
На каком этаже вы живёте? Я сейчас на десятом, но за жизнь пожила на этажах разных: от первого до двадцатого. Какую высоту вы больше любите?
На первом этаже я провела всё детство и подростковый возраст. Окно было впритык к двери подъезда, и я всегда первой знала, кто шёл к нам в гости. Когда меня не пускали гулять, я общалась с друзьями, сидя на подоконнике. А когда готовила на кухне, угощала их свежими чебуреками.
Первый этаж учит смотреть в глаза. Слышать кашель проходящего. На первом этаже ты так близко к другим, что неудивительно, когда люди ставят решетки на окна.
Потом в моей жизни был четвертый этаж общежития. Из окна виднелась Останкинская башня. Я ещё могла крикнуть соседке, если она забыла проездной. Но уже не могла вылезти из окна, чтобы передать его.
На четвертом этаже я познакомилась с деревьями. Они оказались одного роста со мной. С домами через улицу. Четвертый этаж уже не окно, а пейзаж на стене. Он учит красоте.
Потом был у меня десятый этаж съёмной квартиры. Я жила в Подмосковье, но вдалеке виднелись Московские сталинские высотки. Я просыпалась засветло, пила чай и поглядывала в ожидании, когда эти высотки покажутся из темноты. С десятого этажа видно горизонт. Он учит мечтать.
А когда ездила в Германию по обмену..., вот тогда мне достался двадцатый этаж. Если не подходить к окну, видно одно небо. Если подойти, небо всё равно занимает три четверти пространства. Вы замечали, сколько в нашей жизни неба?
Я взяла этот фокус себе в жизнь. Стала пробовать подходить и отдаляться.
Когда проблема мучает, кажется, что она торчит перед самым носом. Например, не успеваю вовремя сдать текст. Я пробую немного отойти: а что будет, если его не сдать? Провал, позор, увольнение? Если отойти ещё дальше, возникает контекст: зачем я вообще взялась за этот текст? Ещё дальше: зачем я вообще пишу тексты? Тут возникает смысл. Видится небо. Я люблю слово, люблю тексты. В этом задании я увидела возможность рассказать о чём-то важном. Не успеваю я, потому что плохо распределила время. Если не писать за полночь, а сесть за текст в выходной, работа пойдёт куда легче. Вот я и вернулась на землю.
Иногда наоборот: я нахожу себя слишком далеко. Слишком холодной. Например, к переживаниям клиента. Это бывает, когда слишком стараешься всё себе объяснить. Говоришь: всё очевидно! Нарциссизм или депрессия, или такие-то травмы. Тогда я стараюсь приближаться. Хорошо, допустим, нарциссизм, но что произошло с человеком? Что он переживает? Чем его случай отличается от всех других? Когда работаешь в помогающей профессии, важно не только видеть общую картину, но и уметь смотреть в глаза.
Высший пилотаж — когда мы внимательны к деталям и при этом сохраняем дистанцию. Это, кажется, называется мудрость. Нас может заботить история Китая. И вместе с тем заботить протекший кран. Человек может писать Нобелевскую речь. Но не забыть поправить близкому воротничок. Мне нравится думать, что так на нас смотрит Бог.
Автор: Зоя Ускова
Все выпуски программы Частное мнение
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

2 Кор., 170 зач., I, 21 - II, 4.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Нередко, узнав о чьём-то дурном поступке, мы с облегчением говорим: «ну да, конечно же, я всегда так и думал об этом человеке!» Насколько такой подход соответствует христианскому духу, нам поможет понять отрывок из 2-го послания к Коринфянам апостола Павла, который читается сегодня за богослужением в храмах.
Глава 1.
21 Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог,
22 Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши.
23 Бога призываю во свидетели на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф,
24 не потому, будто мы берем власть над верою вашею; но мы споспешествуем радости вашей: ибо верою вы тверды.
Глава 2.
1 Итак я рассудил сам в себе не приходить к вам опять с огорчением.
2 Ибо если я огорчаю вас, то кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною?
3 Это самое и писал я вам, дабы, придя, не иметь огорчения от тех, о которых мне надлежало радоваться: ибо я во всех вас уверен, что моя радость есть радость и для всех вас.
4 От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам.
Апостол, как это следует из текста прозвучавшего сейчас отрывка, откладывает свой визит к проблемной церкви в Коринфе, где её раздирают разные «партии», христиане конфликтуют друг с другом, да и к самому Павлу у них достаточно много вопросов и претензий. И далее разъясняет причину: он не хочет причинять им боль, приходя к ним с неизбежными вопросами — на которые придётся давать крайне неприятные ответы. Вместо этого он словно бы «раздвигает горизонт» для коринфян, с одной стороны, обозначая свою позицию, с другой — оставляя им возможность и время измениться. Самое главное здесь то, как сам апостол это объясняет: он отказывается быть «надзирателем» или «начальствующим» над их верой, но хочет стать «соработником радости».
Некоторые бы могли сказать: да что за «миндальничанье!» Надо было сразу приехать и беспощадно вонзить нож пастырского вразумления в давно назревший гнойник! Ну и что, что будет больно, вонюче и грязно? Зато правда восторжествует во всей своей красе!
Однако апостол отказывается поступать так, предпочитая соединить истину с любовью. И он верит в то, что коринфяне, прочитав это послание, в равной степени наполненное и непреклонной истиной, и одновременно большой любовью, сами осознают недопустимость продолжения своего греховного поведения. И тем самым избавят апостола от необходимости огорчать их своим появлением — напротив, тогда все будут рады друг другу, когда визит состоится.
Перед нами — замечательный пример подлинно христианской педагогики. Казалось бы, ничего не мешает апостолу приехать и устроить разбирательство по всей строгости христианского закона. Но он сознательно «притормаживает», не для того, чтобы выждать и ударить в самый болезненный момент — напротив, чтобы духовная «терапия» его пастырским словом, вниманием и любовью, успела принести свой результат — и никакой «хирургии» уже не потребовалось!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Пусть ребята в школах услышат важные и нужные слова о семье

Татьяна Смурова по профессии — педагог, преподает историю и обществознание. Нередко в работе с детьми возникают сложности. «В такие моменты, — замечает Татьяна, — необходимо иметь „под рукой“ проверенные методические материалы по педагогике и психологии, на которые можно опереться, но отыскать их не так-то просто»
Ещё одна тема, которая волнует Татьяну, не только как педагога, но и как маму двоих детей — это семейные отношения и ценности. Разговоры о семье она считает актуальными, потому что часто видит, как критически настроены подростки, когда речь заходит о целомудрии, верности, порядочности и рождении детей. «Очень трудно грамотно выстроить разговор с ребёнком, чтобы он стал беседой по душам и был полезен», — говорит Татьяна Смурова.
Проект «Клевер Лаборатория» активно поддерживает педагогов в их начинаниях не первый год. Уже этой осенью на портале «Клевер Лаборатории» будут опубликованы новые материалы, посвящённые теме семейных отношений: «Дорога к дому, в котором живёт любовь». Они помогут Татьяне и другим учителям выстроить диалог с детьми о семье в подходящей для их возраста форме.
Вы можете поддержать разработку этих материалов — и благодаря вашей помощи ребята в школе услышат важные и нужные слова о семье — самом ценном, что есть в жизни. Сделать любой благотворительный взнос можно на сайте проекта «Клевер Лаборатория».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«14-е воскресенье по Пятидесятнице. Церковное новолетие». Прот. Федор Бородин

В нашей студии был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (2Кор.1:21-2:4) и Евангельского (Мф.22:1-14) чтений в 14-е воскресенье по Пятидесятнице, о начале Церковном новолетии, о днях памяти иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи, чуда Архистратига Михаила в Хонех, преподобного Макария Оптинского.
Все выпуски программы Седмица