Людмила Петровна в своем творчестве и жизни несла доброту и чистоту, ведь знаменитой она стала на всю страну после исполнения песни Золушки на «Голубом огоньке» в 1972 году.
Людмила Сенчина стремилась стать профессиональной певицей с детства, и ее мечта сбылась: несмотря на то, что она опоздала на вступительные экзамены в Ленинградское училище имени Н.А. Римского-Корсакова, ее согласись прослушать и приняли без экзаменов. Позднее Людмила Петровна стала не просто народной артисткой, а олицетворением всего доброго и светлого.
Что было важным и ценным для Людмилы Петровны, часто приходившей на помощь даже незнакомым людям?

Директор Мемориального музея-квартиры Иоанна Кронштадтского, священник Геннадий Беловолов, называл народную артистку Людмилу Петровну Сенчину «праздничной» певицей. Она и вправду несла в своём искусстве свет, чистоту и дух праздника, которыми всю жизнь щедро делилась с людьми.
Людмила родилась в селе Кудрявское Николаевской области, в 1950-м году. Петь начала ещё в детстве. По-другому и быть, пожалуй, не могло: отец девочки работал директором сельского дома культуры. Ни одно выступление художественной самодеятельности не обходилось без Люды Сенчиной. Односельчанам нравился её голос. Тогда же девушка услышала по радио о том, что Ленинградское училище имени Римского-Корсакова объявляет набор студентов. И уговорила маму, чтобы она отвезла её в город на Неве. Пока собирались, пока добрались — оказалось, что экзамены уже закончились. Но случилось, как говорила сама Сенчина, чудо. Узнав, что девушка приехала издалека, её согласились прослушать. И — приняли!
Первым большим успехом Людмилы стала песня Золушки. Сенчина исполнила её на новогоднем «Голубом огоньке» 1972 года. А уже на другой день вся страна напевала: «Хоть поверьте, хоть проверьте...». Кристально чистый голос певицы и доверительная манера исполнения сразу же находили отклик в сердцах зрителей. На концертах, сидя у телевизоров или радиоприёмников, люди с первых нот подхватывали её песни: «Лесной олень», «По камушкам», «Аист на крыше». Для своих слушателей Людмила Сенчина стала олицетворением всего доброго и светлого. Они и вправду была именно такой.
Коллеги по сцене вспоминали: Людмила Петровна отличалась глубокой, искренней любовью к людям. Редкий благотворительный концерт обходился без её участия. И если певица видела, что человек попал в беду, то всеми силами старалась ему помочь. Так, например, однажды она прочитала в газете статью о парализованном парне, от которого отказались родные. Сенчина связалась с редакцией, узнала адрес и телефон молодого человека. Оказалось, он живёт в Перми. Это ничуть не смутило Людмилу Петровну. Она села в самолёт и через несколько часов была на месте. Позвонила. Привезла тёплые вещи, варенье, которое сама варила. Оплатила полный курс реабилитации, подарила домашние тренажёры. Молодому человеку удалось восстановиться. Появилась речь. И первыми словами стала благодарность Людмиле Сенчиной за её помощь.
Ещё один случай вспоминал протоиерей Геннадий Беловолов. Много лет священник устраивал в Большом Драматическом театре Петербурга «Таисиинские вечера» — концерты памяти игумении Таисии Леушинской, монахини и духовной писательницы. Однажды ему пришла в голову мысль позвать Людмилу Сенчину, чтобы она исполнила песню на стихи матушки Таисии. Священник немного сомневался — знаменитая певица могла запросить немалый гонорар. И всё-таки набрал номер Сенчиной. Когда Людмила Петровна узнала, что мероприятие духовное, то заявила, что о гонораре не может быть и речи. «Ничего не нужно. Я спою во славу Христа», — сказала она.
В январе 2018 года Людмила Сенчина готовилась выступить на концерте, посвящённом годовщине снятия блокады Ленинграда. Но буквально за два дня до мероприятия певица скончалась. У неё был рак. Об этом знали только близкие. До самого конца она, превозмогая боль, продолжала выходить на сцену и петь. В её репертуаре была песня под названием «Спасибо вам, люди!». В ней есть такие строчки: «Я выйду из дома, и кто-то со мною окажется рядом...». Людмила Сенчина и сама всю жизнь находилась рядом с людьми.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Александр Пушкин «Евгений Онегин» — «Искушение самооправдания»

Фото: PxHere
Самооправдание достаточно редко встречается в чистом виде. Мало кто беззастенчиво скажет: «Это мои родственники, соседи, обстоятельства мешают мне быть таким, каким меня хочет видеть Бог». Самооправдание хитрит и камуфлируется. Яркий образец подобной маскировки можно найти в «Евгении Онегине» Александра Сергеевича Пушкина.
Главный герой по семейным обстоятельствам из Петербурга приезжает в деревню. Там он знакомится с соседними помещиками — молодым поэтом Ленским и сёстрами Лариными, одна из сестёр — Татьяна — признаётся ему в любви. Но Онегин не отвечает ей взаимностью. Вскоре он уезжает из деревни, много путешествует, а когда приезжает в Петербург, встречает на балу уже замужнюю Татьяну. Онегин понимает, что любит Татьяну. Он пишет ей письмо, признаваясь в своих чувствах. Перечисляя разлучившие их обстоятельства, Онегин упоминает и смерть своего друга, Ленского. Вот как он это делает:
«Ещё одно нас разлучило...
Несчастной жертвой Ленский пал...»
Складывается впечатление, что Онегин непричастен к гибели друга. Но это не так, ведь Ленский погиб на дуэли, а стрелял в него сам Онегин. Однако убийца не видит своей вины, настолько им овладело самооправдание.
«С того момента как человек оправдывает то, чему нет оправдания, он отделяет, изолирует себя от Бога», — говорил преподобный Паисий Святогорец, один из самых известных подвижников двадцатого века. Душевное опустошение, охватившее Онегина в финале романа, связано в том числе и с его неспособностью увидеть себя без личины самооправдания.
Тем ярче выступает на этом тёмном фоне внутренняя красота Татьяны. Несмотря на то, что она со времени их первой встречи в деревне любит Онегина, Татьяна без колебаний выбирает верность мужу.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Великосельский Кремль (с. Великое, Ярославская область)

Есть под Ярославлем село Великое. Первые письменные упоминания о нём относятся к концу 14 столетия. На его древней земле русские воины бились с ордынцами и сходились в междоусобных схватках удельные князья. В 1612-м по пути на Москву в Великом останавливались войска Народного ополчения Минина и Пожарского. А в 1702-м здесь побывал Пётр Первый. На одном из великосельских домов сегодня можно даже увидеть табличку, которая сообщает, что именно здесь царь тогда заночевал. Позже Пётр пожаловал село Великое своему ближайшему соратнику, фельдмаршалу, князю Аниките Репнину. В 1709-м году по распоряжению нового владельца в селе был построен храм Рождества Пресвятой Богородицы — в память о разгроме шведов под Полтавой. Спустя тридцать лет потомки фельдмаршала возвели рядом с Богородице-Рождественским ещё один храм — Покровский. А между ними — высокую многоярусную Соборную колокольню. Уже в то время величественный храмовый ансамбль в центре села, на берегу пруда стали именовать Великосельским Кремлём. Именно так называют его и сегодня. Сохранившийся до наших дней Великосельский Кремль — одна из жемчужин Ярославщины.
Добраться до села Великое из Москвы несложно: на 253-м километре Ярославского шоссе сворачиваем направо по указателю «Гаврилов Ям». Ещё 11 километров, и мы на месте. Кремль виден сразу. Над приземистым одноэтажным зданием из красного кирпича — пять больших, цвета сочной летней зелени, чешуйчатых куполов. Чуть поодаль — изящная, лёгкая белокаменная Покровская церковь с голубой кровлей и такого же цвета главками. Объединяет два этих очень разных с точки зрения архитектуры храмов высокая арочная колокольня. Сохранились фрагменты ограды, которая когда-то опоясывала храмовый комплекс — ворота и три угловые башенки-часовни.
С начала 1930-х Великосельский Кремль стоял закрытым и заброшенным. Вернули его Русской Православной Церкви только в 2004 году. К счастью, ансамбль удивительно хорошо сохранился. На алтарных окнах Покровского храма можно увидеть цветные изразцы — бело-голубые плитки с миниатюрными изображениями церквей, фигурами людей и животных. Внутри Богородице-Рождественского храма сохранились фрагменты фресок — иллюстрации евангельских притч и Христовых чудес. А на западной стене изображён Страшный суд. В ходе реставрации, которая идёт полным ходом, старинные фрески будут восстановлены. Но чтобы полюбоваться величественным Великосельским Кремлём, не обязательно ждать окончания работ. Можно приехать в Великое прямо сейчас. Помолиться в храмах Кремля и прикоснуться к его истории.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Итак, она звалась Татьяна. Анна Леонтьева

Мы долго искали няню, когда детей стало трое. Надо было иногда оставаться с мужем вдвоем. Сходить в театр. Отъехать по работе в другой город. Хотелось православную, надежную нянечку. Никак не получалось, наверное мы были очень трепетными родителями, но и объективно сложно найти того, кому можно доверить самое дорогое. Когда Татьяна вошла в наш дом — все тревоги ушли сразу. Она была, как Татьяна в романе Евгений Онегин:
«Она была нетороплива, не холодна, не говорлива, без взора наглого для всех, без притязаний на успех, без этих маленьких ужимок, без подражательных затей... Всё тихо, просто было в ней...»
Не могла не привести эту любимую мною цитату из романа, где много частиц НЕ и БЕЗ. Так великий поэт, без описания внешности Татьяны, просто отсекая ЛИШНЕЕ, передает нам покой и целомудрие, которые исходят от этого женского образа!
Проще сказать: в нашей Татьяне мы услышали ту самую мирную, теплую душевную тишину, которая рождается только простой, детской даже верой и усердной молитвой. И как мы оказались правы! История жизни у Танечки была не то чтобы очень простая, были и ошибки, и неудачи, но оставалось вот это главное: мирное и молитвенное. Наверное поэтому к ней тянулись люди, пошатнувшиеся в вере. Пытающие обрести её заново.
Вот, например, какая история случилась с Татьяной и прихожанином её храма — назовем его Виктор. Начиная путь в Церкви, многие из нас по неопытности и горячности жаждали чудес, откровений и быстрых духовных даров. Виктор был в этом числе, и в какой-то момент начал разочаровываться и в православии, и в Церкви. Причём по своему темпераменту разочаровывался ярко и с напором. Подходит как-то в церковном дворе к нашей Татьяне и говорит: «Ну кто мне докажет, что Бог есть? Где Он, ваш Бог?» Разгорячился, раскричался, снял крестик и бросил его в сугроб. И ушел. Татьяна повздыхала, поискала крестик, но в сугробе было его не найти.
Прошло время, заканчивалось лето. Виктор пришел снова во дворик при церкви. Что-то мне подсказывает, что душа-христианка просилась обратно, не просто же так пришел! И снова встретил Татьяну. Была темная, предгрозовая погода, тяжелые тучи как будто душили день, небо казалось мрачным и беспросветным. «Ну что, где Бог-то?» — снова заспорил Виктор, — «Нашла где на Него посмотреть?»
И тут в небе образовалась маленькая дырочка, и в лучах пробившегося снопа света ликующе засверкали церковные купола. «Так вот же Он!» — радостно воскликнула Татьяна с такой убежденностью, что Виктор смущенно замолчал, тоже глядя наверх, на купола. В этот момент Татьяна опустила глаза и подняла с земли крестик, брошенный зимой в сугроб. Не замели, не затоптали крестик! Татьяна бережно протерла его рукавом, поцеловала — и надела Виктору на шею. «Твой!» — радостно сказала она... Виктор постоял и ушел, ошеломленный...
Что его так потрясло? Сияющие во мраке купола? Найденный крестик? Или сцена, как из художественного фильма? Он не сразу вернулся в Церковь. Но он вернулся. Я думаю, его привела в чувство вот эта теплая и простая внутренняя вера нашей Татьяны. Буквально детская вера.
Христос сказал: «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царства Небесного».
Благодарю Господа, посылающего в мою жизнь людей, которые так сильно и так просто держат плуг и даже не думают никуда оглядываться! Именно ради них нам, сложным и сомневающимся, открываются небеса.
Автор: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Частное мнение