
Евр., 321 зач., IX, 8-10, 15-23.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. В 30-е годы в исправительно-трудовых лагерях Советского союза появился лозунг: «На свободу — с чистой совестью». В то время людям казалось, что, поработав в лагере на благо общества, человек очистит свою совесть, которая мучила его за то, что прежде он был дармоедом и эксплуатировал других. Верующий человек может сказать на это: так это же были атеисты, они просто не учитывали духовной составляющей нравственной жизни. Вот верили бы они в Бога, рассуждали бы по-другому. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос даёт апостол Павел в двух отрывках из 9-й главы послания к евреям, которые читаются сегодня в храме во время богослужения. Давайте их послушаем.
Глава 9.
8 Сим Дух Святый показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стоит прежняя скиния.
9 Она есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего,
10 и которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления.
15 И потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное.
16 Ибо, где завещание, там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя,
17 потому что завещание действительно после умерших: оно не имеет силы, когда завещатель жив.
18 Почему и первый завет был утвержден не без крови.
19 Ибо Моисей, произнеся все заповеди по закону перед всем народом, взял кровь тельцов и козлов с водою и шерстью червленою и иссопом, и окропил как самую книгу, так и весь народ,
20 говоря: это кровь завета, который заповедал вам Бог.
21 Также окропил кровью и скинию и все сосуды Богослужебные.
22 Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения.
23 Итак образы небесного должны были очищаться сими, самое же небесное лучшими сих жертвами.
Человеку всегда было важно понимать, что думают о нём люди. В текстах многих древних цивилизаций мы видим беспокойство героев, о том, как смотрит на них общество, как оно их оценивает. Герои стремились к тому, чтобы иметь честное имя, а в идеале прославиться и иметь добрую память среди потомков. В отличие от языческих культур, культура ветхозаветная предполагала, что главной причиной беспокойства должно быть мнение Бога о человеке. Это беспокойство могло выражаться по-разному, но так или иначе завет означал, что тот, кто в нём состоит, будет отвечать перед Богом, а не перед людьми. Конечно, такое сознание сформировалось не сразу, но погружаясь в мир заповедей, человек постепенно привыкал смотреть на себя и соизмерять свои поступки с волей Божией, а соразмерив, стремиться к тому, чтобы этой воле соответствовать. Не почитай иных богов, не убивай, почитай отца и мать, не прелюбодействуй... Эти и другие заповеди оказывались обязательными для исполнения. И хотя большее число из них имело отношение к межчеловеческим отношениям, все они осмыслялись как совершаемые перед лицом Бога.
Однако оказалось, что одно дело согласиться исполнять заповеди и совсем другое дело — сделать это на практике. Люди грешили и быть совершенными у них никак не получалось. Заключив завет, они обязались быть святыми, то есть отделённым от язычников Божьим народом, но в реальности нарушали даже те заповеди, которые влекли за собой смертную казнь. Впрочем, во многих случаях случайный грех или грех по неведению предполагал не смерть, но принесение жертвы. Человек в некотором смысле замещал свою жизнь жизнью животного и получал ощущение прощения. Но вот в чём беда — это ощущение не исправляло его и не давало ему полной чистоты, оказывая скорее психологический эффект. Именно это и имеет в виду апостол Павел, когда пишет, что жертвы не могли сделать совершенными в совести того, кто их приносил. Одного ощущения невиновности было мало, людям нужна была возможность действительного примирения с Богом и обновления жизни. Подлинный смысл завета был именно в этом и открылся он всем людям в Иисусе Христе. Бог, призвавший нас к совершенству совести, не оставил нас наедине с нашими грехами, но пришёл для того, чтобы обновить нас и соединить нас с Собой.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
10 мая. О подражании святым

В 4-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Подражайте мне, как я Христу».
О подражании святым — священник Захарий Савельев.
Наша вера есть вера подражания. Мы подражаем. Апостолы подражали Спасителю, апостолы подражали Пророку. Допустим, вот эпизод, когда апостол Павел воскрешает юношу, который был на Агапе, упал и умер, и он ложится на него. Это точное такое подражание Пророку Елисею, когда он таким же образом воскрешает мертвого. То есть мы подражаем нашим духовным отцам, нашим наставникам. Они подражали своим наставникам и так до самих апостолов и до самого Спасителя. То есть, получается, наша вера есть вера подражания. Но в то же время Господь оставляет обязательно за человеком свободу, обязательно свободу творчества. Но и эта свобода тоже должна быть в некой форме подражанием. Это и есть традиция, это и есть то преемство от апостолов, которое дошло до наших дней.
Все выпуски программы Актуальная тема
10 мая. О причинах ненависти ко Христу

В 15-й главе Евангелия от Иоанна есть слова: «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел».
О причинах ненависти ко Христу — священник Павел Гумеров.
В 2004 году при избрании комиссара Европейского Союза была отклонена кандидатура итальянца-христианина только за то, что этот человек исповедует христианские нравственные ценности. И вошел в обиход термин «христианофобия». Но христианофобия, ненависть ко Христу и к христианам, появилась не в XXI веке, а в веке I, когда были воздвигнуты первые гонения на христиан. И Господь дает нам надежду и упование, и объясняет эту ненависть. Господь говорит: «Если бы вы были от мира, мир любил бы вас». То есть христианин является белой вороной, он иной, он другой. И тем, что он живет по правде Божией, по заповедям Божьим, конечно же, он уже обличает мир. Но Господь вселяет в нас надежду. Он говорит, что «Мужайтесь, ибо я победил мир». И поэтому не нужно смущаться и бояться. Это совершенно нормально. «Подражайте мне, как я подражаю Христу», говорит нам апостол Павел.
Все выпуски программы Актуальная тема
10 мая. О подвиге святого Симеона Иерусалимского

Сегодня 10 мая. Церковь чтит память Апостола от 70-ти и священномученика Симеона Иерусалимского, сродника Господня, пострадавшего за Христа в 107 году.
О подвиге святого — священник Стахий Колотвин.
Каждый апостол приближается к Богу, потому что проповедует Евангелие. Именно на это он поставлен Господом. Каждый святитель приближается к Богу, потому что он управляет вверенной ему общиной из православных христиан и ведет их ко спасению, несмотря на все окружающие препятствия. Мы помним, что величайшим иудеем, принявшим Христа, был Иаков, брат Божий, старший из сыновей Иосифа. И вот мы смотрим, он принимает мученическую смерть, потому что уже иудеи начинают понимать — христианская община. Несмотря на то, что иудеи и христиане продолжают соблюдать ветхозаветные заповеди, это явление совсем иное. И здесь кто был тем человеком, который исполнил евангельскую заповедь Христа, который говорит, когда увидите воинов вокруг Иерусалима, когда увидите вот эти все знамения, бегите в горы? Это был святой апостол Симеон Иерусалимский. Симеон Иерусалимский выполнил важную задачу, потому что он сохранил Православную Иерусалимскую Общину, даже когда был город разрушен, когда камня на камне не осталось ни от Иерусалимского храма, ни от домов вокруг, потому что, как говорится, «Церковь Божия, Храм Божий не в бревнах, а в ребрах».
Все выпуски программы Актуальная тема