
Симон Кананит — один из тех учеников Христа, апостолов, о которых нам, к сожалению, известно немного. В Православной Церкви живет предание, что святой апостол Симон был призван Спасителем в ряды своих учеников в день своей свадьбы, которая праздновалась в городе Кане. На том брачном пире Христос совершил первое чудо — превратил воду в вино. Узнав о чуде, Симон через некоторое время последовал за Спасителем. О судьбе молодой супруги Симона предание умалчивает. Для того, чтобы не путать его с другим Симоном — апостолом Петром, Симона из Каны прозвали Кананитом.
Апостол Симон не меньше других учеников Христа потрудился в деле проповеди Евангелия. В течение своей жизни он посетил несколько стран. Последним местом проповеди Симона Кананита стала местность, именуемая сегодня Абхазией. Здесь предки нынешних абхазов убили апостола, но дело ученика Христова не погибло и со временем Абхазия стала христианским регионом.
Последователи Симона Кананита сохранили память о месте погребения святого апостола. Могила ученика Спасителя стала почитаемой святыней. Вскоре над ней был построен храм. В 19 веке на месте погребения апостола Симона был основан Новоафонский монастырь. Название обители возникло благодаря тому, что идея создания монастыря принадлежала русским монахам с Афона — особого монашеского государства на севере Греции.
Новоафонский монастырь должен был стать местом, где монахи живут по традиционному афонскому уставу. В то же время, на Новый Афон многим жителям Российской империи было добраться проще, чем на Афон греческий — ведь Греция еще находилась под властью Турции.
К сожалению, вскоре после революции 1917 года монахи Новоафонской обители были изгнаны безбожной властью. В течение нескольких десятилетий в стенах монастыря размещались склады, а затем санаторий. Только в середине 90-х годов прошлого века Новоафонский монастырь был возвращен Православной Церкви.
С тех пор ежегодно 23 мая по новому стилю Новоафонский монастырь становится центром общеабхазских торжеств, посвященных апостолу Симону Кананиту. В этот день, день церковной памяти апостола, в Новый Афон съезжается огромное количество православных абхазов, которые принимают участие в торжественном богослужении в главном храме монастыря. По окончании Литургии обычно совершается освящение воды и крестных ход, во время которого съехавшихся паломников священники окропляют святой водой. Крестный ход не последнее праздничное мероприятие дня апостола Симона. Торжество продолжается уже в формате всенародных гуляний.
Внутри монастырских стен накрываются огромные столы с угощениями для паломников. Праздник кипит и вне стен обители. Повсеместно звучит народная абхазская музыка, жарятся шашлыки. И, конечно же, дело не обходится без традиционного кавказского вина. Правда, пьяных абхазов вы на празднике не увидите — напиться в этот день здесь считается позором (впрочем, как и в другие дни). Вот так радостно встречает Абхазия день своего небесного покровителя — святого апостола Симона Кананита.
Все выпуски программы Вселенная православия
15 мая. Об истории Путивльской иконы Богородицы

Сегодня 15 мая. Церковь чтит Путивльскую икону Богородицы.
О её истории — протоиерей Андрей Ефанов.
Удивительно, как заступничество Пресвятой Богородицы христианскому роду может проявляться на протяжении многих поколений! 400 лет отделяют друг от друга два явления иконы Пресвятой Богородицы «Путивльская». Каждый раз это чудо было связано с тяжёлыми событиями в Путивле. В 30-х годах XIII века это было монголо-татарское нашествие, а в XVII веке — трагические события смутного времени. То, что перестаёт быть важным в жизни христиан, нередко ими утрачивается. Так случилось и с Путивльской иконой Пресвятой Богородицы, которая не сохранилась в огне богоборчества XX века. Лишь по иллюстрациям образ был заново написан. На иконе Спаситель держит в руках символ вседержавной власти, а у Царицы Небесная лестница, как знак того, что Христос, возводящий человечество на небеса и до ныне сохраняет для нас возможность духовно преобразиться и войти в Царство Небесного Отца.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 мая. О трудах Ильи Мечникова

Сегодня 15 мая. В этот день в 1845 году родился биолог Илья Мечников.
О его трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Илья Ильич — пример жертвенного служения нового направления науки. Это служение выразилось в открытиях, сделанных в области эмбриологии. Он считается отцом теории врожденного иммунитета. Он один из первых иммунологов. Илья Ильич, потеряв первую супругу, она болела туберкулезом, посвящает всю свою жизнь борьбе с инфекциями. Он создатель первой в России бактериологической станции. Илья Ильич строил теорию о здоровом образе жизни, о продлении человеческой жизни по части соматики, почему его и называют отцом геронтологии. Думаю, что нашим радиослушателям интересно познакомиться с этим представителем древней династии Мечниковых. И что мы можем от него позаимствовать? Целеустремленность, жертвенность, преданность науке во имя здоровья человечества, умение преодолевать личную трагедию, частное горе, сознавая себя нужным, востребованным для служения.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 мая. О творчестве Данте Алигьери

Сегодня 15 мая. В этот день в 1265 году родился итальянский поэт и богослов Данте Алигьери.
О его творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Данте Алигьери — великий итальянский поэт, мыслитель, богослов, политический деятель, один из основоположников литературного итальянского языка. Его трактаты «Пир», «О народной речи», «Послания» стали первыми образцами философской прозы на народном итальянском языке. В 1292 году Данте написал поэму «Новая жизнь», ставшую автобиографическим произведением. Юношеская любовь к Беатриче Портинари и внезапная смерть возлюбленной оставили глубокую рану в сердце поэта. Этим воспоминанием пронизана лирика Данте в течение всей его жизни. Вершиной творческого пути Данте стала поэма «Божественная комедия», созданная им в период с 1306 по 1321 годы. Изначально свое сочинение поэт назвал просто «комедия», а эпитет «Божественная» был добавлен в 1360 году Джованни Боккаччо, первым биографом Алигьери. «Божественную комедию» можно назвать средневековой энциклопедией научных, политических, философских и богословских знаний. Поэма делится на три части — «Ад», «Чистилище» и «Рай», каждая из которых состоит из 33 песен. Российский поэт Осип Мандельштам говорил, что для чтения комедии следует запастись парой башмаков с гвоздями. Так он предупреждал читателя о том, сколько душевных сил нужно затратить, чтобы пройти вслед за Данте и попытаться понять смысл этого произведения. Творчество Данте Алигьери до наших дней остается источником вдохновения для поэтов, скульпторов, музыкантов, художников.
Все выпуски программы Актуальная тема