
Ту зиму мы решили провести в маленьком городке Золотого кольца, где жизнь медленная, снег — белый, а дома — невысокие. Компанией художников и литераторов готовили мы новогодний вечер в местном клубе. Я отвечала за афиши, которыми нужно было украсить зал.
Если б не эти афиши, не вышла бы из дому в тот день: мороз трещал так, что и валенки не спасали, и пуховая шаль под курткой. Но делать нечего — я свернула в трубочку яркие листы и отважно шагнула наружу, нужно было украшать стены клуба, а идти до него — несколько кварталов. Вокруг дома старые двухэтажные, дощатые, а дворы уютные, как на картинках.
Вдруг слышу: заунывное хрипловатое мяуканье, безнадёжное, на одной ноте. И женщина стоит, смотрит вверх, под крышу куда-то. Оказалось — там котёнок. Забрался невесть как на высоту, спрятался за наличник над окном второго этажа, спрыгнуть боится — его уж и колбасой приманивали, и валерьянкой... Вторые сутки сидит! На морозе! Женщина вздохнула и пошла по своим делам. Я попробовала вызвать спасателей. Получила отказ. Парень-доброволец попытался на моих глазах и под оханья жены подняться к бедному зверьку — но лишь спугнул его. Руками парень держался за железную шею фонаря над подъездом, а ноги ставил в едва заметные углубления меж досок на стене, это было опасно, а главное — напрасно: котенок перебежал за наличник соседнего окна. Потом — за следующий наличник, потом за последний, угловой. И там замер. Спасти его возможно было только путём сноса всей рамы вместе с наличниками. Ох, если бы это было моё окно... Но что говорить. Мне надо было нести афиши, коллеги заждались.
В клубе — огоньки и музыка, мы дружно занимались делом и даже смеялись, но внутри у меня всё замерло, будто замёрзло. «А ты б его снежками сбила!» — посоветовали мне ребята, но если б это было так просто... Обратно домой я шла по тьме кромешной и в тишине, только валенки — тум, тум. Никого на улицах. А там, за наличником, насмерть замёрз котёнок. Никакого мяуканья... Я ведь просила Бога тихо, про себя, чтобы кончились поскорее страдания этого глупыша. А сердце разрывалось, и праздники никакие не нужны.
Свернула всё же к тому дому. Задрала голову, позвала: «Кс-кс-кс!...» А в ответ — хриплое «мяяяяу!», и смотрит на меня заиндевевшая клочкастая мордочка! Я протянула руки и как закричу: «Да прыгай же ты, ради Бога!»
И он прыгнул. Я уверена — именно ради Бога. То есть, именно Господь всё это и устроил — неизвестно, ради кого больше, для кого. Для котёнка, конечно, — но ведь и для меня. Это дрожащее тельце под шалью у меня на груди было дороже всех огней всех праздников на свете.
Котёнка взяла к себе женщина с мирным именем Ирина, та самая, которая сутки слушала его плач за наличником, и места себе не находила, не знала, как помочь...
Когда не знаешь, не можешь, и никто не может, когда невозможно — вмешивается Тот, кому возможно всё. Надо только просить, надо обратиться к Нему — изо всех душевных сил.
Автор: Наталья Разувакина
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 106 зач., XI, 13-24.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Если внимательно читать Библию, то легко заметить наличие у Бога плана по восстановлению падшего человечества. Сначала этот план виден лишь как некое не вполне ясное пророчество, дальше он обретает всё более ясные черты, и очевидным он становится с Пришествием Христа. Апостол Павел верил, что история спасения на этом не заканчивается, верил, что Бог продолжает Своё действие в мире, а потому и отпадение израильтян от Бога — это лишь временное явление, необходимое для спасения других народов. Эти мысли апостола Павла содержит в себе 11-я глава его Послания к Римлянам, отрывок из неё звучит сегодня во время литургии в православных храмах. Давайте его послушаем.
Глава 11.
13 Вам говорю, язычникам. Как Апостол язычников, я прославляю служение мое.
14 Не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти и не спасу ли некоторых из них?
15 Ибо если отвержение их — примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мертвых?
16 Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви.
17 Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины,
18 то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя.
19 Скажешь: «ветви отломились, чтобы мне привиться».
20 Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся.
21 Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя.
22 Итак видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией; иначе и ты будешь отсечен.
23 Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их.
24 Ибо если ты отсечен от дикой по природе маслины и не по природе привился к хорошей маслине, то тем более сии природные привьются к своей маслине.
И для себя самого, и для других людей апостолу Павлу приходилось отвечать на вопрос о судьбе его собратьев евреев, и если для некоторых христиан этот вопрос не представляет ни интереса, ни труда, то для апостола всё было иначе, и он отнюдь не спешил говорить, что неверующие во Христа евреи — это проклятые Богом люди. Логика апостола была совершенно иной, он полагал, что отпадение израильтян от Бога — это, во-первых, временное явление, а во-вторых, оно произошло не без промысла Божия.
Павел верил, что в определённое Богом время евреи придут ко Христу, свою мысль апостол выразил довольно загадочным образом: «Ибо если отвержение их — примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мёртвых?» (Рим. 11:15). Как правило, выражение «примирение мира» понимается толкователями как указание на призвание ко Христу язычников. Это может показаться странным, однако мы не можем предположить, каким образом развивалась бы христианская апостольская миссия, если бы евреи не отвергли Христа, здесь можно было бы пофантазировать, но такие фантазии — совершенно бессмысленная трата времени, а потому мы просто верим апостолу Павлу, если он сказал, что языческие народы пришли ко Христу благодаря неверию евреев, значит, это действительно так.
Ещё больший интерес представляет собой вторая часть процитированной фразы апостола Павла, в которой приход евреев ко Христу сопоставляется с жизнью «из мёртвых». Многие толкователи видели в этих словах указание на то, что евреи обратятся ко Христу перед Втором Пришествием, то есть перед тем временем, в которое мы чаем воскресения мёртвых. Однако возможно и другое понимание слов апостола: израильский народ, приняв Христа, обновится и возродится, он избавится от своих вековых грехов, с ним произойдёт то же, что с любым другим народом, принявшим Христа, — он обретёт в себе новую силу, которая сделает его по-настоящему великим народом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержать уникальный православный центр «Умиление» в Волгоградской области

В 50 километрах от города Волгограда, в селе Заплавное, находится Православный центр «Умиление». Уникально это место тем, что на его территории располагаются: храм, детский сад, гимназия, школа искусств и кадетский корпус. Здесь же действует колледж, в котором ребята осваивают профессию повара и швейное дело. Также у центра есть своё небольшое хозяйство, благодаря которому дети приучаются к труду и заботе о животных.
В село Заплавное приезжают ребята со всей округи. В православном центре «Умиление» у них есть возможность получить бесплатное качественное образование, раскрыть свои способности и вырасти духовно.
Многим настолько здесь нравится, что, вырастая, они сюда возвращаются: приводят в центр своих детей или устраиваются на работу.
Александра Иванченко сегодня преподаёт православную певческую культуру в местной Детской школе искусств. А когда-то она сама обучалась тут духовной музыке и пению на клиросе. Александра была участницей хорового коллектива «Умиление», который стал призёром и лауреатом множества всероссийских и международных конкурсов и фестивалей. В 2006 году она поступила в Волгоградский колледж искусств, затем обучалась в консерватории. И спустя некоторое время устроилась на работу в Детскую школу искусств православного центра.

Сейчас Александра Иванченко — ведущий преподаватель. Она с большой любовью обучает детей церковному пению.
Православный центр «Умиление» — это площадка для развития, становления и образования детей. У каждого ребёнка здесь равные возможности.
Больше узнать об уникальном православном центре в Волгоградской области и поддержать его работу можно на сайте центра «Умиление».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Деревянные церковные сокровища в собраниях ГИМа». Наталья Углева

У нас в студии была заведующая отделом дерева и мебели Государственного исторического музея Наталья Углева.
Мы говорили о том, какие удивительные деревянные церковные сокровища хранит Исторический музей, и о том, чем интересны коллекции мебели и чем они могут помочь в изучении истории.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой была посвящена истории Новодевичьего монастыря в Москве;
Вторая беседа с заведующей музеем «Покровский собор» Татьяной Сарачевой была посвящена истории знаменитого храма Василия Блаженного.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер