наводнением уносишь их; они - как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветет и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;
7 ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.
8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.
9 Все дни наши прошли во гневе Твоем; мы теряем лета наши, как звук.
10 Дней лет наших - семьдесят лет, а при большей крепости - восемьдесят лет; и самая лучшая пора их - труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.
11 Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?
12 Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.
13 Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.
14 Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
15 Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие.
16 Да явится на рабах Твоих дело Твое и на сынах их слава Твоя;
17 и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.
2 июля. О подвиге Мученика Зосимы Аполлониадского

Сегодня 2 июля. День памяти Мученика Зосимы Аполлониадского, пострадавшего за Христа во втором веке.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Зосима происходил из города Аполлония во Фракии. В исторической области Анатолии, в Писидии, он служил в римской армии. Тогда на него составили донос по обвинению в исповедании христианства.
К тому времени язычники научились отличать христиан от иудеев. По римским законам последние считались древней религией, а христианство — новой, а потому недозволенной. Христиан преследовали, на них постоянно доносили, подвергали дознанию, пытали, убивали. Часто это происходило просто потому, что язычники хотели занять их место, особенно в армии.
Правитель по имени Домициан семь раз уговаривал святого принести жертву языческим божествам. Семь раз он получал отказ и каждый раз пытал и мучил святого так, что становилось очевидным: только сверхъестественная сила могла сохранять его живым.
В итоге Зосиму препроводили в город Каманы и, как римского гражданина, обезглавили. Имя святого впоследствии было внесено в древние месяцесловы на греческом, латинском и грузинском языках. Память его празднуется церковью 2 июля. Он пострадал за Христа при императоре Траяне.
Апостольский символ веры говорит о том, что святые пребывают в общении. Это общение с Богом, общение взаимное и ходатайство за верных. Так в жизнь церкви вошла практика призывать мучеников во время богослужения, зная, что их ходатайство в соединении с Евхаристией поистине всесильно.
Все выпуски программы Актуальная тема