
Евр., 321 зач., IX, 8-10, 15-23.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. В 30-е годы в исправительно-трудовых лагерях Советского союза появился лозунг: «На свободу — с чистой совестью». В то время людям казалось, что, поработав в лагере на благо общества, человек очистит свою совесть, которая мучила его за то, что прежде он был дармоедом и эксплуатировал других. Верующий человек может сказать на это: так это же были атеисты, они просто не учитывали духовной составляющей нравственной жизни. Вот верили бы они в Бога, рассуждали бы по-другому. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос даёт апостол Павел в двух отрывках из 9-й главы послания к евреям, которые читаются сегодня в храме во время богослужения. Давайте их послушаем.
Глава 9.
8 Сим Дух Святый показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стоит прежняя скиния.
9 Она есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего,
10 и которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления.
15 И потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное.
16 Ибо, где завещание, там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя,
17 потому что завещание действительно после умерших: оно не имеет силы, когда завещатель жив.
18 Почему и первый завет был утвержден не без крови.
19 Ибо Моисей, произнеся все заповеди по закону перед всем народом, взял кровь тельцов и козлов с водою и шерстью червленою и иссопом, и окропил как самую книгу, так и весь народ,
20 говоря: это кровь завета, который заповедал вам Бог.
21 Также окропил кровью и скинию и все сосуды Богослужебные.
22 Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения.
23 Итак образы небесного должны были очищаться сими, самое же небесное лучшими сих жертвами.
Человеку всегда было важно понимать, что думают о нём люди. В текстах многих древних цивилизаций мы видим беспокойство героев, о том, как смотрит на них общество, как оно их оценивает. Герои стремились к тому, чтобы иметь честное имя, а в идеале прославиться и иметь добрую память среди потомков. В отличие от языческих культур, культура ветхозаветная предполагала, что главной причиной беспокойства должно быть мнение Бога о человеке. Это беспокойство могло выражаться по-разному, но так или иначе завет означал, что тот, кто в нём состоит, будет отвечать перед Богом, а не перед людьми. Конечно, такое сознание сформировалось не сразу, но погружаясь в мир заповедей, человек постепенно привыкал смотреть на себя и соизмерять свои поступки с волей Божией, а соразмерив, стремиться к тому, чтобы этой воле соответствовать. Не почитай иных богов, не убивай, почитай отца и мать, не прелюбодействуй... Эти и другие заповеди оказывались обязательными для исполнения. И хотя большее число из них имело отношение к межчеловеческим отношениям, все они осмыслялись как совершаемые перед лицом Бога.
Однако оказалось, что одно дело согласиться исполнять заповеди и совсем другое дело — сделать это на практике. Люди грешили и быть совершенными у них никак не получалось. Заключив завет, они обязались быть святыми, то есть отделённым от язычников Божьим народом, но в реальности нарушали даже те заповеди, которые влекли за собой смертную казнь. Впрочем, во многих случаях случайный грех или грех по неведению предполагал не смерть, но принесение жертвы. Человек в некотором смысле замещал свою жизнь жизнью животного и получал ощущение прощения. Но вот в чём беда — это ощущение не исправляло его и не давало ему полной чистоты, оказывая скорее психологический эффект. Именно это и имеет в виду апостол Павел, когда пишет, что жертвы не могли сделать совершенными в совести того, кто их приносил. Одного ощущения невиновности было мало, людям нужна была возможность действительного примирения с Богом и обновления жизни. Подлинный смысл завета был именно в этом и открылся он всем людям в Иисусе Христе. Бог, призвавший нас к совершенству совести, не оставил нас наедине с нашими грехами, но пришёл для того, чтобы обновить нас и соединить нас с Собой.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержать уникальный православный центр «Умиление» в Волгоградской области

В 50 километрах от города Волгограда, в селе Заплавное, находится Православный центр «Умиление». Уникально это место тем, что на его территории располагаются: храм, детский сад, гимназия, школа искусств и кадетский корпус. Здесь же действует колледж, в котором ребята осваивают профессию повара и швейное дело. Также у центра есть своё небольшое хозяйство, благодаря которому дети приучаются к труду и заботе о животных.
В село Заплавное приезжают ребята со всей округи. В православном центре «Умиление» у них есть возможность получить бесплатное качественное образование, раскрыть свои способности и вырасти духовно.
Многим настолько здесь нравится, что, вырастая, они сюда возвращаются: приводят в центр своих детей или устраиваются на работу.
Александра Иванченко сегодня преподаёт православную певческую культуру в местной Детской школе искусств. А когда-то она сама обучалась тут духовной музыке и пению на клиросе. Александра была участницей хорового коллектива «Умиление», который стал призёром и лауреатом множества всероссийских и международных конкурсов и фестивалей. В 2006 году она поступила в Волгоградский колледж искусств, затем обучалась в консерватории. И спустя некоторое время устроилась на работу в Детскую школу искусств православного центра.

Сейчас Александра Иванченко — ведущий преподаватель. Она с большой любовью обучает детей церковному пению.
Православный центр «Умиление» — это площадка для развития, становления и образования детей. У каждого ребёнка здесь равные возможности.
Больше узнать об уникальном православном центре в Волгоградской области и поддержать его работу можно на сайте центра «Умиление».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Храмовая архитектура Северо-Восточной Руси. Юрьев-Польский, Боголюбово». Юлия Ратомская

У нас в студии была главный научный сотрудник музея архитектуры имени Щусева Юлия Ратомская.
Разговор шел о святынях Северо-Восточной Руси, об особенностях архитектуры домонгольской эпохи, кто и как строил тогда храмы, в частности, в районе Юрьев-Польского и Боголюбово.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о храмах Северо-Восточной Руси.
Первая беседа с Анатолием Оксенюком и Олегом Рыжковым была посвящена истории Георгиевского собора в Юрьев-Польском;
Первая беседа с Анатолием Оксенюком и Олегом Рыжковым была посвящена истории изучения и восстановления Георгиевского собора в Юрьев-Польском.
Все выпуски программы Светлый вечер
«Общемосковский крестный ход». Архиеп. Савва (Тутунов)

У нас в гостях был председатель Синодального миссионерского отдела, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси архиепископ Зеленоградский Савва.
Мы говорили о дне памяти московских святых и о приуроченном к этому празднику общемосковском крестном ходе.
Все выпуски программы Светлый вечер