Еф., 225 зач., IV, 14-19.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Во что ты веришь? Этот вопрос можно сформулировать ещё и так — в чём состоит спасение, к которому ты стремишься? Дорогие слушатели, а есть ли у вас ответ? Если вдруг его не нашлось, нам поможет во всём разобраться отрывок из четвёртой главы послания апостола Павла к эфесянам. Этот текст читается сегодня на утреннем богослужении. Давайте послушаем.
Глава 4.
14 дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения,
15 но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос,
16 из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви.
17 Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего,
18 будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их.
19 Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью.
Апостол Павел адресовал прозвучавший текст христианам города Эфеса. В большинстве своём эти люди в прошлом были язычниками, а потому подчас руководствовались религиозной логикой, свойственной своим прежним вероучительным убеждениям. Надо сказать, довольно простым. Если хочешь, чтобы божество было на твоей стороне, принеси ему что-нибудь в жертву. Уплати цену, которая насытит идола, и будет тебе от этого гарантированное счастье.
Некоторые из эфесских христиан пытались и в Церкви реализовывать подобные вещи. Считали, что если они, например, совершат обильное пожертвование (пусть и без сердечного участия), то непременно получат от Христа желаемую помощь. А ещё и смогут рассчитывать на некоторые послабления в отношении каких-то греховных поступков. Для апостола Павла такая логика была совершенно неприемлема. Для Павла Церковь представляла собой не какой-то рынок, где за деньги или обряды можно купить себе благодать, а тело Христово. И человек либо принадлежит к этому телу искренне и полностью. Либо только имитирует настоящую духовную жизнь.
Павел призывает своих первоначальных читателей не увлекаться суетными учениями. В эпоху апостола не только в Эфесе, но и в других городах Римской империи активно действовали различные мошенники и лжеучители. Они предлагали людям якобы действенные способы воздействия на Бога. Чтобы можно было получить желаемый результат, но никак не менять своей жизни, не прилагать труда к изменению себя. Павел вразумляет наивных эфесян, напоминая им, что святость в евангельском понимании состоит не в том, чтобы откупаться от Бога, и не в том, чтобы меркантильно получать от Небес материальные блага, а в том, чтобы из любви ко Христу внутренне переродиться.
Иными словами — сначала понять свои немощи, невозможность их собственными силами победить, а потом возложив надежду на Спасителя, начать непростой труд исправления жизни. Для Павла этот процесс состоит не только в изменении каких-то внешних обстоятельств, но в постепенном соединении со Спасителем. Таким образом, апостольское понимание святости и спасения состоит в том, чтобы сделаться Христу родным, начать жить и действовать так, как жил и действовал во время земного служения Спаситель. Вот что имеет в виду апостол, когда в ином месте пишет — «в вас должны быть те же чувствования, что и во Христе Иисусе». Данный совет за прошедшие со времён апостола Павла века совершенно не устарел. И если мы действительно хотим достичь спасения, это означает, что мы призваны не играть с Богом в лукавые игры, а жить со Христом и во Христе, с любовью исполняя Его заповеди.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Аркадий Пластов. «Рим. Аппиева дорога»
— Дядя Андрей, ты же говорил, что мы пойдём в Ульяновский художественный музей. А привел меня в тот, что посвящён художнику Аркадию Пластову.
— Это филиал художественного, Паша. Очень важная, значительная его часть. В отдельном здании творческое наследие Аркадия Александровича Пластова разместили не так давно, в 2010 году.
— Это местный живописец?
— Художник, действительно, родился в Ульяновской области, в селе Прислониха. Но масштаб его таланта гораздо значительней определения «местный». И география творчества весьма обширна. Вот, например, перед нами картина «Рим. Аппиева дорога».
— Какой интересный пейзаж! Кипарисы, сосны, горы на горизонте. Какие-то древние развалины, разрушенные античные статуи. Ослик на обочине мощёной камнем дороги. А почему она называется Аппиевой?
— Потому что её построил древнеримский консул Аппий Клавдий Цек. Это произошло в четвёртом веке до Рождества Христова. Дорога соединила Рим с южным портом Бриндизи, откуда римские корабли отправлялись в Грецию и Египет. Как видно на картине Аркадия Пластова, древняя трасса сохранилась до наших дней.
— А когда художник создал своё полотно?
— В 1957 году. Он тогда побывал в Италии как участник международной художественной выставки.
— Но ведь это было так давно! Может быть, сейчас уже всё по-другому!
— С пятидесятых мало что изменилось. Можно в этом убедиться, посмотрев последние фотографии Аппиевой дороги в интернете.
— И ослики вот так же возят тележки, как на полотне Аркадия Пластова?
— На этюдах, которые художник делал с натуры, не было повозки. Он привнёс эту деталь в картину позднее. Видимо, хотел сделать пейзаж живым и придать ему исторический оттенок. Это отсылка к прошлому.
— К тем временам, когда Аппиеву дорогу только что построили?
— Скорее, к тем векам, когда древняя мостовая стала местом паломничества.
— Паломничества?
— Да. На Аппиевой дороге принял мученическую смерть святой Севастиан. Также она связана с именем апостола Петра. По преданию, ученик Христа уходил здесь из Рима от преследователей и встретил Спасителя. «Куда Ты идёшь, Господи?» — спросил апостол. «Туда, где меня снова распнут», — услышал в ответ.
— И что же Пётр?
— Устыдился, что хотел избежать страданий за имя Христово. Повернул назад в Рим, где вскоре был распят. Позднее вопрос Петра «Куда идёшь?» — на церковнославянском «Камо грядеши?» — стал образным выражением, призывом задуматься — так ли ты живёшь, как заповедовал Спаситель? Думаю, эти слова вспоминал и Аркадий Пластов, когда писал свой пейзаж.
— Художник был христианином?
— Без сомнений. Аркадий Александрович из династии иконописцев. Годы учебы в духовной семинарии укрепили его веру. Даже в то время, когда на православных были гонения, художник посещал церковь, участвовал в богослужениях.
— Наверное, это было непросто.
— Жить в напряжении, в состоянии постоянного нравственного выбора всегда нелегко. И картина Аркадия Пластова «Рим. Аппиева дорога» напоминает об этом. Она символизирует человеческий земной путь под испытующим взглядом Создателя.
Картину Аркадия Пластова «Рим. Аппиева дорога» можно увидеть в Ульяновском областном художественном музее.
Все выпуски программы: Краски России
26 ноября. О счастье
В воскресенье, 24 ноября, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в новоосвященном храме святителя Николая Мирликийского в районе Бирюлево в Москве.
В своём пастырском слове по завершении богослужения Святейший патриарх говорил о подлинном человеческом счастье.
26 ноября. О жертве Иисуса Христа
В 10-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец».
О жертве Христовой, — протоиерей Георгий Завершинский.