
Фото: Олег Варов / Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Пасха — один из самых любимых праздников в Болгарии. Несмотря на то, что сегодня Болгарская Православная Церковь находится в некотором кризисе. В этой стране до сих не преодолены последствия советского атеистического периода, а потому православие в Болгарии воспринимается ее жителями скорее как культурный компонент, а не как живая религиозная традиция.
Тем не менее, Пасху в Болгарии принято праздновать с размахом. Правда, болгарские храмы в пасхальную ночь не переполнены народом, в отличие от праздничных столов, которые полны и угощений и сидящими за ними людьми. Пасху в Болгарии принято называть Великден. Этим подчеркивается, что Пасха — главный день в году, праздник, который освобождает человека и от повседневных трудов, и от прочих бытовых забот. К празднованию Великдня болгарские хозяйки начинают готовиться заблаговременно. Обычно уборка происходит в Великую среду — среду Страстной седмицы. А готовка основных блюд осуществляется в Великий или Страстной четверг.
Посетив утром богослужение, во время которого Церковь вспоминает событие Тайной вечери, болгарки возвращаются домой и первым делом замешивают тесто для главного пасхального угощения — козунака. Козунак — болгарский аналог нашего кулича. Он представляет собой сдобный хлеб, тесто которого замешано на таком количестве яиц, что становится совершенно желтым. В дополнение к яйцам в тесто козунака в Болгарии принято класть изюм, кунжут, орехи и даже творог.
Козунак не просто очень вкусный хлеб, он еще и внешне очень красивый. После того, как тесто доходит до нужной кондиции и в него вложены все необходимые ингредиенты, болгарские хозяйки заполняют им специальную круглую форму, а сверху украшают козунак кусочками теста, завитыми в косички.
Козунак выпекается в печи или духовке. Обычно он получается настолько душистым и мягким, что подчас невозможно остановиться хочется есть его кусочек за кусочком. Болгары настолько любят есть козунак, что теперь готовят его уже не только на Пасху, но и на другие праздники. Кроме того, козунак сегодня можно купить и в обычном супермаркете.
На пасхальном столе козунак соседствует с еще двумя традиционными болгарскими угощениями. Это, конечно же, крашеные яйца (универсальный символ православной Пасхи) и запеченное мясо ягненка. Последнее блюдо попало в болгарское пасхальное меню напрямик из Ветхого Завета. Дело в том, что еще со времен пророка Моисея в еврейском народе существовала традиция на Пасху закалывать ягненка — что было символом пророчества о Христе, который, будучи безгрешным, как ягненок, пострадает за людей. Запеченный ягненок на болгарском столе также является напоминанием о подвиге Спасителя. Вот так болгарский пасхальный стол богат и на угощения, и на богословский смысл.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Необычное путешествие»
В этом выпуске своими светлыми историями о том, как опыт пребывания в далекой от православия стране помог по-новому взглянуть на веру, поделились ведущие Радио ВЕРА Константин Мацан, Марина Борисова, Кира Лаврентьева, а также наш гость — благочинный приходов Сурожской епархии Московского Патриархата в Северной Ирландии, доктор философии, член Союза писателей России протоиерей Георгий Завершинский.
Ведущие: Константин Мацан, Марина Борисова, Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлые истории
Псалом 27. Богослужебные чтения

Вера в Бога предполагает не только радость, но и верность имеющимся принципам. Не зря апостол Павел пишет, что признаком истинного служителя Божия является терпение. Не мягкотелость, а именно стойкость, умение переносить вызовы жизни. Таким терпением, безусловно, обладал царь и пророк Давид. Об этом мы можем судить на основании псалма 27-го, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 27.
Псалом Давида.
1 К тебе, Господи, взываю: твердыня моя! не будь безмолвен для меня, чтобы при безмолвии Твоём я не уподобился нисходящим в могилу.
2 Услышь голос молений моих, когда я взываю к Тебе, когда поднимаю руки мои к святому храму Твоему.
3 Не погуби меня с нечестивыми и с делающими неправду, которые с ближними своими говорят о мире, а в сердце у них зло.
4 Воздай им по делам их, по злым поступкам их; по делам рук их воздай им, отдай им заслуженное ими.
5 За то, что они невнимательны к действиям Господа и к делу рук Его, Он разрушит их и не созиждет их.
6 Благословен Господь, ибо Он услышал голос молений моих.
7 Господь — крепость моя и щит мой; на Него уповало сердце моё, и Он помог мне, и возрадовалось сердце моё; и я прославлю Его песнью моею.
8 Господь — крепость народа Своего и спасительная защита помазанника Своего.
9 Спаси народ Твой и благослови наследие Твоё; паси их и возвышай их во веки!
Жизнь царя и пророка Давида редко когда была спокойной. Сначала его преследовал безумный правитель Саул. Потом на Давида поднял руку его собственный сын — Авессалом. Последний находился в убеждении, что делает правое дело, защищает справедливость. А ещё некоторые предательски настроенные подданные убедили Авессалома в том, что он станет правителем лучшим, чем его отец. Вспыхнуло восстание. Давид, не желая устраивать гражданскую войну, скрылся, начал скитаться, прячась от собственного сына. Конечно, царю было очень тяжело. Он молится Богу: «К тебе, Господи, взываю: твердыня моя! не будь безмолвен для меня, чтобы при безмолвии Твоём я не уподобился нисходящим в могилу».
Поддавшись чувствам, Давид вполне по-ветхозаветному сначала просит Господа об отмщении: «Воздай им по делам их, по злым поступкам их; по делам рук их воздай им, отдай им заслуженное ими». Не в этом псалме, правда, а в иных, написанных в тот же период, царь оговаривается и просит Бога вразумить противников, но не лишать их жизни. Что совершенно понятно. Кто захочет гибели собственного ребёнка? Даже если ребёнок встал на путь зла.
Продолжая свою молитву, пророк ясно говорит, что единственной его опорой в жизни является Господь Бог. Только Он способен защитить от зла. Только Он может показать всё бессилие лжи, даже если она коварно прикрывается рассуждениями о мире и справедливости. Бог всё тайное обязательно сделает явным. Давид проникновенно пишет: «Господь — крепость моя и щит мой; на Него уповало сердце моё, и Он помог мне, и возрадовалось сердце моё; и я прославлю Его песнью моею».
Просьбы, которые Давид обращает к Господу, не стоит воспринимать как проявление исключительно его личного желания сохранить жизнь. Давид рассматривает собственное бытие сквозь призму судьбы народа, над которым Бог поставил его царствовать. Царствовать не в смысле беспечно пользоваться благами власти, а служить счастью людей, заботиться об их нуждах. И Давид понимает, что только опираясь на правду Божию, он способен исполнить возложенную на него миссию. Иначе царь точно не справится. Ведь искушение властью велико. Ему поддался Авессалом, решивший стать узурпатором. Давид же взывает к Богу и искренне просит Его о помощи, поддержке: «Господь — крепость народа Своего и спасительная защита помазанника Своего. Спаси народ Твой и благослови наследие Твоё; паси их и возвышай их во веки!»
Молитвы Давида были услышаны. Бунт Авессалома завершился провалом. Сам же неразумный царевич погиб, потому что до конца решил служить своей гордости. Давид очень горевал по поводу смерти сына, но мы сами — распорядители своей судьбы. Будем помнить об этом, и ни в коем случае не станем отступать от правды Божией.
Псалом 27. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 27. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 27. На струнах Псалтири
1 К тебе, Господи, взываю: твердыня моя! не будь безмолвен для меня, чтобы при безмолвии Твоем я не уподобился нисходящим в могилу.
2 Услышь голос молений моих, когда я взываю к Тебе, когда поднимаю руки мои к святому храму Твоему.
3 Не погуби меня с нечестивыми и с делающими неправду, которые с ближними своими говорят о мире, а в сердце у них зло.
4 Воздай им по делам их, по злым поступкам их; по делам рук их воздай им, отдай им заслуженное ими.
5 За то, что они невнимательны к действиям Господа и к делу рук Его, Он разрушит их и не созиждет их.
6 Благословен Господь, ибо Он услышал голос молений моих.
7 Господь - крепость моя и щит мой; на Него уповало сердце мое, и Он помог мне, и возрадовалось сердце мое; и я прославлю Его песнью моею.
8 Господь - крепость народа Своего и спасительная защита помазанника Своего.
9 Спаси народ Твой и благослови наследие Твое; паси их и возвышай их во веки!