
Священника Дмитрия Смирнова называли самым многодетным отцом Москвы. И не случайно: на его попечении постоянно находилось более пятидесяти сирот — ребятишек, от которых отказались родители. Непростые, порой с серьёзными проблемами со здоровьем, всеми, казалось, отверженные — благодаря отцу Дмитрию они находили тепло, любовь и семейный уют. «Они мне все как родные», — говорил батюшка, создавший в Москве несколько частных детских домов семейного типа. Заботе об обездоленных детях протоиерей Дмитрий Смирнов посвятил более двадцати лет жизни.
Он сам родился в многодетной семье — родители батюшки воспитывали троих детей. Отец Дмитрия, Николай Смирнов, служил настоятелем храма Ивана Воина на Якиманке. Священником был и прадед — иерей Василий Смирнов, расстрелянный большевиками за веру в 1938-м, а в 2000-м прославленный Церковью как священномученик. Однако Дмитрий по стопам отца и деда пошёл не сразу. Поступил на художественный факультет Московского государственного педагогического института. А когда в 1973-м его окончил, вдруг почувствовал призвание — быть священнослужителем. И снова — учёба. Экстерном, за два года, Дмитрий окончил Московскую духовную семинарию, а следом — Московскую духовную академию. В 1979 году состоялось рукоположение — Дмитрий Смирнов стал священником.
В 1991-м батюшку назначили настоятелем храма святителя Митрофана Воронежского. Именно тогда у отца Дмитрия родилась идея семейного детского дома. Приход активно помогал приютам, и батюшка не раз обращал внимание на то, что эти учреждения буквально переполнены. «После распада СССР, как это бывает в нестабильные времена, появилось много брошенных детей», — рассказывал он. Как раз в то время неподалёку от храма закрылся детский сад. Здание пустовало. Батюшка решил выкупить его, и открыть свой детский дом. Деньги на покупку собирали среди прихожан, вложил отец Дмитрий и личные средства. В бюрократическом плане задача оказалась непростая. Но благодаря молитвам, энтузиазму и напору отца Дмитрия, всё получилось! Очень быстро набрались воспитанники — первые 20 человек. По словам сотрудников, протоиерей Дмитрий Смирнов очень быстро находил с каждым ребёнком общий язык. А дети были разные — большинство из неблагополучных семей, многие — с опытом беспризорной «уличной» жизни. Батюшка сумел выстроить между педагогами и детьми открытые, доверительные, близкие отношения.
В 2001-м году протоиерея Дмитрия Смирнова назначили председателем Синодального отдела по взаимодействию с вооружёнными силами. При этом отделе по его инициативе появился ещё один приют. Там воспитывались дети военных, погибших в «горячих точках» — те, у кого не осталось ни отца, ни матери. Ещё один детский дом отец Дмитрий открыл при храме Успения Божьей Матери в подмосковном селе Мышкино — знаменитый «Павлин», названный так в честь святителя Павлина Милостивого. У этого святого первых веков христианства не было своих детей, и он усыновил множество сирот, которых воспитывал в духе благочестия. Для своих воспитанников отец Дмитрий был отцом во всех смыслах этого слова — духовным наставником и по-настоящему родным человеком. Коллеги вспоминали, что батюшка как никто другой умел слушать детей. Не читать нотации, а прислушиваться к каждому из них. И это был очень действенный метод. Даже самые сложные ребята, покидая детские дома отца Дмитрия, находили себя в жизни.
В 2013-м году протоиерей Дмитрий Смирнов был назначен председателем Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства. На этом посту батюшка активно взаимодействовал со светской властью, и стал инициатором многих важных мер, направленных на поддержку семьи — от разного рода социальных льгот до материнского капитала. В 2020-м году протоиерей Дмитрий Смирнов скончался. Но семейные детские дома, которые он создал, продолжают жить. Коллеги, продолжатели его дела, вспоминая батюшку, называют его сердцем и душой каждого из приютов. И счастливым человеком — потому что он любил Бога и людей.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Геническ (путешествие по городу)

Фото: PxHere
Геническ расположен на берегу Азовского моря, у основания Арабатской косы, которая дотягивается до Крыма. Эта полоска суши похожа на стрелу. Длина её — более ста километров, а ширина в некоторых местах — менее трехсот метров. Узкая коса и дала название селению — Геническ в переводе с тюркского означает «тонкий». Село было основано в 1784 году по указу Екатерины Второй для добычи соли. Его жителями стали государственные крестьяне, перевезённые из других регионов России. Они не только добывали соль, но и выращивали хлеб, держали скот, ловили рыбу. В годы Крымской войны 1855 года Геническ служил надёжным тылом для русской армии. Он пострадал от обстрелов, но быстро восстановился. В 1904 году здесь построили величественный собор Рождества Богородицы. Он стал символом Геническа, который к тому времени получил статус города. После революции 1917 года храм закрыли. Он долгое время бездействовал, но был возрождён в 1989-ом. И по сей день остается духовным центром Геническа!
Радио ВЕРА в Геническе можно слушать на частоте 103,1 FM
Псалом 18. Богослужебные чтения

Быть может, вы слышали мысль Гильберта Честертона о том, что самый несчастный человек — это атеист: ведь когда он смотрит на великолепие заката, ему некому сказать «спасибо!». 18-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, — и есть одно развёрнутое «спасибо» Богу за восхитительную красоту творения. Давайте послушаем!
Псалом 18.
1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь.
3 День дню передаёт речь, и ночь ночи открывает знание.
4 Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их.
5 По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их. Он поставил в них жилище солнцу,
6 и оно выходит, как жених из брачного чертога своего, радуется, как исполин, пробежать поприще:
7 от края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его.
8 Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых.
9 Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи.
10 Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны;
11 они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще мёда и капель сота;
12 и раб Твой охраняется ими, в соблюдении их великая награда.
13 Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня
14 и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения.
15 Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой!
Прозвучавший сейчас псалом очень интересно скомпанован: сначала идёт восхваление Бога через красоту видимого творения, потом резкая смена регистра — и речь уже о красоте Закона, данного Богом человеку, затем ещё одна смена — и уже перед нами — песня о глубине человеческого сердца. И эта композиция — не случайна: псалмопевец словно бы поднимает нас всё выше и выше — переводя при этом наше внимание от внешнего, очевидного, к внутреннему, сокровенному.
Очень интересно и то, как псалмопевец обращает внимание на солнечное светило: оно, словно восторженный жених, каждое утро выходит из своего брачного чертога — и каждый день — не так же, как вчера, а словно бы заново. Честертон в одной из глав своего произведения «Ортодоксия» предлагает такое размышление — которым было бы грех не поделиться: «Солнце встаёт каждое утро. Я не встаю каждое утро; но перемена происходит не из‑за моей активности, а скорее — из‑за моего бездействия. ... Дети ритмично топочут ногами от избытка, а не от недостатка жизни. Потому что они изобилуют жизнью, потому что в них дух яростен и свободен, они хотят повторений — неизменных повторений. Они всегда говорят: „Ещё!“. И взрослый делает это снова, пока почти не сломается. Ведь взрослые недостаточно сильны, чтобы ликовать в однообразии. Но быть может, Бог достаточно силён, чтобы ликовать в однообразии. Возможно, Бог говорит каждое утро: „Ещё!“ солнцу, и каждый вечер: „Ещё!“ луне. Возможно, не сухая необходимость делает все ромашки одинаковыми; возможно, Бог создаёт каждую по отдельности, и никогда не устаёт это делать. Возможно, у Него вечно жажда младенчества; ибо мы согрешили и состарились, а наш Отец моложе нас. Повторение в природе — это не просто повтор, это театральный бис».
Именно такого — словами Честертона — «младенческого ликования» даже в самом, казалось бы, привычном однообразии мне и хотелось бы пожелать всем нам — а настроить нас на такой лад очень хорошо помогает 18-й псалом!
Псалом 18. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 18. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 18. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Псалом Давида
2 Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь.
3 День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание.
4 Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их.
5 По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной лова их. Он поставил в них жилище солнцу,
6 и оно выходит, как жених из брачного чертога своего,
радуется, как исполин, пробежать поприще.
7 От края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его.
8 Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых.
9 Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи.
10 Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны.
11 Они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота.
12 И раб Твой охраняется ими; в соблюдении их великая награда.
13 Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня;
14 и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения.
15 Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой!