— Родные люди! Знаю вас не первый год.
Может, кто меня осудит. Может, кто-то и поймёт.
Пить теперь совсем не стану,
вы уж верьте или нет.
Что случилось, то словами
передать я вряд ли б смог...
Просто понял, что над нами
был и есть, и будет — Бог!
Такой проникновенной речи от колхозного сторожа-пьяницы Ивана Ростка, никак не ожидали услышать его односельчане, жители деревни Покровский Скит. Как в одночасье человеку удалось настолько сильно перемениться? Уж не с ума ли, в самом деле, он сошёл? Нет, сторож Иван Росток, герой художественного фильма «Русский крест», вовсе не лишился рассудка. Наоборот, в первый раз за долгие годы он взглянул на свою жизнь трезво — во всех смыслах этого слова. И очень многое понял.
Картину о простом человеке, совершившем настоящий духовный подвиг, снял Эдуард Бояков. Для него, театрального режиссёра, лента «Русский крест» стала кинематографическим дебютом. Премьера фильма состоялась 16 апреля 2023 года, в день светлого Христова Воскресения. Фильм вызвал настоящий шквал эмоций и у зрителей. В отзывах на картину многие писали, что она буквально переворачивает душу. Отметило работу Боякова и профессиональное киносообщество. Картина завоевала Гран-при фестиваля «Киновече» в Твери и ряд других престижных премий.
Фильм «Русский крест» снят по одноимённой поэме Николая Мельникова. Самиздатовскую книжку со стихами режиссёру Эдуарду Боякову подарили в Оптиной Пустыни. Он прочёл на одном дыхании. И загорелся идеей каким-либо образом воплотить произведение. Духовник режиссёра, архимандрит Илий (Ноздрин), посоветовал ему снять кино. И вот перед зрителем — не просто экранизация поэмы, а глубоко православное, по-настоящему народное кино, снятое самым современным киноязыком. Эмоционально захватывающее, честное, светлое, духоподъёмное, проникающее в самые глубины сердца и души.
Герой фильма, Иван Росток, переживает необычайное духовное потрясение. Мужчине приснился удивительный сон, после которого он не смог больше жить, как прежде. На глазах изумлённых односельчан бывший пьяница-сторож превращается в подвижника. Иван мастерит огромный дубовый крест, взваливает его на спину, и так, с крестом, отправляется по деревням и сёлам — собирать деньги, чтобы восстановить разрушенный сельский храм. Действие картины происходит в 1997-м году.
Преображённый Иван стал одним из тех, кто собственной жизнью проложил для людей путь к свету. Это очень хорошо показано в одном из эпизодов, когда Иван разговаривает с народом.
— Нету счастья нам земного,
помолись, Иван, за нас!
... И стоял Иван сурово,
видя взгляд просящих глаз.
— Я грешил на свете много,
а теперь вот сам молюсь...
Если все попросим Бога
за себя, за нашу Русь,
за грехи людские наши
и за весь позор и стыд -
неужели ж Он откажет,
неужели не простит?
Ивана в картине «Русский крест» сыграл актёр Михаил Пореченков. Он сумел передать характер героя и те глубочайшие перемены, которые произошли в его душе. В фильме есть фрагмент, когда Иван впервые в жизни исповедуется в храме. Слов не слышно, видна только фигура кающегося. И всё равно зрителю понятно, что Иван обращается к Богу, словно к кому-то очень близкому и родному. Сыграть такое, согласитесь, непросто.
Рассказать о покаянии и духовном возрождении без нравоучений, простым и в то же время очень современным кинематографическим языком— на мой взгляд, всё это замечательно получилось у режиссёра Эдуарда Боякова. И хотя в его картине «Русский крест» множество разных смыслов, мне вспомнились слова преподобного Серафима Саровского: стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся. И показалось, что именно об этом фильм.
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 226 зач., IV, 17-25.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Имея опыт совершения грехов, всякий знает, что каждый последующий грех мучает меньше предыдущего, так что можно дойти до практически полного безразличия к тому или иному греху. Что в подобные моменты происходит с душой и как быть в такой ситуации христианину? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 4 главы послания апостола Павла к Ефесянам, который читается сегодня в храме во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
17 Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего,
18 будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их.
19 Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью.
20 Но вы не так познали Христа;
21 потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, так как истина во Иисусе,
22 отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях,
23 а обновиться духом ума вашего
24 и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины.
25 Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу.
Когда-то в университете на курсах риторики нам рассказывали том, как человек привыкает к неправде. Когда в ответ на прямой вопрос лжёт ребёнок, он закрывает ладонью рот, будто бы испугавшись того, что сказал и сделал. Когда же обманывает взрослый, его могут выдать жесты, т.к. он машинально может касаться губ или подбородка. Это не всегда так, но иногда тело выдает состояние души. Что же происходит, когда ребёнок вырастает? Грех становится привычкой и человек перестаёт его замечать. В таких ситуациях люди прекрасно понимают, что делают, но перестают чувствовать внутреннее беспокойство совести при совершении нравственного преступления.
Обращаясь к ученикам, апостол Павел заклинает их не поступать так, как поступают иные народы. Что же именно его беспокоило? Самое страшное, что вообще может беспокоить верующего: возможная отчуждённость учеников от Бога. Человек, который стал Богу чужим, может позволить себе всё что угодно, ведь Бог и Его замысел становятся для него неинтересными. Путь, которым люди могут прийти к этому бесчувствию двойственный. Он заключается в невежестве и ожесточении сердца. Человек отказывается знать правду Божию, отказывается воспринимать Его откровение о мире и позволяет своему сердцу огрубеть, стать невосприимчивым ко греху, ко всякой злобе и нечистоте. При этом навык ожесточения оказывается особенно страшным, потому что приводит человека к тому, что человек совершенно перестает ощущать те или иные грехи. Слова, которые употребляет апостол, говоря о бесчувствии язычников, дословно можно понять так: «они обезболили сами себя». И речь, конечно, о нравственной боли, которую они больше не чувствуют. Впрочем, говорится это обо всех грехах и, кстати, совсем не обязательно о грехах, связанных с распутством. Фарисеи, окружавшие Христа, старались соблюдать закон и внешне были вполне благочестивы, но их сердца стали совершенно безжалостными, и они перестали чувствовать чужую боль. И сегодня, приходя на исповедь, человек может переживать о том, что не успевает читать утренние и вечерние молитвы, но даже не вспоминает того, что разорвал всякое общение с родственниками, которые, по его мнению, неправильно с ним поступили. В итоге подобная грубость души приводит его к тому, что, даже преодолевая невежество и открывая для себя Христа, подлинно познать Его человек не может. Всё читает, формально всё знает, но общей жизни со Христом не имеет, потому что от греховной жизни не отказывается.
Что же отличает учеников Христовых? Они узнали Его не так, как узнали остальные. Это было не просто знанием со стороны, потому что во Христе они научились отложить прежний образ жизни. Не привыкнуть к нему, не оправдать его, не закрыть на него глаза, но осознать его неправильность и снять как ветхую, истлевшую одежду, для того чтобы стать новым человеком и воссоздать свою жизнь по Богу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Духовные смыслы в произведениях Лермонтова». Георгий Москвин
У нас в студии был доцент филологического факультета МГУ Георгий Москвин.
Разговор шел о духовных темах в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова и, в частности, в романе «Герой нашего времени».
Все выпуски программы Светлый вечер
Интонация: иногда важно не что, а как!
Вы уверены, что разговариваете словами? Странный вопрос, не правда ли? Ведь известно, что с помощью слов мы передаем информацию, и храним ее в письменных источниках. Но есть нечто, что даже важнее слов, особенно в ситуации общения. Вы, наверное, догадались, что я говорю об интонации. Именно она передает самый важный смысл сообщения.
Лингвисты насчитали более 100 видов интонации. А ученый и языковед Всеволодский-Гернгросс выделил 16 основных видов, среди которых: пригласительная, просительная, перечислительная, звательная, повелительная, убедительная и другие.
Какую интонацию выбираем мы — зависит от нашего характера и цели высказывания. Одну и ту же фразу можно сказать по-разному. От этого во многом зависит, как люди воспримут ваши слова.
Например, я могу сказать с восхищением: «У меня нет слов, чтобы выразить свои чувства». Или с насмешкой. Или с недовольством. И от этого мой собеседник будет испытывать либо радость, либо дискомфорт.
Если вы хотите гармоничного общения и взаимопонимания, то стоит проследить за интонацией. Прибавить голосу мелодичности и размеренности, убрать напряженные нотки, поправить дыхание. И главное — настроить себя на позитивную волну. Ведь наш собеседник воспринимает именно наше состояние, а не только словарный смысл слов. Как писал блаженный Августин: «Часто мы говорим неточно, но нас понимают». Интонация выдаст истинное отношение к ситуации и поможет пониманию друг друга. Поэтому очень важно следить не только за тем, что мы говорим, но и за тем — как. Попробуйте записать свой диалог с кем-нибудь на диктофон и послушайте. Возможно, после этого вы захотите поработать над интонацией.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова