Еф., 228 зач., V, 1-8.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Что означает организовать свой образ жизни по-христиански? Практический ответ на этот вопрос находим в отрывке из 5-й главы послания апостола Павла к Ефессянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 5.
1 Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные,
2 и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное.
3 А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым.
4 Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение;
5 ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога.
6 Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления;
7 итак, не будьте сообщниками их.
8 Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света,
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел противопоставляет два образа жизни. С одной стороны, он говорит о людях, которых называет «сынами противления», буквально, «сынами противника», то есть сатаны. Они, по его словам, живут во тьме. Что значит жить во тьме, он также поясняет. Это означает проводить жизнь, потакая различным греховным настроениям. Апостол перечисляет, каким именно. Речь идёт о душевной нечистоте, о любостяжании, то есть о чрезмерном стремлении к материальным благам, о сквернословии, пустословии и смехотворстве, наконец, о блУде и идолослужении. В сердце этих людей пустота, которую они пытаются заполнить всем тем, что встречается им на пути: людьми, эмоциями, материальными благами. В результате они и становятся одержимы деструктивными пристрастиями. Сами лишают себя Царства Небесного и навлекают на себя гнев Бога, попросту говоря, остаются в одиночестве, вне источника жизни.
С дугой стороны, можно, по словам апостола, проводить жизнь, как дитя света. Это означает действовать совершенно противоположным образом. Апостол поясняет, что именно следует делать. Во-первых, необходимо подражать Богу. То есть я призван учиться поступать с людьми так, как поступал с ними Христос. Когда в течение дня я вхожу в контакт с кем-то из окружающих, первое, что я должен себя спрашивать: а что бы на моём месте сказал, сделал, подумал или даже почувствовал Спаситель. Выяснить это можно, обратившись в молитве к Богу, прочитав Евангелие, а также спросив совета у духовно опытного человека. Сложность не в том, что под рукой может не оказаться ни Священного Писания, ни телефона знакомого священника. Главная трудность в том, что на людей я реагирую автоматически. Зачастую, исходя из своих собственных представлений о том, какого отношения достоин этот человек. Вот эти автоматические реакции и привычные установки ума и предстоит разрушить. Необходимо развить у себя навык ко всякому, даже самому неприятному индивиду, относиться по-евангельски.
Во-вторых, апостол призывает нас учиться благодарить. Жизнь никогда не будет протекать так, как хотелось бы нам. Решаем одну проблему, появляются две новые. Нередко это становится причиной того, что мы погружаемся в уныние, депрессию, начинаем страдать. Павел призывает нас говорить «спасибо» за всё, что с нами происходит. И за хорошее, и за то, что мы считаем плохим. Необходимо выработать привычку по вечерам говорить Богу «благодарю» за всякий опыт. И тогда мы однажды заметим, что нас покидает напряжение. Ведь раньше мы пытались всё контролировать и всеми силами достигать тех результатов, которые мы сами считали единственно правильными. Вознося благодарность Богу за всё происходящее, мы учимся отпускать жизнь. Мы словно позволяем событиям идти своим чередом. Отдаём их Творцу. Словно говорим: «Господи, Ты Сам знаешь, как лучше для меня». И в итоге замечаем: порой то, что мы считали проблемой, превращается в источник благословения. И тогда в душе поселяется принятие, доверие, а вместе с ним мир и покой.
А потому дай и нам, Господи, во всех своих делах, в общении с окружающими нас людьми подражать Тебе, а также научи благодарить нашего Небесного Отца за всё то, что случается с нами на этом жизненном пути.
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— Служение и подвиг святого Патриарха Тихона;
— Жизнь Русской Православной Церкви в период советских гонений;
— Интерес к личностям Патриархов и истории Русской Церкви;
— Возможность сыграть святого в театре и кино.
Все выпуски программы Светлый вечер
- Светлый вечер с Владимиром Легойдой
- «Журнал от 22.11.2024». Алексей Соколов, Роман Торгашин
- «Послание апостола Павла к Филиппийцам». Священник Дмитрий Барицкий
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Журнал от 22.11.2024». Алексей Соколов, Роман Торгашин
Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Кира Лаврентьева и Константин Мацан, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и Директор Радио ВЕРА Роман Торгашин вынесли на обсуждение темы:
— Феномен группы «Битлз» и творчество Джона Леннона;
— Важность передачи традиционных и христианских ценностей молодым поколениям в России;
— Святыни Великого Новгорода;
— Рекомендации Синодальной комиссии по биоэтике по вопросам, связанным с причащением Св. Таин лицами, страдающими целиакией, псевдоцелиакией и глютеновой аллергией на пшеницу.
Ведущие: Константин Мацан, Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Журнал
Почему мы друг друга не понимаем
Побуду капитаном Очевидность и скажу, что несмотря на такой мощный инструмент общения, как язык, люди не всегда понимают друг друга. Более того — зачастую мы толкуем слова собеседника по-своему, бывает, что и в противоположную сторону. Так проявляется один из инструментов понимания — интерпретация.
С одной стороны, она может мешать общению, поскольку наше восприятие речи другого человека субъективно и зависит не только от интеллекта, но и от фантазии, эмпатии, настроения и так далее.
С другой стороны, этот навык часто помогает увидеть смыслы, которые не высказываются собеседником напрямую. Чтобы научиться правильно интерпретировать, а значит, лучше понимать друг друга, предлагаю освободиться от клише. Мы привыкли типизировать внешние проявления чувств и мыслей: нежность выглядит так, а задумчивость этак. На самом деле, это всего лишь наша так называемая таблица эмоций. Человек может просто волноваться, а внешне мы считываем раздражение. Собеседник задумался и молчит, а нам кажется, он скучает. Лучше не разгадывать, что подразумевал собеседник, а узнать это у него самого. Вам поможет простой вопрос: «Поясни, пожалуйста, я не совсем понял смысл».
Особенно важно правильно толковать слова собеседника в письменном общении. Зачастую мы готовы принять просьбу или предложение за приказ, легкую иронию — за обидный сарказм. Даже молчание собеседника в переписке можем принять за высокомерие. Именно поэтому в онлайн общении огромную роль играют смайлики — они помогают визуализировать послание, уточнить его смысл.
Так, например, фраза: «Ты опять проспал?» может выглядеть как претензия, а если поставить смайлик с улыбкой — это будет невинным вопросом.
Напоследок хочу привести слова одного священника: «Если не знаете точно, как интерпретировать — всегда додумывайте в лучшую сторону».
Я пробовала — это прекрасно способствует взаимопонимание.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
- Почему мы друг друга не понимаем
- «Намедни, зело и оный». Почему мы сегодня употребляем устаревшие слова
- Авторские неологизмы и как они влияют на язык
Все выпуски программы: Сила слова