Одна из лучших картин художника Владимира Маковского называется «Ночлежный дом». На полотне изображены обездоленные люди, которые столпились у входа в московское богоугодное заведение. Это место — не выдумка живописца. Ночлежный дом, написанный на холсте, существовал на самом деле и давал приют тысячам обездоленных. Построили и содержали его братья Михаил и Николай Ляпины. Гиляровский в своей книге «Москва и москвичи» вспоминал: «Ляпины обладали хорошим состоянием и тратили его на благотворительные дела...».
В Первопрестольной братьев называли неразлучниками. Людям они запомнились, как добрые богачи. Родом Михаил и Николай были из Воронежа. Выросли они в зажиточной купеческой семье. Жизнь в провинции казалась братьям скучной и в середине 19-ого века они отправились в Москву — искать счастья. Престижного положения и успехов в коммерции добились быстро. Их суконно-шерстяной бизнес процветал. Заработав капитал, Ляпины стали активно помогать нуждающимся.
В 1865-ом году Михаил и Николай построили на Большой Дмитровке бесплатное общежитие для студентов университета и учеников Училища живописи, ваяния и зодчества. Благотворительное заведение получило в городе название «ляпинка». Студенты жили там не только во время учёбы, некоторые оставались на месяц-другой и после получения диплома: их не выселяли, пока они не находили работу. А кое-кто задерживался в общежитии на долгих 10-15 лет. Братья об этом знали, но никого не выгоняли, понимая, что их «ляпинка» спасает людей от нужды и гибели.
Одновременно с общежитием Михаил и Николай открыли четыре корпуса бесплатных квартир для бедных и неимущих многодетных вдов и курсисток. Эти дома вмещали 208 семей. Здесь жили женщины, которые воспитывали не меньше троих детей. О детях, как о подрастающем поколении москвичей, Ляпины позаботились особо — открыли для них школу. А для девочек ещё и мастерские: портновские и белошвейные. При бесплатных домах братья построили церковь в честь иконы Всех Скорбящих Радость и пожертвовали ей серебряные ризы на иконы Николая Чудотворца и Архангела Гавриила. Этот храм на Большой Серпуховской улице освятили 2-ого февраля 1885-ого года. Посещали его не только призреваемые Ляпиными женщины с детьми, но и жители всех окрестных улиц.
Бесплатный Ночлежный дом братьев располагался в районе Хитрова рынка — одном из самых криминальных районов Москвы. Больше тысячи нищих приходили в приют каждый вечер и получали здесь еду и место для отдыха. Лев Толстой, посетивший однажды это заведение, писал: «Ночлежный дом огромный. Он состоит из четырёх отделений. В верхних этажах мужские, а в нижних женские. Сначала я вошел в женские; большая комната вся занята койками. Женщины странные, оборванные, старые и молодые, входили и занимали места. Некоторые крестились и поминали того, кто устроил этот приют...».
Кстати, поминали братьев добрым словом не только за спасение от холода и голода, но и за избавление от страшных болезней, например, сыпного тифа. При ночлежке работала амбулатория — одна из первых в Москве, где бродяг осматривали и делали прививки. А Лев Толстой после того памятного посещения Ночлежного дома, долго не мог прийти в себя от увиденного, и говорил, что он будет чувствовать себя участником постоянно совершающего преступления до тех пор, пока у него будет лишняя пища, а у кого-то её не будет совсем, пока у него будет две одежды, а у кого-то ни одной.
Став москвичами Михаил и Николай Ляпины не теряли связи со своим родным городом. В Воронеж регулярно шли крупные суммы для раздачи бедным. Самые значительные пожертвования перечислялись перед большим праздниками — Рождеством и Пасхой. Дом, в котором выросли братья и который достался им в наследство от родителей, Ляпины подарили Воронежу с условием, что в нём откроют какое-нибудь полезное заведение. Городская дума разместила в нём государственный ломбард, справедливо рассудив, что он избавит бедняков от грабежа частных ростовщиков. Сегодня это здание — старинное, красивое — украшает Воронеж и напоминает горожанам о щедрых земляках, добрым делам которых не было счёта.
Все выпуски программы Имена милосердия
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 229 зач., V, 8-19.
Комментирует священник Антоний Борисов.
В русской церковной традиции, не повсеместно, но соблюдается один интересный обычай — освящать свечи в праздник Сретения Господня. В наши дни мало кому уже известно, почему именно на Сретение во времена церковной древности исполнялся данный обряд. А причина, на самом деле, была чрезвычайно важной. И о ней мы с вами сможем узнать, послушав отрывок из пятой главы послания апостола Павла к Эфесянам. Он читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 5.
8 Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света,
9 потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.
10 Испытывайте, что благоугодно Богу,
11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.
12 Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить.
13 Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.
14 Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».
15 Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,
16 дорожа временем, потому что дни лукавы.
17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.
18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,
19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу,
После того, как в начале четвёртого века император Константин Великий сделал христианство дозволенной в Римской империи религией, позиции римского язычества стали ослабевать, но идолопоклонство ещё целые века сохраняло своё влияние на античных греков и римлян. И окончательно победить суеверия, разорвать связи с греховным прошлым должен был помочь, в том числе, и обряд освящения свечей.
В начале февраля (как раз в дни празднования Сретения Господня) древние идолопоклонники праздновали уход зимы и начало весны, совершая в ночное время сомнительные ритуалы. Христиане, желая помешать этому, брали зажжённые свечи и обходили с пением молитв улицы городов. Такие шествия со свечами указывали, что свет учения Христа победил тьму язычества.
Конечно же, во времена апостола Павла, когда христианство только зарождалось и находилось в гонимом состоянии, ни о каких крестных ходах и речи не шло. Но всё же — апостол, обращаясь к христианам города Эфес через послание, отрывок из которого мы только что слышали, просит их: «не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте». В древнем Эфесе существовало капище богини плодородия Артемиды. И местные язычники по ночам предавались в этом месте греховным утехам, полагая, что ночная тьма позволит им грешить беспрепятственно.
Апостол Павел очень переживал за эфесских христиан, бывших в прошлом идолопоклонниками. Павел обоснованно подозревал, что прежняя жизнь может притягивать его учеников. Потому и просит он своих первоначальных читателей не поддаваться страстям, не упиваться вином, не посещать развратных сборищ. Вместо всего перечисленного апостол умоляет эфесян творить добрые дела, искренне молиться Богу, с чистотой и милосердием относиться к окружающим людям.
Как это ни печально, но описанные выше реалии касаются и нас с вами. Мы живём во времена попытки реставрации язычества. Хотя вернее было бы сказать — его придумывания. Ведь от довольно примитивных верований наших предков мало что осталось. Но всё же находятся в печальном смысле энтузиасты, готовые заново сконструировать культы перунов и гермесов. И мы видим, как подготовка к проведению очередной Олимпиады начинается в Греции с танца жриц Зевса, зажигающих олимпийский огонь. А в России то и дело устраиваются какие-то конференции и церемонии славянских неоязычников.
Христианство не потому осуждает язычество, что боится конкуренции, а потому что опасается за судьбу людей, ставших адептами идолопоклонства. Ведь неправильная вера неминуемо исказит ум, чувства, здоровье человека. А ещё лишит его спасительной участи общения со Христом. Потому будем беречь себя и близких от симпатий к язычеству, которое есть тьма и безумие. И пусть свет истинной Христовой веры, превосходящей все культурные, национальные и прочие условности этого мира, освещает подобно сретенским свечам пути наших жизней. Чтобы не спотыкаться нам во мраке ложных религий, но идти прямо и без опаски по направлению к Царству Божию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Ценности и культура» Интервью с И. Докучаевым
Гость программы — Илья Докучаев, заведующий Кафедрой онтологии и теории познания Санкт-Петербургского Государственного Университета, доктор философских наук, почетный член Российской академии художеств, президент Российского культурологического общества.
Ведущий: Алексей Козырев
Все выпуски программы Философские ночи
Астрахань. Храм Казанской иконы Божией Матери
В 1769 году на безлюдной северной окраине Астрахани построили церковь в честь Казанской иконы Богородицы. Храм дал название Казанской слободе, которая образовалась вокруг него. В 1858 году в этом районе случился страшный пожар. От храма остался лишь обугленный остов. Прихожане восстановили здание, но оно уже не имело прежнего великолепия. И в 1907 году в Казанской слободе появился новый храм с прежним посвящением. Его называли «жемчужиной Поволжья». У богомольцев вызывали восхищение искусные стенные росписи, фаянсовый иконостас, хрустальные люстры-паникадила. Всё это было утрачено после революции 1917 года. Безбожники устроили в здании склад. В Казанской церкви много лет царило запустение. Лишь в 1991 году здесь вновь стали совершаться богослужения. Сегодня храм полностью восстановлен, расписан и украшен. «Жемчужина Поволжья», как встарь, радует жителей и гостей Астрахани своим убранством.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM