
Фото: Piqsels
Мы уже как-то говорили с вами о пасхальных традициях Греции, но это не означает, что эту тему можно считать исчерпанной. Дело в том, что греческая православная культура очень богата разными обрядами и обычаями, связанными с празднованием Пасхи.
Например, на острове Парос день Пасхи и предшествующая ему Страстная седмица, неделя воспоминаний о страданиях Христа, наполнены удивительными и чрезвычайно колоритными традициями. Начиная со великого Понедельника, первого дня Страстной недели, жители Пароса начинают процесс подготовки к последующим торжествам — с пляжей убирается мусор, мостовые тщательно моются, фасады зданий подкрашиваются. Остров приводится в полный порядок. Хозяйки начинают приготовление особых постных угощений, которые будут потом раздаваться людям в Страстную Пятницу.
Утром Страстной Пятницы пароссцы собираются в храмах, где совершается богослужение в память о смерти Христа на кресте. А вечером Страстной Пятницы на Паросе совершается удивительный обряд воспоминания о последних днях земной жизни Спасителя. Это настоящее театральное представление, участие в котором принимают около двухсот человек.
Жители Пароса, а также люди из других областей Греции вечером Страстной Пятницы разыгрывают на улицах Пароса благоговейный и очень трогательный спектакль. Кто-то во время него изображает Христа, кто-то — апостолов, жён-мироносиц, римских солдат. Перед зрителями разыгрываются пятнадцать сцен, в ходе которых изображаются события от взятия Спасителя под стражу и до Его Воскресения.
Вот некоторые из них: Воскрешение Лазаря, Вход Господа в Иерусалим, Раскаяние Магдалины, Тайная вечеря, суд над Христом у Понтия Пилата, Восхождение на Голгофу, Распятие, Положение во Гроб. Жители острова одеваются в костюмы, напоминающие одежду жителей Израиля времен Христа. Те из них, кто изображает римских солдат и Пилата, готовят к представлению наряды, традиционные для Римской империи. Пасхальное представление на Паросе производит на зрителя неизгладимое впечатление. Оно очень красочно, но при этом благоговейно и наполнено молитвой.
Традиция делать театральное представление на Страстной седмице существует на острове Парос с 1924 года, когда впервые пасхальный спектакль был организован и вдохновлен деревенской учительницей Василией Кафури-Асонити. Спектакль очень понравился жителям Парос и с тех проводится ежегодно. Существуют также люди, жители иных греческих островов и регионов, которые регулярно приезжают на Парос, чтобы поучаствовать в представлении.
Пасхальный спектакль на Паросе прерывается на время богослужений Великой Субботы и Пасхи, а затем традиционно заканчивается сжиганием чучела Иуды во время Крестного хода в пасхальную ночь. Это действие символизирует то, что жители Пароса отрекаются от Иуды и его греха и выражают свое желание быть со Христом. В сам день Пасхи в полдень на площадях селений острова обычно устраивается веселый праздник под названием «Торжество Любви». Семейные пароссцы всегда приходят на него с детьми. Потому что в праздник Любви можно попробовать самые вкусные греческие сладости, а еще и покататься на карусели.
Все выпуски программы Вселенная православия
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер