Евр., 321 зач., IX, 8-10, 15-23.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. В 30-е годы в исправительно-трудовых лагерях Советского союза появился лозунг: «На свободу — с чистой совестью». В то время людям казалось, что, поработав в лагере на благо общества, человек очистит свою совесть, которая мучила его за то, что прежде он был дармоедом и эксплуатировал других. Верующий человек может сказать на это: так это же были атеисты, они просто не учитывали духовной составляющей нравственной жизни. Вот верили бы они в Бога, рассуждали бы по-другому. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос даёт апостол Павел в двух отрывках из 9-й главы послания к евреям, которые читаются сегодня в храме во время богослужения. Давайте их послушаем.
Глава 9.
8 Сим Дух Святый показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стоит прежняя скиния.
9 Она есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего,
10 и которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления.
15 И потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное.
16 Ибо, где завещание, там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя,
17 потому что завещание действительно после умерших: оно не имеет силы, когда завещатель жив.
18 Почему и первый завет был утвержден не без крови.
19 Ибо Моисей, произнеся все заповеди по закону перед всем народом, взял кровь тельцов и козлов с водою и шерстью червленою и иссопом, и окропил как самую книгу, так и весь народ,
20 говоря: это кровь завета, который заповедал вам Бог.
21 Также окропил кровью и скинию и все сосуды Богослужебные.
22 Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения.
23 Итак образы небесного должны были очищаться сими, самое же небесное лучшими сих жертвами.
Человеку всегда было важно понимать, что думают о нём люди. В текстах многих древних цивилизаций мы видим беспокойство героев, о том, как смотрит на них общество, как оно их оценивает. Герои стремились к тому, чтобы иметь честное имя, а в идеале прославиться и иметь добрую память среди потомков. В отличие от языческих культур, культура ветхозаветная предполагала, что главной причиной беспокойства должно быть мнение Бога о человеке. Это беспокойство могло выражаться по-разному, но так или иначе завет означал, что тот, кто в нём состоит, будет отвечать перед Богом, а не перед людьми. Конечно, такое сознание сформировалось не сразу, но погружаясь в мир заповедей, человек постепенно привыкал смотреть на себя и соизмерять свои поступки с волей Божией, а соразмерив, стремиться к тому, чтобы этой воле соответствовать. Не почитай иных богов, не убивай, почитай отца и мать, не прелюбодействуй... Эти и другие заповеди оказывались обязательными для исполнения. И хотя большее число из них имело отношение к межчеловеческим отношениям, все они осмыслялись как совершаемые перед лицом Бога.
Однако оказалось, что одно дело согласиться исполнять заповеди и совсем другое дело — сделать это на практике. Люди грешили и быть совершенными у них никак не получалось. Заключив завет, они обязались быть святыми, то есть отделённым от язычников Божьим народом, но в реальности нарушали даже те заповеди, которые влекли за собой смертную казнь. Впрочем, во многих случаях случайный грех или грех по неведению предполагал не смерть, но принесение жертвы. Человек в некотором смысле замещал свою жизнь жизнью животного и получал ощущение прощения. Но вот в чём беда — это ощущение не исправляло его и не давало ему полной чистоты, оказывая скорее психологический эффект. Именно это и имеет в виду апостол Павел, когда пишет, что жертвы не могли сделать совершенными в совести того, кто их приносил. Одного ощущения невиновности было мало, людям нужна была возможность действительного примирения с Богом и обновления жизни. Подлинный смысл завета был именно в этом и открылся он всем людям в Иисусе Христе. Бог, призвавший нас к совершенству совести, не оставил нас наедине с нашими грехами, но пришёл для того, чтобы обновить нас и соединить нас с Собой.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
3 ноября. О блаженстве учеников Христа

В 10-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа, обращённые к ученикам: «Блаженны очи, видящие то, что вы видите!»
О блаженстве учеников Христа — протоиерей Илья Кочуров.
Слово «блаженство» можно сравнить с русским словом «счастье» — счастливое пребывание человека в каком-то состоянии. Вне всякого сомнения, лицезрение пречистого лика Спасителя, слышание Его Божественного голоса — это само по себе является уже великим счастьем для человека.
И когда народ Божий, избранный, слышал от пророков о том, что грядёт время, когда придёт Мессия, Спаситель, безусловно, каждый из иудеев мечтал о том, что, может быть, Его Господь сподобит когда-то лицом к лицу увидеть Спасителя.
Но в этих словах мы ещё должны понимать, что блаженство, счастье для каждого человека, даже живущего не во времена Спасителя, — это иметь возможность постигать глубокое и спасительное учение Господа нашего Иисуса Христа.
Древние пророки, цари, даже возьмём Давида, царя Соломона, других благочестивых царей израильских, они, конечно же, мечтали и желали бы видеть Господа Иисуса Христа лицом к лицу. Пророки пророчествовали об этом, а вот апостолы были избраны для того, чтобы быть со Христом, слышать Его Слово и передать Его всему миру.
И блаженство нас, христиан, заключается в том, что мы имеем возможность через Евангелие, через проповедь Церкви слышать слова Христа, и, исполняя их, перед нами открывается вечное спасение.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 ноября. О ложном смиренномудрии

Во 2-й главе Послания апостола Павла к колоссянам есть слова: «Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием».
О ложном смиренномудрии — священник Николай Конюхов.
Апостол Павел предупреждает, что некоторые люди под ложным смиренномудрием начинают мудрствовать неправильно, в том числе и о спасении, которое приходит к нам от Христа. Некоторые в христианской общине учили, что спасение происходит от ангелов, а это было неправильно.
И апостол Павел предупреждает нас не быть религиозно всеядными и не быть падкими на каждое новое или новомодное учение.
Поэтому очень важно, чтобы мы держались строго той истины, которую открыли для нас апостолы, которые сказали, что если мы или даже ангел с неба начнёт вам благовествовать что-то другое, чем мы вам благовествовали, не верьте.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 ноября. О четырёх правилах добродетели святого Илариона Великого
Сегодня 3 ноября. День памяти Преподобного Илариона Великого, отошедшего ко Господу в четвертом веке на Кипре.
О четырёх правилах добродетели святого Илариона — священник Родион Петриков.
Правила подвижника IV века поражают своей актуальностью. Их всего четыре, но они как надёжный компас в хаосе современной жизни.
Правило первое — умеренность во всём. Не голод, но и не излишество. Как писал святой Иларион, чрево — не враг, но становится бунтарём, если дать ему волю.
Правило два — храни чистоту сердца. Не только телесную, но и мысленную. Когда в голову лезут тревоги, святой советовал заменять их молитвой:«Господи, как Ты хочешь, так и будет».
Правило третье — непрестанная молитва. Не обязательно долгие правила, но даже короткое воздыхание в дорожной пробке: «Слава Богу за всё», —это уже стрела, пущенная к небу. Сам преподобный утверждал, что молитва — это воздух для души.
Правило четвёртое — помни о вечности. Когда знаешь главную цель, то не цепляешься за обиды или неудачи в карьере. Умирая каждый день, святой учился ценить дар Божий в самом малом. И это ведёт не к унынию, а к свободе и подлинной христианской радости.
Наконец, главный секрет святой видел в том, что добродетель — это не подвиг, а привычка на каждый день. Как он сам писал: «Сперва ты владеешь правилом, а потом оно владеет тобою и ведёт ко Христу».
Все выпуски программы Актуальная тема







