В тысяча восемьсот тридцатом году в Москве разразилась эпидемия холеры. Окружённый карантинами, город словно перешёл на осадное положение: улицы опустели, редкие прохожие испуганно сторонились зловещих чёрных повозок с жертвами эпидемии. Сам император Николай Первый прибыл в Первопрестольную, чтобы утихомирить начинающуюся панику, принять противохолерные меры и поддержать москвичей. По его распоряжению для помощи нуждающимся был создан комитет из почётных жителей Москвы — богатых купцов и помещиков. За их счёт были организованы двадцать больниц в разных частях города, чьи пациенты снабжались всем необходимым; также была устроена раздача продуктов и денег обездоленным.
Неустанным и щедрым жертвователем на дела Комитета стал богатый помещик Дмитрий Петрович Горихвостов. Очень переживал Дмитрий Петрович за бедных вдов и сирот, потерявших кормильцев и оставшихся без средств к существованию, закупал для них продукты, тёплые вещи, одеяла и бельё. Эпидемия не унималась: страшная болезнь уносила все больше жизней.
Однажды Горихвостова осенила идея. Он вспомнил совет своего духовного наставника, митрополита Московского Филарета Дроздова: «Нищих и бескровных введи в дом твой, к сердцу твоему прими воздыхания сирот безродных». Так и следовало поступить! Горихвостов купил у родителей поэта Тютчева трёхэтажную усадьбу близ улицы Покровки, решив открыть в ней богадельню для вдов и сирот. Приют состоял из двух отделений: в первом жили на полном содержании шестьдесят две одинокие вдовы и сироты, во втором — семьдесят пять вдов с детьми. Проживающие размещались в светлых просторных залах старинного дома с высокими потолками, мраморными колоннами и подоконниками. Богадельня считалась лучшей в Москве, поскольку Горихвостов пожертвовал для нее не только дом, но и крупный капитал для содержания призреваемых. С помощью этих средств все вдовы и сироты обеспечивались необходимым для пропитания, к тому же каждая получала ежемесячное пособие в два рубля на личные расходы. Дмитрий Петрович не оставлял своими заботами Горихвостовскую богадельню — именно так её называли москвичи — а в праздничные и воскресные дни молился вместе с насельницами приюта в домовом храме во имя великомученика Димитрия Солунского. Храм располагался на втором этаже в северном крыле и был соединён тёплыми коридорами со всеми этажами здания. Церковь украсили росписью «Спас с предстоящими» на потолке, а по стенам её разместили фрески с изображением евангельских сюжетов и ликов ветхозаветных пророков.
Но не только приюту помогал Дмитрий Петрович. Щедрый благотворитель пожертвовал четыреста шестьдесят тысяч рублей на организацию Измайловской военной богадельни, а в устройство первой Детской больницы в Москве вложил двести тысяч рублей. Не забывал Дмитрий Петрович и о Церкви: возродил храм святых бессребреников Космы и Дамиана в своей усадьбе Космодемьянской около Москвы. Благодаря его пожертвованиям рядом с Космодамианской церковью был построен дом для священнослужителей, причём Горихвостов оставил ещё двенадцать тысяч рублей для обеспечения причта.
Дмитрий Петрович всю жизнь с радостью и готовностью помогал страждущим, сиротам и беднякам. И они не забыли его доброты: на похороны Горихвостова в тысяча восемьсот сорок шестом году пришло великое множество облагодетельствованных им людей. Архимандрит Богоявленского монастыря Митрофан говорил перед отпеванием Дмитрия Петровича: «Дела веры, благочестия и любви к Богу и ближним не подлежат тлению и разрушению. Они нетленными переходят туда, где обитает бессмертный дух человека, где царствует во славе Иисус Христос».
Все выпуски программы Имена милосердия
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 226 зач., IV, 17-25.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Имея опыт совершения грехов, всякий знает, что каждый последующий грех мучает меньше предыдущего, так что можно дойти до практически полного безразличия к тому или иному греху. Что в подобные моменты происходит с душой и как быть в такой ситуации христианину? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 4 главы послания апостола Павла к Ефесянам, который читается сегодня в храме во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
17 Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего,
18 будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их.
19 Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью.
20 Но вы не так познали Христа;
21 потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, так как истина во Иисусе,
22 отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях,
23 а обновиться духом ума вашего
24 и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины.
25 Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу.
Когда-то в университете на курсах риторики нам рассказывали том, как человек привыкает к неправде. Когда в ответ на прямой вопрос лжёт ребёнок, он закрывает ладонью рот, будто бы испугавшись того, что сказал и сделал. Когда же обманывает взрослый, его могут выдать жесты, т.к. он машинально может касаться губ или подбородка. Это не всегда так, но иногда тело выдает состояние души. Что же происходит, когда ребёнок вырастает? Грех становится привычкой и человек перестаёт его замечать. В таких ситуациях люди прекрасно понимают, что делают, но перестают чувствовать внутреннее беспокойство совести при совершении нравственного преступления.
Обращаясь к ученикам, апостол Павел заклинает их не поступать так, как поступают иные народы. Что же именно его беспокоило? Самое страшное, что вообще может беспокоить верующего: возможная отчуждённость учеников от Бога. Человек, который стал Богу чужим, может позволить себе всё что угодно, ведь Бог и Его замысел становятся для него неинтересными. Путь, которым люди могут прийти к этому бесчувствию двойственный. Он заключается в невежестве и ожесточении сердца. Человек отказывается знать правду Божию, отказывается воспринимать Его откровение о мире и позволяет своему сердцу огрубеть, стать невосприимчивым ко греху, ко всякой злобе и нечистоте. При этом навык ожесточения оказывается особенно страшным, потому что приводит человека к тому, что человек совершенно перестает ощущать те или иные грехи. Слова, которые употребляет апостол, говоря о бесчувствии язычников, дословно можно понять так: «они обезболили сами себя». И речь, конечно, о нравственной боли, которую они больше не чувствуют. Впрочем, говорится это обо всех грехах и, кстати, совсем не обязательно о грехах, связанных с распутством. Фарисеи, окружавшие Христа, старались соблюдать закон и внешне были вполне благочестивы, но их сердца стали совершенно безжалостными, и они перестали чувствовать чужую боль. И сегодня, приходя на исповедь, человек может переживать о том, что не успевает читать утренние и вечерние молитвы, но даже не вспоминает того, что разорвал всякое общение с родственниками, которые, по его мнению, неправильно с ним поступили. В итоге подобная грубость души приводит его к тому, что, даже преодолевая невежество и открывая для себя Христа, подлинно познать Его человек не может. Всё читает, формально всё знает, но общей жизни со Христом не имеет, потому что от греховной жизни не отказывается.
Что же отличает учеников Христовых? Они узнали Его не так, как узнали остальные. Это было не просто знанием со стороны, потому что во Христе они научились отложить прежний образ жизни. Не привыкнуть к нему, не оправдать его, не закрыть на него глаза, но осознать его неправильность и снять как ветхую, истлевшую одежду, для того чтобы стать новым человеком и воссоздать свою жизнь по Богу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Духовные смыслы в произведениях Лермонтова». Георгий Москвин
У нас в студии был доцент филологического факультета МГУ Георгий Москвин.
Разговор шел о духовных темах в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова и, в частности, в романе «Герой нашего времени».
Все выпуски программы Светлый вечер
Интонация: иногда важно не что, а как!
Вы уверены, что разговариваете словами? Странный вопрос, не правда ли? Ведь известно, что с помощью слов мы передаем информацию, и храним ее в письменных источниках. Но есть нечто, что даже важнее слов, особенно в ситуации общения. Вы, наверное, догадались, что я говорю об интонации. Именно она передает самый важный смысл сообщения.
Лингвисты насчитали более 100 видов интонации. А ученый и языковед Всеволодский-Гернгросс выделил 16 основных видов, среди которых: пригласительная, просительная, перечислительная, звательная, повелительная, убедительная и другие.
Какую интонацию выбираем мы — зависит от нашего характера и цели высказывания. Одну и ту же фразу можно сказать по-разному. От этого во многом зависит, как люди воспримут ваши слова.
Например, я могу сказать с восхищением: «У меня нет слов, чтобы выразить свои чувства». Или с насмешкой. Или с недовольством. И от этого мой собеседник будет испытывать либо радость, либо дискомфорт.
Если вы хотите гармоничного общения и взаимопонимания, то стоит проследить за интонацией. Прибавить голосу мелодичности и размеренности, убрать напряженные нотки, поправить дыхание. И главное — настроить себя на позитивную волну. Ведь наш собеседник воспринимает именно наше состояние, а не только словарный смысл слов. Как писал блаженный Августин: «Часто мы говорим неточно, но нас понимают». Интонация выдаст истинное отношение к ситуации и поможет пониманию друг друга. Поэтому очень важно следить не только за тем, что мы говорим, но и за тем — как. Попробуйте записать свой диалог с кем-нибудь на диктофон и послушайте. Возможно, после этого вы захотите поработать над интонацией.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова