В цехах Томского кирпичного завода стояла непривычная тишина. Печи по-прежнему гудели, и гремел железный конвейер. Но не было слышно обычных громких пересудов, брани, резкого хохота над брошенной кем-то неприличной шуткой — всего того, чем рабочие привыкли подкреплять свой нелёгкий труд. Они работали в каком-то благоговейном молчании, а некоторые, на миг оторвавшись от станка или формы, крестились и едва заметно шевеля губами, читали молитву.
Нет, сегодня они не могли позволить себе праздную болтовню — ведь партия кирпичей, над которой они трудились, предназначалась для постройки храма! Об этом им вчера сказал сам хозяин — Иван Максимович Некрасов. Собрал рабочих во дворе, и не приказал — попросил:
— Братцы, поработайте для Бога. Пожертвуем завтрашнюю партию на строительство Петропавловской церкви! Всем заплачу вдвое, только надо постараться — десять тысяч кирпичей сделать. Что скажете — осилим?
— Осилим! — загудели рабочие.
До глубокой ночи горел свет в окнах некрасовского завода. Без перерывов, но с радостью трудились рабочие. А утром подводы с новенькими, ещё не успевшими остыть кирпичами, отправились на церковную стройку.
Купец Иван Некрасов всегда жил по принципу «разбогател — поделись с тем, кто беден». Даже в те времена, когда его доходы были ещё совсем небольшими, он находил возможность помогать людям: устраивал обеды для нищих и странников, на большие церковные праздники раздавал щедрую милостыню. Став одним из самых обеспеченных людей города, Иван Максимович многократно умножил и свои пожертвования.
В девяностых годах девятнадцатого века Некрасов передал в дар Томску большое трёхэтажное кирпичное здание вместе с прилегавшим к нему земельным участком. Несколькими годами раньше знакомый купец Ивана Максимовича просил продать ему этот дом под винную лавку и ресторан, и сулил сорок пять тысяч. Некрасов ему отказал — он хотел, чтобы здание приносило людям пользу, а не вред. Передав дом и землю в собственность города, Иван Максимович взял с властей слово, что здесь разместится городская больница.
Так и произошло. В тысяча девятьсот втором году больница была освящена и торжественно открыта. Но очень скоро стало понятно, что даже такого большого помещения не хватает, чтобы принять всех желающих — ведь благодаря финансовой поддержке Некрасова, здесь могли бесплатно лечиться бедняки и нищие. Тогда Иван Максимович выделил пятнадцать тысяч рублей и строительные материалы на постройку дополнительного больничного корпуса.
Помогал он и строительству городских храмов. Не только упомянутая Петропавловская церковь получила от него крупную партию кирпичей, но и Троицкий Собор, а также Сретенский храм.
Иван Максимович помогал деятельности Томского общества Красного Креста, в Русско-Японскую войну финансировал нужды армии, издавал на собственные деньги краеведческую литературу и возглавлял в Томске Пожарное общество. В тысяча девятьсот шестом году Некрасова избрали на пост городского головы, который он занимал в течение восьми лет.
Иван Максимович был очень необычным градоначальником. Городскую казну он предпочитал экономить. Поэтому психиатрическая клиника, акушерская школа, родильное отделение и Высшие женские курсы были открыты в Томске с активным привлечением средств из личных капиталов Некрасова.
Прошло немало лет, а любители старины до сих пор находят в городских зданиях начала прошлого века кирпичи с клеймом завода Ивана Максимовича Некрасова — словно поклон современным жителям Томска от человека, так много сделавшего для блага любимого города.
Все выпуски программы Имена милосердия
«Берегите святую веру, это неоценённое сокровище, с ним войдёте в Царство»
В 1889 году полковник Павел Иванович Плиханков, будущий преподобный Варсонофий Оптинский, приехал в монастырь Оптина пУстынь. Офицер хотел поступить в обитель. Но монастырский старец Амвросий сказал, что пока рано. И дал два года на подготовку. Это было время трудностей и борьбы. Мир не хотел отпускать подвижника. Однако заманчивые перспективы уже не могли заглушить стремления Павла Ивановича к выбранному монашескому пути. Преодолев все искушения, в возрасте сорока шести лет, Павел Плиханков поступил послушником в скит Оптиной пУстыни. Впоследствии, уже став духовником монастыря, старец Варсонофий говорил духовным детям:
«Берегите святую веру, это неоценённое сокровище, с ним войдёте в Царство: ведь не для малого мы трудимся, а для завоевания Царства, да ещё какого — Небесного».
Все выпуски программы Слова Святых
Надя Рушева
«Она рисовала сердцем» — такие слова до сих пор можно услышать из уст маститых живописцев и самых обычных людей в адрес Нади Рушевой — юной самобытной художницы. Надю называли феноменом, вундеркиндом, Божьей искрой. Маленькая девочка с большим талантом, действительно, зажглась когда-то подобно яркой вспышке. И вот уже несколько поколений согреваются светом и теплом её необыкновенного творчества. «Если хочешь согреть других, гори сам. Это трудно, но нужно», — говорила Надя.
Надя Рушева родилась в Туве в 1952 году, в семье художника и балерины. Через несколько лет семья перебралась в Москву. Мама девочки вспоминала, что Надя была подвижным и шустрым ребёнком. Заставить её сидеть спокойно можно было только одним способом — дать в руки чистый лист и карандаш. Домашние удивлялись, как легко, играючи, словно обводя лишь ей одной видимые контуры, девочка рисовала. Однажды отец читал Наде вслух «Сказку о царе Салтане». Девочка внимательно слушала и одновременно что-то рисовала в блокнотике. Когда чтение закончилось, Надя протянула блокнот отцу. И тот обомлел: за какой-то час дочь набросала 36 иллюстраций к пушкинскому произведению! Как художник Надин папа сразу понял: это не обычные детские рисунки. Они были живыми и говорящими. В них прослеживалась определённая техника, в чём-то схожая со знаменитой пушкинской графикой. Однако Надя никогда прежде не видела рисунков поэта и не могла просто скопировать его стиль. Это был удивительно.
Шло время, Надя подрастала, и рисование стало занимать её всё больше и больше. Она переносила на бумагу мир своих фантазий, то, что видела вокруг себя, о чём читала в книгах. Плодом таких глубоких впечатлений стал цикл «Пушкиниана». Надя создала его, когда ей было всего 8 лет. Несколько десятков рисунков в стиле пушкинских «рисунков на полях» — иллюстрации к произведениям поэта, сцены из его жизни. Когда эти работы увидел пушкинист Арнольд Гессен, он был потрясён. «Откуда у этой девочки такое глубокое и изящное чутье художника? Откуда такое ясновидящее проникновение в дух и настроения Пушкина и его эпохи?» — воскликнул он. Столь же тонко Надя Рушева смогла проникнуть своими рисунками в художественный мир Лермонтова, Гоголя, Толстого, Шекспира, Булгакова, Экзюпери. Она нарисовала эскизы к несуществующему тогда ещё балету «Анна Каренина». Вдохновившись стремительными линиями этих Надиных рисунков, композитор Родион Щедрин написал такой балет. А балерина Майя Плисецкая станцевала в нём.
Рисунки Нади Рушевой рождались сразу, без черновиков и эскизов. Они появлялись на бумаге буквально в одно мгновение. Художница признавалась: «Я их заранее вижу. Они проступают, как водяные знаки, и мне остаётся их обвести». Каждый, кто соприкасался с творчеством Нади, чувствовал в её рисунках Божий дар. «Девочка обладала поразительным талантом проникновения в область человеческого духа», — писал о Рушевой академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв. Духовные мотивы отчётливо просматривались в работах Нади. Своей любимой картиной она называла «Благовещение» Боттичели. И сама нарисовала Богородицу и ангелов. Этот рисунок хранится в музее Нади Рушевой, в школе, где она училась.
Одноклассники Нади вспоминали, что она всеми силами старалась приобщить их к прекрасному. Она организовывала для ребят экскурсии в музеи, на художественные выставки. После уроков рассказывала им об искусстве. Надя Рушева не думала о славе, хотя при жизни у неё прошло несколько десятков персональных выставок, как в России, так и за рубежом. «Люди нуждаются в таком искусстве, как в глотке свежего воздуха», — писал академик Лихачёв. Действительно, Наде присылали письма со всех уголков родной страны и из-за её пределов. Люди говорили, что Надя помогает им своим творчеством. Лучшей благодарности для художницы невозможно было и придумать.
Увы, девочке с удивительным талантом было отмерено всего 17 лет. Надя Рушева скончалась от внезапного разрыва аневризмы. «Ведь правда, нельзя жить так, чтобы только для себя», — часто говорила Надя. Свою короткую жизнь она отдала искусству и людям, которые и сегодня, глядя на её рисунки, хотя бы на несколько мгновений становятся счастливее.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Александра Архангельская
Преподаватели и воспитанники Тульской женской гимназии старались привыкнуть к новой ученице первого класса. С малышами за школьной партой сидела... 20-летняя девица. Она старательно выводила на грифельной доске буквы и читала по слогам, водя пальцем по строчкам книги. Звали необычную первоклассницу Александра Гавриловна Архангельская.
Александра была дочерью сельского священника, и так уж вышло, что к своим 19 годам девушка не знала грамоты, совсем не умела читать и писать. Но очень хотела научиться. Ей было неловко и даже стыдно перед вдвое младшими одноклассниками, которые, к тому же, частенько над ней подтрунивали. Но упорство и смелость придавала мечта: Александра хотела получить образование и стать доктором, чтобы помогать людям. Целеустремлённость девушки была поразительной: всего лишь за год Архангельская освоила шестилетний гимназический курс, и в 1874-м окончила гимназию. При Санкт-Петербургской Медико-хирургической академии тогда существовали женские курсы. Александра отправилась в столицу, и спустя семь лет учёбы стала дипломированным специалистом — одной из немногих женщин-врачей того времени. Александра получила диплом первой степени — то есть оказалась одной из лучших среди студентов-однокурсников. Её учителями были такие светила медицины, как Склифосовский, Манассеин, Рейер. В хирургической клинике профессора Рейера Архангельская стажировалась после выпуска, а затем отправилась на практику в Европу.
В 1883 году Александра получила назначение в Московскую губернию, село Петровское Верейского уезда. Молодому земскому доктору не терпелось приступить к своим обязанностям, но в Петровском... не было больницы. И если вести амбулаторный приём в обычной крестьянской избе ещё представлялось возможным, то проводить хирургические операции было уже рискованно. Земство хоть и планировало построить больницу в селе, однако не обещало, что это произойдёт скоро. И Александра Гавриловна решилась начать строительство самостоятельно. Она без устали обивала пороги влиятельных чиновников, богатых людей. Нашла средства, лично наняла строителей. Одному из жертвователей Архангельская писала: «С этой стройкой слилась теперь вся моя жизнь. В каждом брёвнышке, в каждом кирпиче часть моих забот и участия... Хотя я неопытна в таких крупных хозяйственных делах, но интерес и преданность делу заменят отчасти опытность». Через два года — срок по тем временам очень небольшой — в Петровском появилась больница на 15 коек. В ней Александра Гавриловна провела тысячи операций. Архангельская принимала роды, удаляла опухоли, делала трахеотомию — хирургические операции на дыхательных путях, извлекала катаракту. Сложнейшую офтальмологическую операцию Архангельская с успехом провела более тысячи раз — и это в простой земской лечебнице, без специального оборудования! Пациенты, простые сельчане, отмечали её доброе, внимательное, участливое отношение. Александра Гавриловна говорила: «К операции над крестьянином земский врач должен приступить так, как столичный хирург к операции над вельможей». Архангельская сделала больницу одной из лучших в уезде. Постепенно при клинике появилось здание амбулатории, инфекционный барак, терапевтическое и родильное отделение, часовня, прачечная, баня. К 1902-му году Петровская больница обслуживала уже около семисот окрестных населённых пунктов.
Своему детищу Александра Гавриловна Архангельская посвятила 22 года жизни. О себе заботилась мало — жила в сыром, неотремонтированном доме. Не стремилась к повышению по службе, к престижной работе в столичных клиниках. В деревне, помогая простым крестьянам, она чувствовала себя счастливой. Доктор заботилась не только об их здоровье, но многое сделала и для народного просвещения. Архангельская планировала открыть в селе народную читальню. Но не успела довести дело до конца — в январе 1905 года, в возрасте всего лишь 54-х лет, она скончалась. Все свои небольшие сбережения Александра Гавриловна завещала на благотворительность. На эти средства, спустя некоторое время, и была построена читальня. В некрологе коллеги Архангельской написали: «Покойная всей своей жизнью доказала, что можно сделать своею любовью и добросовестностью, независимо от внешних условий».
Все выпуски программы Жизнь как служение