Как часто мы забываем, что у Господа на каждого свой Промысл. Успех — вещь относительная. То, что нам кажется нужным, когда видим это у кого-то другого, может нам не подойти. Как жакет на фотомодели из журнала, очень вероятно, на Вас не сядет.
Завистник редко хочет прожить всю жизнь своей жертвы, со всеми её ошибками, падениями, неудачами. Никто не хочет в комплект к успеху в карьере, например, бесплодие. Мы видим красивую картинку. Например — знаменитая актриса. А знаем ли, что на съёмках фильма она вынуждена была подолгу сидеть в ледяной воде. Застудилась и не смогла иметь детей.
Завидуя подруге, что у нее богатый и красивый мужчина, желая такого же себе, мы вряд ли хотим в приложение к внешнему лоску получить его неверность. Или сами хотим быть идеальной красоткой, как очередная знаменитость. Но знаем ли, что за эту красоту она расплачивается ревностью мужа и побоями.
Завистники хотят забрать себе лучшее, без негативных «бонусов». Но уровень их зависти не снижается от приобретения тех или иных благ. Потому что зависть — это образ жизни. Сколько ни дай такому человеку, он все равно будет мучаться ощущением, что ему недодали. Он всегда будет замечать, у кого чего больше, чем у него.
Наша задача — спасти душу, а как её спасти, если «око лукаво»? Так и норовит заглянуть в чужой огород, где трава как будто зеленее. Противоположное качество зависти — умение радоваться за других.
Однажды я пришла в гости к подруге. Работал телевизор, шла передача, в которой состязались кулинары. Мы пили чай, общались, не обращая внимание на экран. Вдруг объявили победительницы, и моя собеседница захлопала в ладоши, закричала «ура».
Я удивленно спросила — «ты за неё болела?». Она ответила: «Нет, но она так радуется, мне хочется порадоваться вместе с ней! Она же так шла к этой победе».
«Какая ты молодец» — восхитилась я своей подругой. Ведь мне далеко не всегда удаётся радоваться чужим успехам. Просто в голову не приходит.
В ответ она рассказала, что не всегда такой была. В юности с завистью смотрела, кто лучше одет, кому больше везёт. Так мучалась от этого чувства, что даже выглядела старше своих лет, была изможденная. А потом поняла, что важно уметь радоваться за других, что «везёт тому, кто везёт», как говорится, тому, кто трудится. Радуешься за других и люди чувствуют твою искренность, начинаются относиться иначе, дружелюбнее. И ты себя по-другому держишь. Вместо того, чтобы завидовать, берёшь пример с успешных людей. И они стремятся тебя поддержать, зная, что ты не завидуешь, а стремишься к лучшему.
Окружая себя счастливыми людьми, радуясь за них, ты тоже становишься счастливым.
Как мудро — задумалась я. Но, чтобы к этому прийти, нужно обязательно признаться себе, что завидуешь. Быть честным с собой. Возможно, прописать свои чувства, найти им объяснение. И, конечно, покаяться на исповеди. Господь из любого завистника может сделать самого великодушного человека.
Делай, что тебе по силам. Всё у тебя будет, что тебе потребно. А если не даётся, значит, тебе и не надо.
Знаете чувство, когда вдруг исполняется заветное желание, а радости это не приносит. Потому что идеально всё только в наших мечтах. Я, например, мечтала жить в частном доме. Мечта исполнилась, и что? Разве же я мечтала чистить снег, откачивать воду из подвала по весне, косить траву каждую неделю летом, постоянно что-то чинить и достраивать? Ведь я даже не предполагала, сколько нюансов жизни за городом!
Я не жалуюсь, но говорю о том, что мы не знаем, как в действительности отзовётся исполнение нашей заветной мечты. Давайте не будем сравнивать себя ни с кем, кроме как себя с собой вчерашним. У нас у каждого — свой путь, и свои ботинки, в которых мы этот путь проходим. И не по силам нам чужая дорога в нашей обуви. Только сотрём ноги в кровь.
Автор: Анни Берг
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 226 зач., IV, 17-25.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Имея опыт совершения грехов, всякий знает, что каждый последующий грех мучает меньше предыдущего, так что можно дойти до практически полного безразличия к тому или иному греху. Что в подобные моменты происходит с душой и как быть в такой ситуации христианину? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 4 главы послания апостола Павла к Ефесянам, который читается сегодня в храме во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
17 Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего,
18 будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их.
19 Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью.
20 Но вы не так познали Христа;
21 потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, так как истина во Иисусе,
22 отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях,
23 а обновиться духом ума вашего
24 и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины.
25 Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу.
Когда-то в университете на курсах риторики нам рассказывали том, как человек привыкает к неправде. Когда в ответ на прямой вопрос лжёт ребёнок, он закрывает ладонью рот, будто бы испугавшись того, что сказал и сделал. Когда же обманывает взрослый, его могут выдать жесты, т.к. он машинально может касаться губ или подбородка. Это не всегда так, но иногда тело выдает состояние души. Что же происходит, когда ребёнок вырастает? Грех становится привычкой и человек перестаёт его замечать. В таких ситуациях люди прекрасно понимают, что делают, но перестают чувствовать внутреннее беспокойство совести при совершении нравственного преступления.
Обращаясь к ученикам, апостол Павел заклинает их не поступать так, как поступают иные народы. Что же именно его беспокоило? Самое страшное, что вообще может беспокоить верующего: возможная отчуждённость учеников от Бога. Человек, который стал Богу чужим, может позволить себе всё что угодно, ведь Бог и Его замысел становятся для него неинтересными. Путь, которым люди могут прийти к этому бесчувствию двойственный. Он заключается в невежестве и ожесточении сердца. Человек отказывается знать правду Божию, отказывается воспринимать Его откровение о мире и позволяет своему сердцу огрубеть, стать невосприимчивым ко греху, ко всякой злобе и нечистоте. При этом навык ожесточения оказывается особенно страшным, потому что приводит человека к тому, что человек совершенно перестает ощущать те или иные грехи. Слова, которые употребляет апостол, говоря о бесчувствии язычников, дословно можно понять так: «они обезболили сами себя». И речь, конечно, о нравственной боли, которую они больше не чувствуют. Впрочем, говорится это обо всех грехах и, кстати, совсем не обязательно о грехах, связанных с распутством. Фарисеи, окружавшие Христа, старались соблюдать закон и внешне были вполне благочестивы, но их сердца стали совершенно безжалостными, и они перестали чувствовать чужую боль. И сегодня, приходя на исповедь, человек может переживать о том, что не успевает читать утренние и вечерние молитвы, но даже не вспоминает того, что разорвал всякое общение с родственниками, которые, по его мнению, неправильно с ним поступили. В итоге подобная грубость души приводит его к тому, что, даже преодолевая невежество и открывая для себя Христа, подлинно познать Его человек не может. Всё читает, формально всё знает, но общей жизни со Христом не имеет, потому что от греховной жизни не отказывается.
Что же отличает учеников Христовых? Они узнали Его не так, как узнали остальные. Это было не просто знанием со стороны, потому что во Христе они научились отложить прежний образ жизни. Не привыкнуть к нему, не оправдать его, не закрыть на него глаза, но осознать его неправильность и снять как ветхую, истлевшую одежду, для того чтобы стать новым человеком и воссоздать свою жизнь по Богу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Духовные смыслы в произведениях Лермонтова». Георгий Москвин
У нас в студии был доцент филологического факультета МГУ Георгий Москвин.
Разговор шел о духовных темах в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова и, в частности, в романе «Герой нашего времени».
Все выпуски программы Светлый вечер
Интонация: иногда важно не что, а как!
Вы уверены, что разговариваете словами? Странный вопрос, не правда ли? Ведь известно, что с помощью слов мы передаем информацию, и храним ее в письменных источниках. Но есть нечто, что даже важнее слов, особенно в ситуации общения. Вы, наверное, догадались, что я говорю об интонации. Именно она передает самый важный смысл сообщения.
Лингвисты насчитали более 100 видов интонации. А ученый и языковед Всеволодский-Гернгросс выделил 16 основных видов, среди которых: пригласительная, просительная, перечислительная, звательная, повелительная, убедительная и другие.
Какую интонацию выбираем мы — зависит от нашего характера и цели высказывания. Одну и ту же фразу можно сказать по-разному. От этого во многом зависит, как люди воспримут ваши слова.
Например, я могу сказать с восхищением: «У меня нет слов, чтобы выразить свои чувства». Или с насмешкой. Или с недовольством. И от этого мой собеседник будет испытывать либо радость, либо дискомфорт.
Если вы хотите гармоничного общения и взаимопонимания, то стоит проследить за интонацией. Прибавить голосу мелодичности и размеренности, убрать напряженные нотки, поправить дыхание. И главное — настроить себя на позитивную волну. Ведь наш собеседник воспринимает именно наше состояние, а не только словарный смысл слов. Как писал блаженный Августин: «Часто мы говорим неточно, но нас понимают». Интонация выдаст истинное отношение к ситуации и поможет пониманию друг друга. Поэтому очень важно следить не только за тем, что мы говорим, но и за тем — как. Попробуйте записать свой диалог с кем-нибудь на диктофон и послушайте. Возможно, после этого вы захотите поработать над интонацией.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова